Сюрреализм

СЮРРЕАЛИЗМ — течение в литературе и изобразительном искусстве, возникшее на французской почве, почти непосредственно после распада и ликвидации дадаизма как лит-ой школы. С. выразил настроения растерянности перед мерзостью современного капитализма и капиталистической культуры и выступал в сущности под теми же лозунгами, что и дадаизм: во всяком случае большинство поэтов, примыкавших к «дада», оказались в рядах сюрреалистов (А. Бретон, Ф. Супо, П. Элюар и др.). Подобно дадаизму, С. прокламировал высокую ценность «младенческого» ощущения мира и действительности, утверждая примат подсознательного над сознанием и логикой. Соответственно этому содержание подсознания и все «иррациональные» переживания имеют с точки зрения С. такую же важность и такое же значение, как явления и вещи реальной действительности, если не больше: они еще более несомненны, они «сверхреальны», и потому их претензии на то, чтобы стать предметом искусства, еще естественнее, чем претензии реальной действительности. С. оказался гораздо «философичнее», чем дадаизм, и значительно менее нигилистичным, чем он, но по существу означал те же явления «распада сознания», что и дада. Поэтому художественный метод сюрреалистов весьма близок к дадаистскому. Здесь мы имеем тот же «распад образа»: сюрреалисты пользуются материалом, взятым из мира реальности, т. е. словом (в поэзии) или формой предметов (в живописи), но они требуют, чтобы соотношения между «объективно данными образами ни в малейшей степени не отражали реальных соотношений». Обосновывая и практически творя такое чисто субъективистское и асоциальное искусство, С. претендует не только на формальную, но и на политическую революционность. Все декларации сюрреалистов заявляют о ненависти к капитализму и преданности делу рабочего класса. Однако творческая практика С. настолько расходилась с их декларациями, что сюрреалисты не были приняты в Ассоциацию революционных писателей Франции. Около 1931 в рядах сюрреалистов началось расслоение: подлинно-революционные элементы С. (Л. Арагон, Р. Деснос и др.) порывают с сюрреалистскими принципами и постепенно переходят на позиции революционного реализма. Между 1931 и 1935 вышли «Красный фронт» (Le front rouge, 1931), «Ура, Урал» (Hourra l’Oural, 1934), «Базельские колокола» (Les cloches de Bale, 1934) Арагона, весьма значительные произведения революционной литературы Запада. «Красный фронт» вызвал во Франции судебное преследование против поэта, причем сюрреалисты выступили с протестом против действия властей (1932), но протест был отредактирован так, что представители радикальной общественности и коммунистическая пресса не могли не подвергнуть его резкой критике.

Библиография: Фрид Я., Сюрреализм, «Новый мир», 1931, № 2; Его же, Сюрреализм, капитализм и революция, «Интернациональная литература», 1933, № 4; Breton A., Manifeste du surrealisme, Poisson soluble, P., 1924; Его же, Les pas perdus, P., 1924; Его же, Introduction au discours sur le peu de realite, P., 1927; Его же, Le surrealisme et la peinture, P., 1928; Его же, Second manifeste du surrealisme, P., 1930; Breton A., Char R., Crevel R. etc., L’Affaire Aragon..., P., 1932; Breton A., Qu’est-ce que le surrealisme, P., 1934; Raymond M., De Baudelaire au surrealisme, P., 1933; Gascoyne D., Short Survey of surrealisme, L., 1935.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Сюрреализм — (франц. surréalisme, буквально — сверхреализм) авангардистское направление в художественной культуре 20 в.; первоначально возникло во Франции. Теоретически и организационно сложилось к середине 20-х гг.: «Манифест сюрреализма»... Большая советская энциклопедия
  2. сюрреализм — -а, м. Авангардистское направление в буржуазной литературе и искусстве 20 в., отрицающее роль разума и опыта в искусстве и ищущее источники творчества в сфере подсознательного. [франц. surréalisme] Малый академический словарь
  3. сюрреализм — орф. сюрреализм, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. сюрреализм — Сюр/реал/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  5. сюрреализм — СЮРРЕАЛИЗМ а, м. surréalisme m. букв. сверхреализм. Одно из крайних формалистических направлений буржуазного искусства 20 в., отрицающее роль разума и опыта в искусстве и ищущее источники творчества в сфере подсознательного. С. в живописи. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  6. Сюрреализм — (франц. surrealisme, буквально — сверхреализм), авангардистское направление в художественной культуре XX в. Теоретически и организационно сюрреализм сложился во Франции к середине 20-х гг.: "Манифест сюрреализма"... Художественная энциклопедия
  7. СЮРРЕАЛИЗМ — СЮРРЕАЛИЗМ (фр. surrealite — сверхреальность) — художественное течение в рамках модернизма, продолжающее — вслед за экспрессионизмом, кубизмом... Новейший философский словарь
  8. сюрреализм — СЮРРЕАЛИЗМ -а; м. [франц. surréalisme] В западноевропейском искусстве 20 в.: авангардистское направление, отрицающее роль разума и опыта в искусстве и ищущее источники творчества в сфере подсознательного. С. в живописи. ◁ Сюрреалистический (см.). Толковый словарь Кузнецова
  9. Сюрреализм — (фр. surrealisme, букв. – сверхреализм) – модернистское направление в искусстве ХХ в., провозглашавшее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом – разрыв логических связей... Словарь по культурологии
  10. сюрреализм — [фр. surrealisme сверхреальность] – течение в литературе и искусстве 20 века. В сюрреализме большую роль играют сновидения, галлюцинации, бредовые речи. Большой словарь иностранных слов
  11. СЮРРЕАЛИЗМ — СЮРРЕАЛИЗМ (франц. surrealisme, букв. — сверхреализм) — направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации) — а его методом — разрыв логических связей... Большой энциклопедический словарь
  12. сюрреализм — сюрреализм м. Направление в авангардистском искусстве XX в., объявившее своею задачей бесконтрольное воспроизведение сознания и особенно подсознания и — как следствие — породившее причудливо-искаженные сочетания и сращения реальных и нереальных предметов. Толковый словарь Ефремовой