Обет

(Недер)

Обязательство, которое человек берет на себя по отношению к Господу, например, принести жертву, десятину (десятую часть своих доходов) и т. п. О праотце Яакове рассказывается, что он принес обет: "Если будет Господь со мною и сохранит меня [...] и вернусь я с миром в дом отца моего [...] от всего, что дашь Ты мне, отделю Тебе десятину" (Быт. XXVIII, 20-22). Хана, помолившись Господу, чтобы дал Он ей сына, принесла обет: "И сказала: Господь Всемогущий, если увидишь Ты бедствия рабы Твоей [...] и дашь рабе Твоей дитя мужского пола, отдам я Тебе его [будущего сына] на все дни жизни его" (1 Сам. I, 11). Но в большинстве случаев О. выражался в жертве Господу. Обетованная жертва упомянута многократно вместе с "недавот" — жертвами, которые человек приносит добровольно. Пророк Иешаягу говорит и о жертвах, которые приносят иноверцы: "И познают египтяне Господа в тот день и принесут жертву и дар и дадут О. Господу и исполнят его" (Ис. ХГХ,21). В Торе* (Втор. XXIII, 22-23) сказано: "Если дашь О. Господу, Богу твоему, не замедли исполнить его, ибо Господь, Бог твой, взыщет его с тебя, и будет на тебе грех. Если же ты воздержишься от обетов, не будет на тебе греха". Согласно сказанному в книге Левит (XXVII), человек может посвятить Господу имущество, чистых и нечистых животных, дома, владения, рабов, детей своих и даже себя самого. Все эти О., кроме чистых животных, волен посвящающий выкупить. Вероятно, большая часть О. приносилась во времена невзгод и несчастий. О., данные девицами, имели силу только при согласии отца; жены могли приносить некоторые О. и без согласия мужей.

Хазал* неодобрительно относились к О. Сказал р. Натан: "Всякий, кто приносит О., словно построил жертвенник [что было воспрещено], а выполняющий обещанное, словно принес на нем жертву". И еще сказано: всякий, кто приносит О., даже выполняя его, считается грешником.

Один из праведников сказал своим ученикам: "Хотя Святое Писание и позволило нам клясться именем Создателя в правде, но я вам не советую клясться Его именем даже в правде. Говорите всегда "да" или "нет".

Источник: Энциклопедия иудаизма на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. обет — -а, м. Обещание, обязательство, принятое из религиозных побуждений. Монашеский обет. □ Пидорка дала обет идти на богомолье. Гоголь, Вечер накануне Ивана Купала. || высок. Торжественное обещание, обязательство. Малый академический словарь
  2. обет — Обе́т/. Морфемно-орфографический словарь
  3. обет — орф. обет, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. Обет — 1) первые О., встречающиеся в Библии, — это торжественные О. (евр. недер), о к-рых говорится в Быт 28:20 и след.; Суд 11:30 и след.; 1Цар 1:11 и т.д. Давая такой... Библейская энциклопедия Брокгауза
  5. обет — см. >> клятва, обещание см. также -> давать обет Словарь синонимов Абрамова
  6. обет — Об’ет — обещание, клятва. При даче обета обычно призывалось имя Господа и поэтому неисполнение его было грехом против третьей заповеди (Чис.30:3 ; Втор.23:21 ; Екк.5:3). Для человека было сетью давать поспешно обет (Прит. Библейский словарь Вихлянцева
  7. обет — Общеслав. Производное от obětiti «обещать», образованного от větiti «говорить, советовать» (obv > об, ср. облако). См. вече, завет, совет. Ср. дать слово. Этимологический словарь Шанского
  8. обет — ОБЕТ -а; м. Высок. Торжественное обещание, обязательство, данное из религиозных побуждений. Духовный о. Монашеский о. О. молчания. О. безбрачия. Дать о. Нарушить о. // Клятва, зарок. Дал о. заботиться о сироте. Нарушили о., данный матери. Толковый словарь Кузнецова
  9. обет — ОБЕТ, а, м. (высок.). Торжественное обещание, обязательство. Дать, произнести о. Нарушить о. О. молчания. Толковый словарь Ожегова
  10. обет — ОБ’ЕТ, обета, ·муж. (·книж. ). Обещание, обязательство, налагаемое на себя из религиозных побуждений. «Уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет.» Лермонтов. «Я не давал обета безбрачия.» А.Островский. | Зарок, обещание (·устар. ). «Давши обет сохранять мир, нарушает его.» Жуковский. Толковый словарь Ушакова
  11. обет — Образовано от исчезнувшего глагола обътити – "обещать". К той же основе восходят завет, вече. Этимологический словарь Крылова
  12. Обет — На языке христианского нравственного учения есть данное Богу обдуманное обещание какого-либо доброго дела, зависящего от свободной воли христианина. Обыкновенно различают О. в обширном и в узком смысле слова. К первым относят... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  13. обет — обе́т род. п. -а, др.-русск., ст.-слав. обѣтъ ὑπόσχεσις (Супр.), чеш. оbět᾽ "жертва", слвц. оbеt᾽ – то же. Из *оb- и *větъ "изречение" (заве́т, приве́т), др.-русск. вѣтъ "договор, совет"; см. Мi. ЕW 388; Преобр. I, 634; см. также выше, вет. Отсюда обеща́ть (см.). Этимологический словарь Макса Фасмера
  14. обет — обет I м. 1. Клятвенное обещание совершить какой-либо богоугодный поступок после просительной о чём-либо молитвы. 2. Монашеское отречение от ориентации на свою волю (обет послушания)... Толковый словарь Ефремовой
  15. обет — См. обетовать Толковый словарь Даля