Композиция

КОМПОЗИЦИЯ. Под композицией произведения в широком смысле этого слова следует понимать совокупность приемов, использованных автором для «устроения» своего произведения, приемов, создающих общий рисунок этого последнего, распорядок отдельных его частей, переходов между ними и т. п. Сущность композиционных приемов сводится таким образом к созданию некоторого сложного единства, сложного целого и значение их определяется той ролью, которую они играют на фоне этого целого в соподчинении его частей. Являясь, следовательно, одним из важнейших моментов воплощения поэтического замысла, композиция данного произведения определяется данным замыслом, но от прочих из этих моментов она отличается непосредственностью связи своей с общей духовной настроенностью поэта. Действительно, если, например, метафоры (см. это слово) поэта вскрывают тот целостный образ, в котором предстоит ему мир, если Ритм (см. это слово) выявляет «естественную напевность» души поэта, то именно характер расположения метафор определяет их значимость в воссоздании образа целого, а композиционные особенности ритмических единиц — самое их звучание (см. „Enjambement“ и «Строфа»). Ярким доказательством отмеченного факта непосредственной определяемости известных композиционных приемов общей духовной настроенностью поэта могут, например, явиться частые лирические отступления у Гоголя, в чем несомненно отражаются его проповеднически-учительская устремленность или композиционные ходы Виктора Гюго, как они отмечены Эмилем Фагэ. Так, одним из излюбленнейших ходов Гюго является постепенное развитие настроения, или, говоря музыкальными терминами, как бы постепенный переход от пианиссимо к пиано и т. д. Как вполне правильно подчеркивает Фагэ, такой ход сам по себе говорит за то, что гений Гюго — гений «витийственный», и подобное заключение действительно оправдывается общим представлением о Гюго (чисто ораторская в смысле эмоциональности действенность данного хода ярко проявляется, когда Гюго опускает какой-нибудь член градации и с одной ступени резко переходит на другую). Интересен также с рассматриваемой стороны и другой отмечаемый Фаге прием композиции Гюго — развивать свою мысль путем, имеющим широкое распространение в обыденной жизни, а именно нагромождать повторения вместо доказательств. Такая повторность, приводящая к обилию «общих мест» и сама являющаяся одной из форм последних, несомненно указывает, как и отмечает Фагэ, на ограниченность у Гюго «идей», а вместе с тем снова подтверждает «витийственность» (уклон воздействия на волю читателя) его гения. Уже из приведенных примеров, показывающих определяемость композиционных приемов в целом общей духовной настроенностью поэта, одновременно следует, что те или иные специальные задания требуют тех или иных приемов. Из основных видов композиции, наравне с названным ораторским, можно назвать композицию повествовательную, описательную, изъяснительную (см., напр., „A guide to the englisch language“ под редакцией H. C. O. Neill, London, 1915) Конечно, отдельные приемы в каждом из этих видов определяются как целостным «я» поэта, так и специфичностью отдельного замысла (см., «Строфа» — о построении пушкинского «Я помню чудное мгновенье»), но можно наметить и некоторые общие липни, характерные для каждого из композиционных видов. Так, повествование может развиваться в одном каком-нибудь направлении и события следовать в натуральном хронологическом порядке или же, наоборот, временная последовательность может быть в рассказе не соблюдена, а события развиваться в разных направлениях, располагаясь по степени наростания действия. Встречается также (у Гоголя), например, композиционный прием повествования, состоящий в ответвлении от общего повествовательного потока отдельных ручейков, друг с другом не сливающихся, но вливающихся в общий поток через определенные промежутки времени. Из характерных приемов композиций описательного вида можно, например, указать композицию описания по принципу общего впечатления или же обратную, когда исходят из четкого закрепления отдельных частностей. Гоголь, например, в своих портретах пользуется часто комбинацией этих приемов. Озарив гиперболическим светом (см. Гипербола) какой-нибудь образ, чтобы резко обрисовать его в целом, Гоголь затем выписывает отдельные частности, порой совершенно незначительные, но приобретающие особую значимость на фоне углубившей обычную перспективу гиперболы. Что касается четвертого из названных видов композиции — изъяснительного, то прежде всего надо оговорить условность этого термина в применении его к поэтическим произведениям. Имея вполне определенное значение, как прием воплощения мысли вообще (сюда можно отнести, например, прием классификации, иллюстрации и т. п.), композиция изъяснительная в художественном произведении может проявиться в параллелизме расположения отдельных моментов (см., например, параллельное расположение характеристик Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича в повести Гоголя) или, наоборот, в контрастном их противопоставлении (например, задержанием действия посредством описания действующих лиц) и т. п. Если подойти к художественным произведениям с точки зрения традиционной их принадлежности к эпическим, лирическим и драматическим, то и тут можно обнаружить специфические особенности каждой группы, равно как и в пределах более мелких их разделений (композиция романа, поэмы и т. п.). В русской литературе в этом отношении сделано кое-что лишь в самое последнее время. См., напр., сборники «Поэтика», книги — Жирмунского — «Композиция лирических стихотворений», Шкловского «Тристан Шенди», «Розанов» и др., Эйхенбаума «Молодой Толстой» и т. п. Следует, однако, сказать, что подход названных авторов к искусству лишь как к совокупности приемов заставляет их уходить от самого существенного в работе над литературным текстом — от установления определяемости тех или иных приемов творческой темой. Такой подход превращает названные работы в собрание мертвых материалов и сырых наблюдений, весьма ценных, но ждущих своего одушевления (см. Прием).

Я. Зунделович.

Источник: Словарь литературных терминов на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Композиция — КОМПОЗИЦИЯ (от латинского «componere» — складывать, строить) — термин, употребляемый в искусствоведении. В музыке К. называется создание музыкального произведения, отсюда: композитор — автор музыкальных произведений. В литературоведение понятие... Литературная энциклопедия
  2. композиция — -и, ж. 1. Строение, расположение и соотношение составных частей произведений литературы, искусства. Композиция романа. Композиция оперы. □ Окруженный солдатами, Оганесян начал разъяснять им смысл и композицию картин. Казакевич, Весна на Одере. Малый академический словарь
  3. Композиция — Бинарная алгебраическая операция. Напр., К. (или суперпозицией) двух функций f(x)и g(x)наз. функция h(x)=f[g{x)].O K. в теории вероятностей см. Свертка. Математическая энциклопедия
  4. Композиция — (от лат. compositio — составление, сочинение). 1) Музыкальное произведение, результат творческого акта композитора. Понятие К. как законченного художеств. целого сложилось не сразу. Его становление тесно связано с уменьшением роли импровизац. Музыкальная энциклопедия
  5. композиция — Компози́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  6. Композиция — I Компози́ция (от лат. compositio — составление, сочинение) 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Большая советская энциклопедия
  7. композиция — орф. композиция, -и Орфографический словарь Лопатина
  8. композиция — Взаимодействие принципов внутреннего и внешнего построения текста в его язы-ково-стилистическом оформлении; это не только схема построения текста, а идейно-эстетическая категория, теснейшим образом связанная с содержанием. Ср. «архитектоника». Толковый переводоведческий словарь
  9. композиция — (лат. compоsitio – сочинение, связь) Соотношение отдельных частей, компонентов текста, образующее единое целое. Структура, предполагающая использование отношений единства "первичных" элементов и закон композиции. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  10. композиция — КОМПОЗИЦИЯ I. Построение системы упражнений в ряде сложно координационных видов спорта ( гимнастика, художественная гимнастика, фигурное катание на коньках и др.). Словарь спортивных терминов
  11. композиция — КОМПОЗИЦИЯ и, ж. 1. composition f., пол. kompozycyja <, ит. composizione. Иск. Сочинение, создание произведений искусства; составление чего-л. Сл. 18. Словарь галлицизмов русского языка
  12. композиция — Дизайн Расположение деталей изображения в соответствии с замыслом дизайнера. Словарь компьютерных терминов
  13. композиция — см. >> сочинение Словарь синонимов Абрамова
  14. Композиция — (от лат. compositio — составление, сочинение), 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Художественная энциклопедия
  15. композиция — компоновка (композиция) сочинение Композитор. Компоновать — сочинять Ср. Надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере накопления, а известном порядке, необходимом для правильной компоновки картины, какую я хочу нарисовать. А.П. Чехов. Фразеологический словарь Михельсона
  16. композиция — сущ., ж., ??? (нет) чего? композиции, чему? композиции, (вижу) что? композицию, чем? композицией, о чём? о композиции; мн. что? композиции, (нет) чего? композиций, чему? композициям, (вижу) что? композиции, чем? композициями, о чём? о композициях... Толковый словарь Дмитриева
  17. Композиция — (лат. compositio — составление) Под архитектурной композицией подразумевают сочетание и взаимосвязь всех элементов сооружения, которые в результате создают целостность и законченность архитектурного произведения. Архитектурный словарь
  18. композиция — КОМПОЗИЦИЯ -и; ж. [от лат. compositio — составление] 1. Строение, расположение и соотношение составных частей произведений литературы, искусства. К. романа. К. оперы. К. картины. Мастерство композиции. 2. Произведение (музыки, живописи и т.п. Толковый словарь Кузнецова
  19. композиция — Во франкском государстве денежная компенсация потерпевшему за вред, причиненный преступлением. получение к. было запрещено в великом ордонансе 1357 г. Большой юридический словарь
  20. композиция — компози́ция впервые у Куракина; см. Смирнов 152. Через польск. kоmроzусjа "сочинение" или нем. Komposition от лат. compositiō. Этимологический словарь Макса Фасмера
  21. композиция — Композиции, ж. [латин. compositio – составление] (книжн.). 1. Теория составления музыкальных произведений (муз.). Он занимается композицией. Класс композиции в музыкальной школе. || Музыкальное произведение (муз.). Это – очень талантливая композиция. Большой словарь иностранных слов
  22. композиция — КОМПОЗ’ИЦИЯ, композиции, ·жен. (·лат. compositio — составление) (·книж. ). 1. Теория составления музыкальных произведений (муз.). Он занимается композицией. Класс композиции в музыкальной школе. | Музыкальное произведение (муз.). Толковый словарь Ушакова
  23. композиция — композиция I ж. 1. Теория составления музыкальных произведений и построения произведений изобразительного искусства. 2. Строение, расположение и соотношение составных частей произведений литературы и искусства. 3. Произведение (живописи, музыки и т.п. Толковый словарь Ефремовой
  24. КОМПОЗИЦИЯ — КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio — составление, связывание) ,1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Большой энциклопедический словарь
  25. Композиция — (лат. composito – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Словарь по культурологии
  26. композиция — См. компонировать Толковый словарь Даля
  27. композиция — КОМПОЗИЦИЯ, и, ж. 1. Строение (во 2 знач.), соотношение и взаимное расположение частей. К. романа, картины, симфонии, книги. 2. Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное или неоднородное по своему составу. Скульптурная... Толковый словарь Ожегова