Ритм

РИТМ представляет собою непрерывное возвращение эффектативных феноменов через ощутительно равновеликие промежутки. Очевидно, что для суждения о ритме необходимо подразделить ритмические явления на: 1) явления временного ритма и 2) явления ритма пространственного. Дальнейшим подразделением будет: а) те, вне нас существующие явления, которые вызывают в нас представление о существующем и воспринимаемом ритме, т.-е. ритм объективный, и б) специальная, заложенная в нашем воспринимающем аппарате система восприятия ритмических явлений, видоизменяющая, модулирующая то, что мы воспринимаем, создавая этим субъективный ритм. Все физиологические ритмы (дыхательный, сердечный, походки, работы и пр.) не являются основанием ритма интенсивного, ритма артистического и могут лишь совпадать с ним или сопровождать его. Специальные обследования показали, что основанием интенсивного ритма является исключительно внимание; физиологические ритмы (исключая перифериальные) обычно приспособляются к артистическому: маршировка под музыку и пр.; в таком случае приспособляющийся ритм входит, как образующая, в сложный ритм, получающийся приэтом. Ощутительный и легко выделяемый ритм есть ритм временной, легко улавливаемый и отсчитываемый вниманием; очевидно, что ритм пространственный является физиологической модификацией временного; для воспринимающего нашего аппарата нет различия между тем и другим. Наиболее эффектными являются ритмы, где временное и пространственное начало объединены, как в танце. Детские песенки под хоровод и «считалки» представляют собою обычный голый ритм, снабженный рядом легко ритмующих фонем, которые могут и не образовывать слов. В разговорной речи встречаемся лишь с элементами ритма; ораторская речь далее дает уже более ритмизованный материал. Греческий оратор помогал себе флейтой, на митинге простолюдин, говоря, мерным движением вытянутой руки «рубит» воздух, создавая ритмическую канву своей речи. Жорес, ораторствуя, в патетических местах отбивал ритм короткими сухими ударами по кафедре. Ритмический эффект характеризуется рядом специальных физиологических особенностей: сильно выделенный ритм, резко задевающий внимание, затрагивает слушающего: по телу пробегает легкий холод и дрожь, начиная с головы и волос. Как в речи, так и в стихе вообще, говорящий или читающий стремится замять ритмическими сегментами своего речевого материала одинакие промежутки времени. В разговорной речи таким сегментом является слово: короткие слова растягиваются, длинные произносятся скороговоркой. В стихе ритмическим элементом является Стопа (см.) определение которой основывается именно на ее изохронизме. Очевидно, что этот Изохронизм (см.) приблизителен и правилен, так сказать, в пределе; чистый изохронизм до таких-то долей секунды не бывает совершенным даже в пении. Стих отличается от прозы скорее не ритмом, а метром, т.-е. формой ритмических сегментов и их комбинациями, на примере это можно для русского языка показать количеством длинных слов, приходящихся у нас на прозу и на стих. Классический наш «четырехстопный ямб» вообще избегает ряда длинных слов. Так, напр., «ямб» избегает случаев, где между двумя ударениями заключено четыре неударных слога совершенно, в прозе же («Дубровский») таких словоразделов (слоров) набегает до 7%; хориямбический слор малоупотребителен в стихе, в «Графе Нулине» (макс.) их нет и 2%, тогда как у Лермонтова в прозе («Фаталист») их 32,5%. Трибрахионные слоры (с шестью неударными между ударениями) неизвестны классическому стиху и попадаются лишь в единичных случаях в свободном стихе футуристов, тогда как в прозе их бывает до 4% (Достоевский). Что касается собственно стихового ритма, то он определяется иерархией ритмических элементов, где первым и основным является стопа (один ударный и несколько неударных слогов) со своими подразделениями, как анакруса (безударный приступ, ауфтакт), далее объединение двух стоп: диподия, затем стих или колон, двустишие (период) и строфа (куплет). Разнообразие наших стиховых ударений характеризуется именно этими обстоятельствами. В строке, напр., нашего четырехстопного двудольника с анакрусой (четырехстопный ямб), если не считаться с полуударениями всех родов (пиррихий, спондей, хориямб и пр., следуя терминологии Белого), мы имеем основное стопное ударение, вторая и четвертая стопы несут сверх того диподическое, на второй же стопе находится сильнейшее, колоническое (строчное, стиховое) ударение, на четвертой, кроме того, рифменное, т.-е. вызываемое в порядке субъективного ритма последующей паузой (субъективный ритм усиливает сильные ударения и удлиняет их, ослабляет слабые и укорачивает их, за сильным он дает впечатление паузы, перед паузой усиливает ударение). За этим следуют и строфические ударения, слабо воспринимаемые. Обследования нашего стиха, начатые с Белого, имеют в виду главным образом полуударения, совершенно игнорируя разность полных ударений, что, конечно, решительно несообразно и не дает представления о стихе. Несколько устаревшие работы Корша о стихе (об окончании «Русалки» главным образом) дают все же более богатый материал для суждения о ритме русского стиха, чем работы символистов и их последователей. Общие ритмические условия стиха, вообще говоря, тесно связаны с ритмическим формами данного языка. Так, английский язык пользуется нисходящим хореическим ритмом, как в стихе, так и в диподии, так и в расположении определения и определяемого (сильное время лежит на определении); наоборот, французский пользуется ритмом восходящим, ямбическим во всех случаях. В русском языке наблюдается неясность в этом отношении, аналогично, как в расстановке ударения в словах. Наша русская диподия, как в двудольниках («Кобылица молодая»), так и в трехдольниках («И без отдыха гнал меж утесов и скал») пользуется ямбическим ритмом, тогда как речь и проза в расстановке определения и определяемого предпочитают почти исключительно хореический ритм («красивая девушка»), как и народная песнь. Разница эта разительна, у Тургенева в прозе («Дворянское Гнездо») несколько разобранных страниц дают 0% ямбических детерминатур, у Пушкина в прозе («Выстрел») их всего лишь 6%, тогда как в «Медном Всаднике» находим 27% детерминатур, т.-е. в 4,5 раза больше, нежели в прозе. Даже у футуристов ямбические детерминатуры доходят до 30%. Таким образом: в речи у нас господствует нисходящий ритм, в прозе почти что то же, в стихе только преимущественно восходящий (около двух третей); в ритме диподическом восходящий, в колоническом — нисходящий. Эта сложность неизбежно приводит к коллизиям разговорной и стиховой речи, где обычно стиховой ритм, как более интенсивный, пересиливает. Вообще говоря, можно заключить: речь ритмична вообще, как материал, стих, обрабатывая этот материал, упорядочивает его, синхронизирует. Стих с гораздо большей чувствительностью, нежели разговорная речь, относится к ударению и долготе, стих замедляет произнесенное, удлиняя фонемы и делая их значительно более ясными: в стихе произношение фонем гораздо более приближается к написанию (к «букве»), нежели в разговорной речи. Все эти средства, имеющие не только орнаментальный характер, и дают стиховому ритму то своеобразие, которым он может нравиться. Чем сложнее стих, тем менее внимание уделяет он ритму, опираясь в таком случае на разнообразие сегментов и гомофонию, так сказать, мелодическую форму стиха. Большинство русских ритмических обследований стиха, начатых с Белого, по существу бесполезны, ибо заняты обследованием случайных явлений в стихе в массовых масштабах; согласно теоретической статистике, такие явления всегда обнаруживают известную правильность; эта правильность, вообще говоря, может быть обнаружена на любом явлении (ср. исследование академика Маркова, о встречаемости буквы «о» в «Евгении Онегине», исследование, произведенное для специально-математических целей) и решительно ничего не говорит о существе стихового ритма, тем паче, что исследователи, как повелось с Белого, или ограничиваются обнаружением данной правильности или при помощи казуистической диалектики, доказывают полученными цифрами собственные «прозрения». Обследования Белого имеют презумпцию — «форма адэкватна содержанию», и все его цифры блестяще доказывают данное положение, однако, они с неменьшим остроумием могли бы доказать и обратное.

С. П. Бобров.

Источник: Словарь литературных терминов на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ритм — Активный, артистический, бешеный, бойкий, буйный, быстрый, важный, веселый, виртуозный, выразительный, вялый, гармонический, гармоничный, грациозный, дружный, единый, живой, завораживающий, задорный, изломанный, импульсивный, капризный, ладный, легкий... Словарь эпитетов русского языка
  2. Ритм — (греч. rytmos, от reo — теку) — воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов. Многообразие проявлений Р. в разл. видах и стилях иск-в (не только временных, но и пространственных), а также за пределами художеств. сферы (Р. Музыкальная энциклопедия
  3. Ритм — (греч. rhythmos) 1. Чередование каких-л. элементов, происходящих с определенной последовательностью, частотой и т. д. 2. Закономерное чередование элементов в орнаменте. 3. В одежде — это чередование элементов формы и интервалов между ними. Энциклопедия моды и одежды
  4. ритм — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? ритма, чему? ритму, (вижу) что? ритм, чем? ритмом, о чём? о ритме; мн. что? ритмы, (нет) чего? ритмов, чему? ритмам, (вижу) что? ритмы, чем? ритмами, о чём? о ритмах... Толковый словарь Дмитриева
  5. ритм — (др.-греч. ρυθμός) 1) В поэзии: упорядоченное чередование звуковых речевых компонентов; 2) в лингвистике текста: упорядоченность звукового, синтаксического и словесного состава речи, обусловленного смыслом. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  6. ритм — Род. п. -а. Из франц. rythme, м., от лат. rhythmus, греч. ῥυθμός. Этимологический словарь Макса Фасмера
  7. Ритм — (в поэзии) — см. Стихосложение. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  8. ритм — Французское – rythme (ритм). Латинское – rhythmus (ритм). Греческое – «ритм». Время появления и начала широкого употребления слова в русском языке точно не установлено. Этимологический словарь Семёнова
  9. ритм — ритм м. 1. Равномерное чередование каких-либо элементов (звуковых, двигательных и т.п.), присущее действию, течению, развитию чего-либо. || Размеренный, налаженный каким-либо образом ход, протекание чего-либо. 2. перен. Толковый словарь Ефремовой
  10. Ритм — (греч. rhythmós, от rhéo — теку) воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов, основной принцип формообразования временных искусств (поэзия, музыка, танец и др.). Большая советская энциклопедия
  11. ритм — орф. ритм, -а Орфографический словарь Лопатина
  12. РИТМ — РИТМ (греч. rhythmos, от rheo — теку) ,1) чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т. п.) — происходящее с определенной последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо. Большой энциклопедический словарь
  13. ритм — Ритм/. Морфемно-орфографический словарь
  14. ритм — Дизайн Равномерное повторение частей изображения. Словарь компьютерных терминов
  15. Ритм — РИТМ — закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Напр. стук маятника или удары пульса ритмичны: в них мы имеем, во-первых, единицы, т. Литературная энциклопедия
  16. ритм — РИТМ -а; м. [греч. rhythmos] 1. Равномерное чередование каких-л. элементов (звуковых, двигательных и т.п.). Ритм дыхания. Ритм сердца. Иметь врождённое чувство ритма. Толковый словарь Кузнецова
  17. РИТМ — РИТМ – форма организации временных искусств, а шире – восприятия протекающих во времени процессов. Распространяясь на литературу, музыку и пластические искусства, ритм демонстрирует общие закономерности... Новая философская энциклопедия
  18. ритм — -а, м. Чередование каких-л. элементов (звуковых, двигательных и т. п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой и т. п. Ритм дыхания. Ритм сердца. Малый академический словарь
  19. ритм — Ритма, м.[греч. rhythmos]. Равномерное чередование каких-н. элементов, моментов (ускорения и замедления, напряжения и ослабления в движении или течении чего-н.). Ритм танца. Законы ритма. Большой словарь иностранных слов
  20. ритм — РИТМ, ритма, ·муж. (·греч. rhythmos). Равномерное чередование каких-нибудь элементов, моментов (ускорения и замедления, напряжения и ослабления в движении или течении чего-нибудь). Ритм танца. Ритм движений. Толковый словарь Ушакова
  21. ритм — РИТМ м. греч. мера, в музыке или в поэзии; мерное ударенье, протяжка голосом, распев. Также см. рифма Толковый словарь Даля
  22. ритм — РИТМ, а, м. 1. Равномерное чередование какихн. элементов (в звучании, в движении). Музыкальный р. Р. стиха. Р. движений. Чувство ритма. Сердечный р. 2. перен. Налаженный ход чего-н., размеренность в протекании чего-н. Р. работы, производства. Р. жизни. Толковый словарь Ожегова
  23. ритм — • бешеный ~ Словарь русской идиоматики
  24. ритм — Заимств. в XIX в. из франц. яз., где rythme < лат. rhythmus, переоформления греч. rhythmos «размеренность, такт». В первой половине XIX в. отмечалась форма рифм. См. рифма. Этимологический словарь Шанского
  25. ритм — РИТМ (от греч. rhythmos — такт, ровность в движении; стройность, соразмерность, пропорциональность; образ, вид, фигура) — закономерное чередование соизмеримых элементов, их повторность и мерность. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  26. ритм — РИТМ а, м. rythme m. <�гр. rhythmos размеренность, такт. Слово "ритм" происходит от древнегреческого "рютос" текучий. Журн. для всех 1929 № 12. 1. Равномерное чередование каких-л. элементов (звуковых, двигательных и т. Словарь галлицизмов русского языка