Смех

СМЕХ — психофизиологическое явление, лежащее в основе комизма и определяемых им литературных эффектов от просто смешного, забавного, до сатиры и комедии. Природа смеха и связанных с ним литературных явлений до сих пор представляется недостаточно уясненною. Наиболее близкими к существу дела можно считать положения о природе смеха в жизни и литературе, развитые в работе Г. Бергсона: «Смех в жизни и на сцене» (СПБ. 1900), и согласующиеся в целом и частностях с обширными кругами явлений комического.

Смех — явление, свойственное исключительно человеку. Следовательно, смех как-то непосредственно связан с тем, что более всего отличает от животных человека, с его рассуждающим интеллектом. В то же время смех, начиная с улыбки, есть выражение какой-то жизненной радости, чувствуемой, и в той или иной мере осознанной. В смехе есть также некоторые элементы, утверждающие какое-то превосходство того, кто смеется, над тем, что вызывает смех, забаву над собой, осмеяние. Смех есть явление по преимуществу социальное; он доставляет человеку наибольшую долю удовольствия, когда разделен с кем-либо, в действительном общем заразительном смехе, напр., при представлении забавных сцен в театре или по крайней мере в воображении — при чтении комического произведения, напр., мы воображаем себе смеющегося автора и т. п.

Ни мертвая природа, ни живая, без отношения к человеку, не возбуждает ни в каких случаях смеха; здесь забавны могут быть только редкие примеры игры случайности, напомнивших нам неожиданно мир человека (какая-нибудь скала, оказавшаяся неожиданно живым подобием уродливого лица или прыжки и движения животного, неожиданно напомнившие ухватки человека (цирковые эффекты животных, изображающих людей и т. п.). По остроумному объяснению Бергсона, наш смех есть выражение радости нашего осознанного бытия, той радости жизни как бы себялюбивой, которая невольно вспыхивает в нас, когда перед нами является нечто, свидетельствующее, что пред нами живая и полная жизнь была только что нарушена вторжением в эту жизнь какого-либо мертвого, косного, механического, автоматического начала. Сказавшись в человеческом существе или обществе, это чуждое жизни начало как-то умалило сейчас его жизненность. Мы это ощутили и на миг радуемся, что это умаление собственно нас не коснулось, что мы оказались выше его, и это себялюбивое удовольствие мы выражаем смехом. Таким образом смех есть знак удовольствия от почувствованного нами своего превосходства над враждебным живому мертвым или косным началом. В этом легко убедиться, если проследить простейшие примеры комических эффектов — напр., от неожиданного забавного падения человека, которому это не повредило — продолжая более сложными эффектами, и кончая самыми тонкими и глубокими. Во всех явлениях смеха первенствующую роль играет именно это вторжение в жизнь чего-то косного. Поэтому и в основе всякой общественной сатиры лежат явления борьбы живой жизни с некоторою косностью и механичностью, излишнею устойчивостью общественного уклада; явления борьбы индивидуальной жизни против привычек и устойчивых обычаев. Смех следовательно является самозащитой общественных групп от их омертвения.

Смешны противоречия жизненности разной степени в людях и обществе (например, проказливая молодость и размеренное однообразие привычек стариковства и т. п.) или противоречия жизненности между людьми различных общественных групп (комизм, напр., барина, аристократа в сопоставлении его с трудовым людом в обстановке его привычного и гармонически идущего труда, а иногда и наоборот). То же подтверждается таким простейшим примером комического, как изображение живыми людьми механических фигур: принцип этого смехотворного противоречия объясняет, почему бывает так комична и вызывает смех всякая механизация жизни, ее регламентация и бюрократизация и т. д. и т. п. Против механизации живой органической жизни в смехе восстает все наше живое сознание. Но смех легко и часто гаснет. Над страшным непосредственно — смеяться трудно. Уродство вмешательства в живую жизнь косных и механических начал иногда приобретает пугающий характер, и мы боимся тогда победы этих начал над жизнью: во многих подобных случаях смех делается болезненным, истерическим и выражает не торжество человека над мертвым и косным, а трагический его ужас пред смертью, побеждающей живое («Мертвые Души» Гоголя, «Игрушечного дела люди» у Салтыкова, бездушные обыватели Чехова). Так мы, напр., болезненно воспринимаем некоторые эффекты пугающего смеха Гоголя (конец «Ревизора», некоторые страницы «Мертвых Душ») или смеха Салтыкова. Так начавшись с легкого, с усмешки, от жизнерадостно действующего — забавного, смех переходит иногда в свою прямую противоположность, к горьким слезам о гибели жизни. С этими особенностями связано и явление разложения смеха у многих сатириков и юмористов: у них в конце концов раскрывается нередко мрачное, вовсе не жизнерадостное созерцание. Известен классический анекдот о мрачном Полишинеле. Примеры: — Свифт, наш Гоголь, Глеб Успенский, Чехов, Салтыков. Разложение смеха у чистых юмористов связано с особенностью юмора (см. это слово), как настроения человеческой души, которое не только осмеивает ниже стоящий мир смехотворного, но и чувствует свое собственное тесное и теплое родство с ним; юмор нетолько обличает, как чистая рассудочная сатира, но и болеет за мир и людей, среда которых схватывает и чувствует достойные осмеяния элементы мертвого, косного и механического. Отсюда у юмористов, с отличающего их складкой живой чувствительности, особая легкость перехода к плачу о людях. Угасание смеха у смехотворцев иного склада, у чистых сатириков, у которых преобладает рассудочное превосходство ума над глупой механической жизнью, переходит не в плач, а в пророческое обличение и негодование; под ударами сатирического бича люди уже не смеются (эффекты убийственно мрачной сатиры Свифта на человечество или сатиры Салтыкова, о которых передает Тургенев, что при чтении его очерков в обществе люди иногда не смеялись уже, а корчились в какой-то тягостной, мучительной судороге).

Смех в русской литературе освещен исследователями ее пока очень недостаточно. Русский смех то склоняется к светлому юмору (Пушкин, Гоголь, Островский, Глеб Успенский, Чехов), но так же и к жесткой сатире (Салтыков), при чем у нас ярко обрисовалось в истории юмора и сатиры вышеуказанное явление — разложение смеха у смехотворцев, что особенно сильно у Гоголя, Гл. Успенского, Чехова. Русский юмор окрашен также элементами малороссийского юмора — Гоголь и южанин Чехов и т. д. Каррикатура и летучая сатира и юмористика журналов не получили у нас, в связи с политическим гнетом (смех пуглив), достаточного развития, хотя моментами играли в литературе значительную роль (юмористика XVIII века, «Свисток» и «Искра» в 50—60-е г.г., вспышка политической сатиры после 1905 г.).

В. Чешихин-Ветринский.

Источник: Словарь литературных терминов на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. смех — -а (-у), м. 1. Характерные прерывистые горловые звуки, вызываемые короткими выдыхательными движениями при проявлении веселья, радости, удовольствия и т. п. Заливаться смехом. Не удержаться от смеха. Взрыв смеха. Малый академический словарь
  2. СМЕХ — СМЕХ – культурно-психологический феномен, в котором выражается способность человека к обнаружению комических ситуаций, содержащихся в жизни и искусстве. Новая философская энциклопедия
  3. смех — орф. смех, -а и -у Орфографический словарь Лопатина
  4. смех — Сме/х/. Морфемно-орфографический словарь
  5. смех — Индоевропейское – (s)mei- (смеяться, смех). Общеславянское – smech. Старославянское, древнерусское – см(ять)хъ (веселье, радость). Слово «смех» в современный язык пришло из древнерусского, где встречается в памятниках XI... Этимологический словарь Семёнова
  6. смех — Без смеху (разг.) — серьезно, не шутя. ► Без смеху говорю, послушайся меня. Курам не смех — совершенно нелепо, крайне бессмысленно. ► Помилуйте, какие это выборы: курам на смех! Гончаров. На смех, не так, как нужно, только ради шутки или с целью насмешки. Фразеологический словарь Волковой
  7. смех — • безудержный ~ • буйный ~ • гомерический ~ • дикий ~ • неудержимый ~ • неукротимый ~ Словарь русской идиоматики
  8. Смех — Смех может выражать радость (Быт 21:6; Пс 125:2; Еккл 3:4; Лк 6:21), насмешку (Быт 18:13; Еккл 2:2; Иак 4:9), уверенность в ч.-л. (Иов 5:22). Бог смеется над людьми, к-рые в бессильной злобе восстают против Него (Пс 2:4; 36:13; 58:9; Притч 1:26). Библейская энциклопедия Брокгауза
  9. Смех — (Быт 18:13, Быт 21:6) — слово, означающее радость, насмешку, уверенность, удивление и т. п. Когда означенное слово употребляется о Боге, как, например, в Прит 1:26, то оно означает, что Бог презирает, или не обращает никакого внимания на известный предмет, или на известное лицо. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  10. смех — Улыбка, усмешка, хохот; умора Смех гомерический, неудержимый, неумолкаемый, сардонический, саркастический, мефистофелевский Гордая усмешка Взрыв хохота заглушил его слова Злорадное ржание недоброжелателей выставлять на смех, курам на смех... Словарь синонимов Абрамова
  11. смех — сущ., м., употр. очень часто (нет) чего? смеха и смеху, чему? смеху, (вижу) что? смех, чем? смехом, о чём? о смехе 1. Смехом называются прерывистые горловые звуки, которые издаёт человек в состоянии веселья, радости, удовольствия и т. п. Счастливый смех. Толковый словарь Дмитриева
  12. смех — Общеслав. Суф. производное (суф. -хъ) от того же корня, что смеяться. Этимологический словарь Шанского
  13. смех — О степени громкости, продолжительности, характере звучания и т. п. Адский (разг.), бархатный, басистый, басовой (басовый, устар.), беззвучный, беззубый, безудержный, бесшумный, бешеный (разг. Словарь эпитетов русского языка
  14. смех — СМЕЯТЬСЯ — ПЛАКАТЬ сов. засмеяться — заплакать Посмеяться — поплакать рассмеяться — расплакаться насмеяться — наплакаться смех — плач (см.) смешливый — плаксивый (см.) смешливость — плаксивость (см.) Смеяться веселым смехом — плакать горькими слезами. Словарь антонимов русского языка
  15. смех — • Бархатный (Белый). • Беззаботный (Засодимский, Тарутин). • Безоблачный (Тарасов). • Беспечный (Бальмонт, Круглов, П. Я., Надсон). • Брызжущий (Сергеев-Ценский). • Буйный (Кипен). • Бешеный (Полонский). • Веселый (Альбов, Брюсов, Кипен, Мельн. Словарь литературных эпитетов
  16. СМЕХ — СМЕХ — культурно-психологический феномен как специфическая оценочная реакция человека на действительность. Феномен С. амбивалентен: это, с одной стороны, С. формальный (примитивный, прасмех) —... Новейший философский словарь
  17. смех — СМЕХ, смеха (смеху), мн. нет, ·муж. 1. Короткие и сильные выдыхательные движения и открытом рте, сопровождающиеся характерными прерывистыми звуками, возникающие у человека, когда он испытывает какие-нибудь чувства (преим. Толковый словарь Ушакова
  18. смех — СМЕХ -а (-у); м. 1. Прерывистые горловые звуки, вызываемые короткими выдыхательными движениями при проявлении веселья, радости, удовольствия и т.п. Заливаться смехом. Не удержаться от смеха. Разразиться смехом. Счастливый с. Звонкий с. Нервный... Толковый словарь Кузнецова
  19. смех — Образовано суффиксальным способом от той же основы, что и глагол смеяться. Этимологический словарь Крылова
  20. смех — СМЕХ м. хохот, невольное, гласное проявление в человеке чувства веселости, потехи, взрыв веселого расположения духа; но есть и смех осмеяния, смех презрения, злобы и пр. У него смех весьма простодушный. Смех есть среднее выражение между улыбки и хохота. Толковый словарь Даля
  21. смех — Род. п. -а, укр. смiх, род. п. -у, др.-русск., ст.-слав. смѣхъ γέλως (Супр.), болг. смях, сербохорв. сми̏jех, род. сми̏jеха, словен. smẹ̑h, чеш. smích, слвц. smiech, польск. śmiech, в.-луж., н.-луж. směch. Др. ступень чередования гласного: др.-русск. Этимологический словарь Макса Фасмера
  22. смех — смех I м. 1. Прерывистые звуки, вызываемые короткими и сильными выдыхательными движениями как проявление радости, веселья, удовольствия и т.п. 2. разг. Что-либо смешное, достойное насмешки. II предик. разг. То же, что смешно II Толковый словарь Ефремовой
  23. смех — СМЕХ, а (у), м. 1. Короткие характерные голосовые звуки, выражающие веселье, радость, удовольствие, а также насмешку, злорадство и другие чувства. Весёлый с. С. сквозь слёзы (печальный смех). Покатиться со смеху (расхохотаться; разг.). Толковый словарь Ожегова
  24. Смех — I есть сложный акт, состоящий из модифицированных дыхательных движений в связи с определенной мимикой. Что касается первых, то при... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона