Куплет

КУПЛЕТ (франц. couplet — от «couple» — «пара») — первоначально в терминологии средневековой французской поэтики — строфа, построенная на парно рифмующихся двустишиях, позднее строфа, построенная как на парных, так и на пересекающихся рифмах (в последнем значении напр. у Пушкина), в частности — строфа, исполняемая в пении и связанная с определенным мотивом. Как элемент сценически-музыкального исполнения и как специальный жанр песенной сатиры К. получает широкое распространение не только во Франции, но и за пределами своей родины.

Французский водевильный К. возник совершенно самостоятельно из песенок, к-рым обязан водевиль (см.) самым своим названием. В XVI в. антрепренеры ярмарочных театров начали вставлять песенки в разыгрываемые пьесы; затем перешли к сочинению специальных пьес «с водевилями», т. е. с К., сначала находившимися в непосредственной связи с действием пьесы, а потом принявшими характер вставных номеров на злободневные общественные и политические темы. Если водевильные К. сочинялись в юмористическим стиле, то песенные начали принимать все более и более сатирический характер. Исполнение К. стали возлагать не на певцов, а на обыкновенных драматических актеров, уже не певших, а произносивших К. речитативом («говорком») под аккомпанемент оркестра. К. состояли обыкновенно из нескольких строф и «рефрена» (припева), повторяемого после каждой строфы. В таком виде его культивирует и Беранже, виднейший, непревзойденный мастер французского интимного и политического куплета. В качестве лучших образцов этого сатирического жанра должны быть указаны: «Le senateur» (1813) — в русском переводе Курочкина — «Знатный приятель», «Le Marquis de Carabas» (Маркиз де Карабас), «Le souvenir du peuple» (Народные воспоминания), «Le vieux caporal» (Старый капрал) и мн. др. К. Беранже трогательно воспевали трудовую жизнь французского мещанства, интимные радости его быта и зло бичевали как буржуазный порядок, так и в особенности чванливость и классовую ограниченность аристократической Реставрации:

«Из чужбины дальней

В замок феодальный

Едет — трюх-трюх-трюх —

На кобылке сивой

Наш маркиз спесивый,

Наш отец и друг.

Машет саблей длинной,

Но в крови невинной!...

Вот какой храбрец!

Ой, бедовый, право!

Честь тебе и слава —

Ах, ты наш отец!

Слушать, поселяне,

К вам, невеждам, дряни,

Сам держу я речь.

Я — опора трона;

Царству оборона

Мой дворянский меч.

Гнев мой возгорится —

И король смирится...

Вот какой храбрец!

Ой, бедовый, право!

Честь тебе и слава —

Ах, ты наш отец!»

(«Le Marquis de Carabas» перев. Курочкина).

Русский К. сохраняет в разные периоды своей истории отпечаток господствующих в то время общественных отношений. В 30-х годах он является непременной принадлежностью русских (и переводных) водевилей. Как и можно было ожидать, в эту эпоху николаевской реакции он почти не выходил из пределов обывательщины; водевилисты заставляли актеров распевать дифирамбы попечительному начальству: «Но вдруг Трепов генерал / Сбавить цену приказал. / И попались все в тиски / Господа дровяники». «Хуже водевильных куплетов на сцене, — писал Дружинин, — может быть только водевильный куплет вне сцены, — в книге, журнале и в памяти».

60-е гг. — эпоха выступления на социальную арену радикальной разночинной интеллигенции — приносит с собой необычайный расцвет сатирического К. Переводится и приспособляется к русским нравам Беранже; особенно велика в этом отношении заслуга В. Курочкина (см.). Минаев, Курочкин, М. Л. Михайлов, Жулев и многие другие поэты пишут оригинальные куплеты на общественно-политические и литературные темы. Примыкает к этой фаланге и Некрасов: его «Нравственный человек» (1846), «Муж и жена», «Над чем мы смеемся», «Еще тройка», «Пропала книга», «Осторожность» — представляют собой характерные образцы русского сатирического куплета, особенно популяризировавшегося «Искрой».

С наступлением реакции в начале 70-х гг., с разгромом революционно-демократического движения водевильный К. вновь выдвигается у нас в качестве вставного номера оперетты. При полупорнографическом характере, к-рый свойственен был вначале оперетте, инкорпорированный в нее куплет теряет свою сатирическую окраску и концентрируется вокруг обывательских и эротических тем. Щедрин рассказывает в «Господах Головлевых» (1871), «с какой неподражаемой наивностью Любинька своим маленьким голоском заявляла о желании быть подполковником».

Эпоха военного коммунизма принесла с собой новый, к сожалению кратковременный, расцвет сатирического куплета (например у Демьяна Бедного — «Манифест Юденича», «Танька-Ванька», «Генерал Шкура» и многие другие, а также боевые и сатирические куплеты В. Князева, как например «Екатеринбург», «Сын коммунара», «Песня коммуны» и т. д.).

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. куплет — Соединение нескольких ритмических строк, отдельная строфа; стихи Ср. Лицо Ефима так и осталось с тем выражением, с каким он кончил куплет. Боборыкин. Ранние выводки. 12. Ср. Иль Креза за столом В куплете заказном Трусливо величаешь? А.С. Пушкин. Фразеологический словарь Михельсона
  2. куплет — КУПЛЕТ -а; м. [франц. couplet] 1. Отдельная строфа стихотворения, песни. К. романса. 2. мн. -куплета, -ов. Сатирическая или юмористическая песенка на бытовую или политическую тему, обычно с повторяющимся припевом. Сочинить куплеты на злобу дня. Петь куплеты. ◁ Куплетик, -а; м. Уменьш.-ласк. Толковый словарь Кузнецова
  3. куплет — КУПЛЕТ м. франц. несколько стишков, отделение песни. Толковый словарь Даля
  4. Куплет — (франц. couplet) строфа в песне или стихотворении напевного характера. Целостная мелодия объединяет в песенном К. строки одной поэтической строфы. Большая советская энциклопедия
  5. куплет — -а, м. 1. Отдельная строфа стихотворения, песни. Второй куплет [романса] был спет Паншиным с особенным выражением и силой. Тургенев, Дворянское гнездо. 2. мн. ч. (куплеты, -ов). Малый академический словарь
  6. куплет — Купле́т/. Морфемно-орфографический словарь
  7. куплет — КУПЛЕТ а, м. couplet m. 1. литер. Строфа стихотворения или песни, часть песенного текста на завершенную мелодию. Сл. 18. Строфа стихотворения, песни, первоначально из двух, а затем четырех и более стихов. БАС-1. Куплета. В тои ся куплете рече О мир. Словарь галлицизмов русского языка
  8. куплет — Куплета, м. [фр. couplet]. 1. Строфа песни, стихотворения. 2. только мн. Сатирические песенки злободневного содержания, исполняемые с эстрады или в оперетте, обычно с повторяющимся припевом (театр.). Большой словарь иностранных слов
  9. куплет — орф. куплет, -а Орфографический словарь Лопатина
  10. Куплет — (франц. couplet) — раздел (часть) песни, включающий одну строфу поэтич. текста и одно проведение мелодии (напева). К. повторяется далее с новыми строфами текста точно или с какими-либо изменениями. В результате образуется т.н. Музыкальная энциклопедия
  11. куплет — куплет м. 1. Строфа стихотворения, песни, первоначально из двух, а затем из четырёх и более стихов. 2. Стихотворение, состоящее из четверостишия с перекрестной рифмой (обычно на злободневную тему). Толковый словарь Ефремовой
  12. КУПЛЕТ — КУПЛЕТ (франц. couplet) — строфа в песне. Куплеты — песенка веселого, шуточного или сатирического характера. Большой энциклопедический словарь
  13. куплет — КУПЛЕТ, а, м. 1. Строфа песни, лирического стихотворения. 2. мн. Смешные сатирические песенки, исполняемые на эстраде, в водевиле, оперетте. | прил. куплетный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  14. куплет — КУПЛ’ЕТ, куплета, ·муж. (·франц. couplet). 1. Строфа песни, стихотворения. 2. только мн. Сатирические песенки злободневного содержания, исполняемые с эстрады или в оперетте, обычно с повторяющимся припевом (театр.). Толковый словарь Ушакова
  15. куплет — купле́т из франц. соuрlеt, возм., через нем. Соuрlеt (с 1801 г.; см. Шульц–Баслер 1, 119). Этимологический словарь Макса Фасмера
  16. Куплет — (Couplet; провансальское cobla, испанское copla, латинское copula, "связка") первоначально в музыке и поэзии соединение двух параллельных ритмических предложений. У трубадуров и труверов и в современных франц. "chansons" К. равнозначен со строфой, т. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона