Сатана

(hа-Сатан)

Первоначальное значение слова в Библии -"противник", "помеха". И сказал Давид*: "Ныне же Господь, Бог мой, дал мне покой кругом: нет помехи и нет бедствия" (I Ц. V, 18). Другое значение в Библии близко к "изменник": военачальники филистимские советовали Ахишу изгнать Давида, чтобы не был он помехой в стане их в случае войны(I Сам. XXIX, 4).

С. как существо из потустороннего мира упомянут впервые в книге Иова. Там он предстает перед Господом вместе с ангелами. В обращении к Господу он выделяется как одно из значительных лиц среди небожителей. Он желает причинить человеку зло, но не в силах выполнить свои зловещие замыслы без дозволения Господа. Вера в Единого Бога не ущемляется верой в существование С, так же, как не ущемляется она верой в ангелов. Подобное же описание мы находим в книге пророка Зхарии (111,1-2): "И показал Он мне Иегошуа-первосвященника, стоящего перед ангелом Господним, а С. стоял справа от него, чтобы обвинять его. И сказал Господь С: да укорит Господь тебя, С, и да укорит тебя Избирающий Иерусалим". Из сказанного в книге Зхарии С. предстает как наушник, но он не в силах вредить по своему разумению. Иначе выглядит С. в I Хр. (XXI, 1). Там он предстает почти полновластным гением зла. Вначале он подстрекает Давида произвести перепись населения среди евреев, а затем приносит ему несчастья.

В Талмуде* и древних мидрашах* имя С. встречается очень редко. В трактате Авот (IV, 11) сказал р. Элиэзер бен Яаков: "Выполняющий одну заповедь обретает одного защитника, а совершающий один грех обретает одного обвинителя". Таким образом, не С. является обвинителем, а сам проступок. Из многочисленных талмудических источников можно заключить, что наказывает за грехи ангел, а не С, но в более поздний период говорится в этой связи именно о С. и его свите. Согласно тексту Мидраша (Ялкут Брейшит XXIII), С. был сотворен одновременно с Хавой (Евой). Он способен летать, принимает образ птицы или женщины и подстерегает свои жертвы. Существовало поверье, что он появляется иногда в облике барана; и обращались к нему с презрением: "Стрела в глаза твои, Сатана!" Иные убеждены, что он — злой помысел, соблазняющий человека согрешить и обвиняющий грешника впоследствии, а также ангел смерти, который приходит за душой человека. Иногда он цепляется за слово, вырвавшееся у человека, например, проклятие — и приносит ему несчастье. Отсюда происходит выражение: "Не открывай Сатане рта" (Бр. XIX, 1). В сказаниях о С. говорится, что он всегда старается вредить человеку, особенно в минуту опасности. Но вместе с тем возможности его ограничены; трубление в шофар* приводит его в смятение, и он прекращает свои происки. В Йом Кипур* С. лишен всякой власти. Объясняется это так: сумма числовых значений букв (гиматрия) слова "hа-сатан" — 3.4. Таким образом, С. облечен властью 3.4 дня в году, а в 3.5-ый день, то есть в Йом Кипур, он лишен всякой власти. С. досадно, если Израиль благоденствует, и когда обрели сыны Израилевы Тору, он ни на минуту не мог успокоиться, пока не соблазнил их на грех золотого тельца. Грех древа познания тоже был совершен не без его участия.

Спросил С. Всевышнего: "Владыка мира! Свет этот, заключенный под Твоим престолом, кому он предназначен?". Отвечал ему: "Тому, кто в будущем обличит и опозорит тебя". Спросил Его: "Владыка мира! Покажи мне его". Сказал ему: "Подойди и зри". Увидев, затрясся, пал ниц и сказал: "Конечно, это Машиах (Мессия*), ибо он ниспровергнет меня в будущем" (Псикта Раббати III, .).

Каббалисты* дали новое определение С. и его "плеяде" — "клипа" — кожура, оболочка, нечистая сила, то есть нечто наружное.

Источник: Энциклопедия иудаизма на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. сатана — -ы, 1. м. В некоторых религиях: злой дух, злое начало, противостоящее богу; властелин ада, дьявол. Старухе, продававшей бублики, почудился сатана, в образине свиньи, который беспрестанно наклонялся над возами, как будто ища чего. Малый академический словарь
  2. САТАНА — I (еврейск. sâtân, арам. sit`SUP`e[[/SUP]]nâ" или sâtânâ, «противник в суде, в споре или на войне, препятствующий, противоречащий, обвинитель, наушник, подстрекатель», ср. араб. шайтан;греч. перевод διάβολος, откуда рус. дьявол, немец. Мифологическая энциклопедия
  3. сатана — Сатан/а́, м. Морфемно-орфографический словарь
  4. сатана — Греческое – satanas (сатана). Арабское – saitan (сатана). Древнерусское – сатана, сотона. Слово «сатана» известно в древнерусском языке с XI в., заимствовано из старославянского в форме «сотона». Этимологический словарь Семёнова
  5. Сатана — Евр. слово сатан означает прежде всего врага, противника (3Цар 5:4), в частн. противника, выдвигающего обвинение перед судом (Пс 108:6 — в Синод. пер. — «диавол»; Зах 3:1 и след. Библейская энциклопедия Брокгауза
  6. Сатана — (1 Пар 21:1 и др.) — еврейское слово, означающее вообще противника и врага. В Свящ. Писании название это вообще прилагается к диаволу, который есть начальник злых духов, враг Божий и искуситель, и губитель душ человеческих. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  7. сатана — см. >> бес Словарь синонимов Абрамова
  8. сатана — сатана , -ы (бран.) Орфографический словарь. Одно Н или два?
  9. сатана — Сатан’а (др.-евр. противник) — в своем первоначальном смысле (противник) это слово в еврейском тексте Ветхого Завета употребляется очень часто: Чис.22:22 ,32 (переведено — Ангел); 2Цар.19:22 (наветник), 3Цар.5:4 ; 3Цар.11:25 (противник), Пс. Библейский словарь Вихлянцева
  10. сатана — (иноск. бранн.) — злой человек Он сатане в дядьки годится. Сатанинская злоба. Ср. Какие они Божьи люди?.. Сатаны порожденья... — Дуня невольно содрогнулась, когда с чистых девственных уст ее слетело имя отца нечестия и вечной злобы. Мельников. На горах. Фразеологический словарь Михельсона
  11. сатана — Др. рус. заимств. из греч. яз., где satanās — из др.-евр. (см. шайтан). Сатана на месте исходного сотона — в результате закрепления аканья на письме. Этимологический словарь Шанского
  12. Сатана — орф. Сатана, -ы, м. (царь тьмы, глава злых духов) и сатана, -ы, м. (бран.) Орфографический словарь Лопатина
  13. САТАНА — САТАНА (англ. Satan; евр. satan — букв, «противник в суде, в споре или на войне») — герой поэм Д.Мильтона «Потерянный рай» (1663) и «Возвращенный рай» (1671). Наибольшую известность приобрел образ С., созданный в первой поэме. Энциклопедия литературных героев
  14. сатана — САТАНА, ы, м. В религиозной мифологии: то же, что дьявол, а также (прост., м. и ж.) бранно о человеке. С. там правит бал (там действуют силы зла; книжн.). Муж и жена одна с. (посл.: их мысли, поведение одинаковы). | прил. сатанинский, ая, ое (книжн.). Толковый словарь Ожегова
  15. сатана — САТАН’А, сатаны, мн. нет, ·муж. (·др.-евр. satan — враг). 1. Дьявол, злой дух, олицетворенное злое начало в разных вероучениях (рел.). «Мария в тишине коварному внимала сатане.» Пушкин. | Бранное слово, то же, что чорт во 2 ·знач. (·прост. ). Толковый словарь Ушакова
  16. сатана — САТАНА -ы; м. и ж. [греч. satanas из др.-евр.] 1. [с прописной буквы] только м. По религиозным представлениям: глава злых духов, воплощение злого начала; властелин ада, дьявол, чёрт. Сатана там правит бал (книжн.; там действуют силы зла). □ в сравн. Толковый словарь Кузнецова
  17. сатана — Это название (возникшее из имени собственного) злого духа, противостоящего божественному началу. Восходит к древнееврейскому, а было заимствовано русским из греческого, где существует в виде satanas. Этимологический словарь Крылова
  18. сатана — САТАНА м. диавол или черт, бес, нечистый, злой дух, шайтан. Сатанин что лично его; сатанинский к нему относящ. Сатанинская злоба. Сатанинщина, сатановщина, дьявольщина, бесовщина. Толковый словарь Даля
  19. Сатана — (евр. , арам. sitena' или satana «противник в суде, в споре или на войне, препятствующий, противоречащий, обвинитель, наушник, подстрекатель», срв. араб, «шайтан»; греч. перевод 8idpoA.o<;, откуда рус. «дьявол», нем. Teufel, «чёрт», и араб. Словарь по культурологии
  20. САТАНА — САТАНА — то же, что дьявол. Большой энциклопедический словарь
  21. сатана — 1. сатана м. и ж. разг. 1. Тот, кто является воплощение зла. 2. Употребляется как бранное слово. 2. Сатана м. Князь тьмы, властелин ада, нечистый дух, противополагаемый Богу; Дьявол (в религии и теософии). Толковый словарь Ефремовой
  22. сатана — сатана́ др.-русск. сатана σατανᾶς (ХIV в., Срезн. III, 263), также ст.-слав. сотона, русск.-цслав. сотона (Остром., Мар., Зогр., Еuсh. Sin., Супр.); см. Дильс, Aksl. Gr. 117 и сл.; древнее заимств. из греч. σατανᾶς от др.-еврейск. sāṭān; см. Этимологический словарь Макса Фасмера