Свадьба

(Хатуна)

О древней свадебной церемонии можно почерпнуть из Библии лишь самые скудные сведения. С. совершалась в семейном кругу. Согласно повествованию о свадьбе Яакова (Быт. XXIX, 27), празднество длилось семь дней, и в книге Судей (XIV, 12 и 17) определенно говорится о семи днях свадебного пиршества. Окруженный друзьями и увенчанный венцом, направлялся жених к дому родителей невесты. В праздничной процессии, с песнями и танцами, жених с друзьями вел невесту из ее дома в свой. Невесту сопровождали ее подруги. Провожающие несли зажженные свечи и факелы. В доме жениха устраивалась семейная праздничная трапеза. Если невеста жила в другом городе, она выходила с подругами навстречу шествию жениха, а если жених жил в отдаленном городе, свадьба устраивалась в доме невесты.

В эпоху Талмуда* существовал еще обычай увенчивать венцом жениха и невесту. Богатые делали венцы из золота, а бедные — из ветвей дерева и из роз. Свадебная церемония в эпоху Талмуда состояла из церемонии освящения или обручения и церемонии женитьбы. С точки зрения закона, обручение было важнее женитьбы, так как именно оно связывало жениха и невесту узами брака. С эпохи Талмуда и до наших дней принято, что жених освящает невесту посредством серебряной монеты или предмета, равного ей по ценности. Насколько известно, в VII или VIII веках начали в Эрец Исраэль освящать кольцом. Некоторые видят в освящении кольцом символическое уведомление невесты женихом, что отныне она будет хозяйкой его дома, подобно тому, как перстень, который царь давал своему наместнику, делал его, тем самым, правителем царских владений. Старой формулой освящения было: "Будь мне женой по закону Моисея и евреев!" В более позднее время введена была формула: "Вот, ты посвящена мне этим кольцом по закону Моисея и Израиля". Обручение сопровождалось особым благословением.

Публичная церемония и большое празднество устраивались во время бракосочетания* или хулы. В день свадьбы оформляли и оглашали текст ктубы (брачного договора)*. Невеста переходила под хупу (балдахин), оттуда — в дом родителей жениха, после чего произносились семь благословений — "шева брахот" -брачного благословения. Но самыми торжественными были церемониальные проводы новобрачных, целью которых было веселить жениха, невесту и собравшихся и обратить веселье в необыкновенное событие в жизни молодой пары. Существует сказание о царе Агриппе, который шел перед невестой, чтобы веселить ее, и удостоился похвалы мудрецов. И спросили его: "Почему ты это сделал?". Отвечал он так: "Я надеваю корону каждый день, а эта надевает корону на один час".

Участие в веселье жениха и невесты считалось большой мицвой* — танцевать перед ними и славить их. В этой связи представляет интерес разногласие между школами Гилеля* и Шамая*: "Как танцевать перед невестой? (то есть, что провозглашать). Ученики Шамая говорят: невеста — такая, какова она в действительности, без преувеличения. Ученики Гилеля говорят: "Невеста красива и миловидна". Ученики Шамая возражают: даже если невеста слепая и хромая, говорят ей "невеста красива и миловидна"? — Ведь сказано в Торе: "удаляйся от неправды". Отвечают ученики Гилеля: а по-вашему, если человек прогадал в торговле, следует его утешить или поносить? — Следует утешить. Поэтому и сказали мудрецы: "Человек должен быть общительным в среде, окружающей его" (Кт. 1.).

Свадебные подарки жениху и невесте считаются почти долгом гостей. Обычай, согласно которому жених разбивает стакан под хупой, очень древний и соблюдается по сей день.

Свадебные обычаи евреев Центральной и Восточной Европы в Средневековье отличались от свадебных обычаев евреев Испании и Италии, где они были схожи с обычаями окружающих народов. Сохранились подробные описания свадебных празднеств евреев Восточной Европы. Сватовство было важной заботой каждого еврея и считалось мицвой. Поэтому занимались им раввины и весьма почтенные члены общины. Однако были профессионалы этого дела — "шадханы", для которых сватовство было ремеслом. Переговоры велись обычно между родителями жениха и невесты, и только перед хупой жениху показывали невесту, ибо по закону "нельзя мужчине освящать жену, если он ее не видел".

В наши дни, по ашкеназскому (принятому в Восточной Европе) обычаю жених приходит в Субботу перед свадьбой в синагогу и восходит к Торе. Хупу ставят перед домом, во дворе синагоги или в синагоге. Церемония начинается с благословения, затем жених надевает кольцо на палец невесте и произносит: "Вот, ты посвящена мне этим кольцом по закону Моисея и Израиля". После посвящения раввин или кантор свадьбы читает ктубу и семь благословений, которые принято повторить после трапезы* в каждый из семи дней после свадьбы.

Источник: Энциклопедия иудаизма на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Свадьба — Обряды, сопровождающие заключение Брака. На ранних стадиях общественного развития — в период материнско-родового строя оно представляло собой несложную церемонию. Большая советская энциклопедия
  2. свадьба — -ы, род. мн. -деб, дат. -дьбам, ж. Обряд заключения брака, а также празднество по случаю вступления в брак. Сыграть свадьбу. □ Свадьба состоялась на славу. Начать с того, что глядеть на жениха и невесту сбежался в церковь весь город. Малый академический словарь
  3. свадьба — Сва́дь/б/а. Морфемно-орфографический словарь
  4. СВАДЬБА — см. ВИВАХА. Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  5. свадьба — орф. свадьба, -ы, р. мн. -деб Орфографический словарь Лопатина
  6. свадьба — Свадебный генерал 1) шутл. обозначение генерала, обыкновенно отставного, приглашавшегося в старину за деньги на купеческие свадьбы для парадности. Фразеологический словарь Волковой
  7. Свадьба — Свадьба см. Брак. Библейская энциклопедия Брокгауза
  8. свадьба — 1) суд; 2) смена фамилии, клички Словарь воровского жаргона
  9. свадьба — см. >> брак см. также -> до свадьбы заживет Словарь синонимов Абрамова
  10. Свадьба — • Nuptiae свадебные обычаи, см. Matrimonium, Брак, 4, Δᾶδες νυμφικαί, Свадебные факелы, и Ἀνακαλυπτήρια, Анакалиптерия. Для празднования свадеб избирали вообще зиму, как самое удобное время, и отсюда произошло название месяца Гамелион... Словарь классических древностей
  11. свадьба — сущ., ж., употр. часто (нет) чего? свадьбы, чему? свадьбе, (вижу) что? свадьбу, чем? свадьбой, о чём? о свадьбе; мн. что? свадьбы, (нет) чего? свадеб, чему? свадьбам, (вижу) что? свадьбы, чем? свадьбами, о чём? о свадьбах... Толковый словарь Дмитриева
  12. свадьба — Общеслав. Суф. производное от сватъ; дб < тьб в результате озвончения т перед б после падения редуцированного ь. Свадьба буквально — «сватовство» (ср. женитьба). См. сват. Этимологический словарь Шанского
  13. свадьба — СВАДЬБА, ы, род. мн. деб, ж. Брачный обряд. Справить или (устар. и прост.) сыграть свадьбу. До свадьбы заживёт (говорится в утешение тому, кто ушибся, кому больно; разг. шутл.). Толковый словарь Ожегова
  14. свадьба — СВ’АДЬБА, свадьбы, род. мн. свадеб, ·жен. Брачный обряд. | Празднество по случаю вступления в брак. «Со свадьбы под вечер он шел немного пьяный.» Пушкин. Справлять свадьбу. Играть свадьбу (·обл. ). | собир. Толковый словарь Ушакова
  15. свадьба — СВАДЬБА -ы; мн. род. -деб, дат. -дьбам; ж. Брачный обряд; празднество по случаю вступления в брак. Справить свадьбу. // собир. Разг.-сниж. Присутствующие при заключении брака, на свадебном торжестве. Свадьба гуляла допоздна. Толковый словарь Кузнецова
  16. свадьба — Восходит к той же основе, что и сват. Этимологический словарь Крылова
  17. свадьба — См.: 1. свадебный 2. сватать Толковый словарь Даля
  18. Свадьба — Обряды, сопровождающие заключение брака; связаны с религиозными представлениями, имели магический смысл – защитить молодоженов от злых духов, порчи и т.д. Словарь по культурологии
  19. СВАДЬБА — СВАДЬБА — обряды, сопровождающие заключение брака. У многих народов свадьба включает ритуализованный переезд невесты из дома родителей в дом жениха, обмен подарками, пир и т. д. Большой энциклопедический словарь
  20. свадьба — свадьба ж. 1. Брачный обряд, а также торжество по случаю вступления в брак. 2. разг. Участники брачного обряда, брачного торжества. Толковый словарь Ефремовой
  21. свадьба — сва́дьба укр. сва́дьба, сва́йба, блр. сва́дзьба, др.-русск., русск.-цслав. сватьба (Изборн. Святосл. 1076 г.), болг. сва́тба, сербохорв. сва̏дба, словен. svȃdba, чеш., слвц. svadba, польск. swadźba, н.-луж. swajźba, swaźba. Этимологический словарь Макса Фасмера