Песня

ПЕСНЯ. — Терминологически песня, как один из видов художественного слова, является родовым понятием. Она обнимает собой: а) первобытную, синкретическую песню б) народную песню и в) песню индивидуальную, так наз. — искусственную.

Первобытная песня — первичная форма художественного слова — была тем, неразложимым по началу, художественным организмом, развитие которого неуклонно шло путем дезинтеграции — распада на самостоятельные элементы, уже издавна откристаллизовавшиеся в лирику, эпос и драму. Синкретическая песня не знала граней, отделявших эти три формальных элемента, не знала она и художественного слова элиминированным от двух других видов искусства — жеста и музыки. Такое слияние этих трех элементов имело обоснование в том целевом назначении песни, какое последняя имела на первых ступенях человеческой культуры. Примитивное человеческое сознание, вовлеченное в процесс религиозных переживаний, для наиболее полного выражения овладевшего им экстаза, — этого постоянного спутника церемоний всех древних культур, — старалось использовать в едином религиозном действе все известные ему формы эстетического воплощения овладевших им эмоций. И, как следствие такой телеологической структуры песни, последняя, по началу, неразрывно была связана с жестом и музыкой, и в силу специфических особенностей языка, являющегося самым мощным орудием познания, — стала ядром, стержнем обрядового акта.

Историческая поэтика, изучая строение первобытной песни, установила главный ее признак: хоровое ее исполнение. У истоков песни, правда, уже смутно вырисовывается роль солиста, но постепенное усложнение и развитие песни идет, главным образом, до пути антифонии, т.-е. переменного пения двух хоров. Антифонизм определяет собой структуру древне-еврейских и древне-греческих песнопений, при чем не исключена возможность, что зарождение его связано с участием в обрядах женщин и мужчин, составляющих два отдельных хора. При этом песня строилась так, что один хор отвечал другому, захватывая часть пропетой другим хором строфы. Дальнейшее развитие песни повело к выделению певца, что знаменует собой создание таких песен, которые уже не были чисто обрядовыми: обособившись от безличного хора (но все еще оставаясь безыменным), певец вывел песню на ту широкую дорогу, которой идет ее развитие в современной нам народной поэзии, зародившейся в те времена, когда безыменные слагатели закрепили свое обособление от хора созданием несвязанных с культом форм: песни героического эпоса (см. Эпос), бытовой, сатирической и др. Но знак обрядового, еще дохристианского происхождения песни лежит и на всех остальных видах, явственно отмечая не только песни героического эпоса, но и современные народные. В этом отношении весьма показательно, что даже по истечении трехсот лет со дня принятия у нас христианства, церковная литература возбраняла петь песни, ибо такое занятие считалось навождением дьявольским (Буслаев. Ист. оч. русск. нар. слов, и иск. т. II, стр. 69), при чем церковному veto подлежали песни мирские, т.-е. народные песни. Этот характер народной песни, выросшей из дохристианской мифологии, обратил внимание еще до гонений на песню у нас и в Западной церкви, после Толедского собора (в VI в.) объявившей народную песню антихристианской. Героический эпос — самое ценное с художественной стороны в народной песне — у всех, народов несет печать языческой эпохи. Славянские героические (юнацкие) песни: Марко королевич, Секула, Угрин Янко, Косово, у нас Илья Муромец, Добрыня, Алеша, Садко, Дюк, Поток, Соловей Буд, Чурило, Михаило и др., германские «Беовульф», «Кудрун», «Нибелунги», исландская Эдда, финская Калевала и пр. и пр. — все они проникнуты дохристианской мифологией, являющейся скелетом народной героической песни. Теми же элементами языческого мировоззрения проникнуты и народные бытовые песни — наши колядки, щедровки, свадебные, веснянки, царинные, купальские, зажиночные, подблюдные и некоторые образцы провансальской поэзии, напр., поэма, сложенная в XI в., содержание которой заимствовано у Боэция.

Народная героическая песня, развившаяся в средние века и на западе получившая столь художественную обработку, в так наз. провансальской поэзии, в форме chansons de geste в настоящее время почти всюду приходит в упадок: ныне только на Балканах — в Черногории, Боснии, Сербии — слагаются новые песни этого типа, исполняемые вместе с ранее сложенными под звуки однострунной скрипки (гусле). Это явление, явно как и разительное ослабление народного творчества в создании песен других видов — бытовых, эротических и пр., констатируемое исследователями народной поэзии, находит себе объяснение. Методологическое указание для разрешения проблемы об упадке народной песни в настоящее время, дается, напр., Потебней (Из Зап. по теор. слов, стр. 138): «Народная поэзия и литература служат представителями двух различных состояний человеческой мысли, которые относятся друг к другу, как степени предшествующая и последующая». Развитие письменности, знаменующее непрерывный рост цивилизации и сопутствующее углублению социальных различий между группами, входящими в нацию — процесс, гибельный для народной песни. С одной стороны «происходит различение между urbanum и rusticum paganum между большим городом и провинцией, деревней, между цивилизованными классами и грубой чернью, несовместимое со всенародным поэтическим творчеством» (Пот. ib. 141). А с другой — закрепление художественного слова в письме, тот необходимый отбор изобразительных средств, какой имеет место в литературе, как основной принцип теории индивидуального творчества, знаменует собой следующий шаг человека по пути углубления познания. И в этом смысле письменная поэзия, в частности песня искусственная, играет ту же роль в организации нашего сознания, какую играет язык, с той только особенностью, что в письменной поэзии еще более нагляднее проступают черты, определяющие организующую роль языка (см. Язык). И как следствие — народная песня — поэзия устная — вытесняется песней искусственной. Эта последняя немыслима вне письменности. Авторы искусственной песни — Макферсон, Берне, Мериме, Беранже, Уланд, Кольцов и др. — заимствуют у народной песни характерные для последней приемы художественной обработки слова и стремятся затушевать знаки своей индивидуальности. Иногда им удается сего достигнуть, как, напр., Макферсону в Оссиановых песнях.

БИБЛИОГРАФИЯ. Пыпин — История русск. этногр. 1890—1, История русск. литер. 1898; Буслаев. Народная поэзия. 1887. А. Веселовский — Историч. поэтика, т. I. Потебня — Из зап. по теор. слов., 1905. Объяснение малор. и сродн. нар. пес, т. I и П. 1887. Child. Englisch and scottisch рор ballads (англ). Jeanroy. Les origines de la poésie lyrique en France (франц.). Kögel. Gesch. d. deutsch. litt. (герм).

Евгений Ланн.

Источник: Словарь литературных терминов на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. песня — сущ., ж., употр. очень часто (нет) чего? песни, чему? песне, (вижу) что? песню, чем? песней, о чём? о песне; мн. что? песни, (нет) чего? песен, чему? песням, (вижу) что? песни, чем? песнями, о чём? о песнях... Толковый словарь Дмитриева
  2. песня — песня ж. 1. Словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором. || Такое произведение в звучании, в момент исполнения. 2. перен. Поэтическое произведение (обычно лирического характера). Толковый словарь Ефремовой
  3. песня — ПЕСНЯ, и, род. мн. песен, ж. 1. Стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом, голосами. Русские народные песни. Хоровые, плясовые песни. Песни военных лет. Авторы популярных песен. П. без слов (напев, напоминающий песню). Толковый словарь Ожегова
  4. Песня — Народные праздники в Израиле часто сопровождались песнопениями. Но полные тексты П. дошли до нас в ограниченном количестве (2Цар 1:19-27). Библейская энциклопедия Брокгауза
  5. Песня — Наиболее распространённый род вок. музыки. Различают народную и авторскую (профессиональную) П. Эти два вида П. постоянно взаимодействуют: элементы нар. П. используются композиторами в своём творчестве, а наиболее популярные авторские... Музыкальная энциклопедия
  6. песня — Песенка спета чья — чье- н. преуспеяние, жизнь, счастье кончились, близятся к концу. ► О муза! Наша песня спета. Некрасов. Песнь песней — перен. о литературном произведении большого творческого подъема [по названию одной из библейских книг]. Фразеологический словарь Волковой
  7. Песня — Наиболее распространённый род вокальной музыки. П. подразделяются на народные (см. Народное творчество), профессиональные; они различаются также по жанрам, складу, формам исполнения и др. признакам (П. Большая советская энциклопедия
  8. песня — Пе́/сн/я. Морфемно-орфографический словарь
  9. песня — -и, род. мн. -сен, дат. -сням, ж. 1. Словесно-музыкальное произведение для пения. Колыбельная песня. Плясовая песня. Хоровая песня. Сложить песню. □ Верочка села к фортепьяно и запела «Тройку» — тогда эта песня была только что положена на музыку. Малый академический словарь
  10. песня — ПЕСНЯ -и; мн. род. -сен, дат. -сням; ж. 1. Словесно-музыкальное произведение для пения разным числом лиц; жанр вокальной музыки. Колыбельная п. Плясовая п. Хоровая п. Русские народные песни. Сложить песню. Исполнить, спеть песню. Толковый словарь Кузнецова
  11. песня — орф. песня, -и, р. мн. песен Орфографический словарь Лопатина
  12. песня — Песня, песни, песни, песен, песне, песням, песню, песни, песней, песнею, песнями, песне, песнях Грамматический словарь Зализняка
  13. ПЕСНЯ — ПЕСНЯ — род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной). Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Большой энциклопедический словарь
  14. песня — См.: 1. песенник 2. петь Толковый словарь Даля
  15. Песня — (музык.) — см. Русская песня. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  16. песня — см.: петь; Этот стон у нас песней зовётся Толковый словарь русского арго
  17. Песня — 1. Определение.2. Поэтика и язык песни.3. Звуковая сторона песни.4. Социальные функции песни.5. Песни различных социальных групп.6. Бытование песни.7. Жизнь песни. «Народная» и «художественная» песни.8. Основные моменты в изучении песни.Библиография. Литературная энциклопедия
  18. песня — • Беззаботная (Никитин, Скиталец). • “Бескрылая, как пленная птица” (Фет). • Безотрадная (Ратгауз). • Беспечная (Ратгауз). • Бесшабашная (Гусев-Оренбургский). • Благовестная (Мей). • Бойкая (Богданов, Мельн.-Печерский). • Бодрая (Федоров). Словарь литературных эпитетов
  19. песня — Стихотворное произведение для пения; песенные звуки. О стройности пения; о громкости, характере звучания, продолжительности песни. Словарь эпитетов русского языка
  20. песня — пе́сня укр. пíсня, др.-русск., ст.-слав. пѣснь ᾄσμα, ᾠδή, ὕμνος (Остром., Супр.), болг. пе́сен, сербохорв. пjе̏сма, пjе̏сна, словен. ре̣̑sǝn, ре̣̑sǝm, ре̣̑smа, чеш. píseň, слвц. рiеsеň, польск. pieśń, в.-луж., н.-луж. pěseń. От петь, пою́. Этимологический словарь Макса Фасмера
  21. песня — П’ЕСНЯ, песни, род. мн. песен и (·прост., ·обл.) песней, ·жен. 1. Словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором и первоначально связанное с обрядовым действом. Хоровая песня. Плясовые песни. «Из песни слова не выкинешь.» (посл. Толковый словарь Ушакова
  22. песня — см. >> песнь см. также -> затягивать песню, пропеть лебединую песню, старая песня Словарь синонимов Абрамова
  23. песня — сущ., кол-во синонимов... Словарь синонимов русского языка