Клятва

(Швуа)

К. занимает важное место в законодательстве эпохи Талмуда*. Сказано в Торе*: "Если отдаст кто ближнему своему осла или вола, или овцу, или любую скотину на хранение, и она падет, или будет покалечена, или похищена, а очевидца нет, К. перед Господом да будет между обоими, что не наложил руки своей на собственность ближнего своего" (Исх. XXII, 9- 10). Из текста Торы очевидно, что если ответчик не может представить свидетелей своей невиновности, то только К. может освободить его от ответственности и уплаты убытка. Разумеется, ответчик должен уплатить истцу за убыток, если он не желает поклясться. В Талмуде мы находим три вида клятв: "швуа мин hа-Тора", "швуа д'рабанан" и "швуат гесет". "Швуа мин hа-Тора", или клятва из Торы, произносится в ситуациях, которые разъяснены в Торе.

Во всех случаях, когда невозможно доказать вину ответчика, его обязывают принести К., и она освобождает его от ответственности. В случае же отказа принести К., ответчик присуждается к уплате иска. Иной характер носит "швуа д'рабанан", то есть К., введенная мудрецами. Во многих случаях истца обязывают принести К. в своей правоте, и если он отказывается, ответчик не обязан уплатить. Обязанность клясться возлагается на истца в следующих особых случаях: если наемный работник утверждает, что не получил положенной ему платы, он клянется в этом и получает требуемое. Так же клянутся ограбленный или раненый, если у них нет свидетелей против обвиняемого.

"Швуат Гесет", введенная мудрецами, — К. ответчика, категорически отвергающая претензии истца. Она освобождает его от уплаты иска.

Если ответчик, обязанный поклясться, подозревается судом в том, что поклянется ложно, то клянется истец и получает иск.

В принесении ложной К. подозревались игроки в кости, ростовщики, гоняющие голубей и торгующие овощами и фруктами, созревшими в год шмита*.

Кроме упомянутых случаев, хазал* возложили обязанность К. и на компаньонов, арендаторов, опекунов и т. п.

В эпоху Средневековья во многих христианских странах, когда евреи произносили слова К., на них сыпались проклятья и оскорбления. Целью этих законов было унизить евреев в глазах окружающих, опозорить в глазах народа, как заведомых клятвопреступников. В X в. в Византийской империи вышел закон, согласно которому К. еврея обставлялась так: еврей должен был стоять в воде, опоясанный терновым поясом, поклясться именем "Барасси бараа", то есть "Брейшит бара" (первые слова в Библии), и сказать, что если К. эта ложна, то "да поглотит его земля, как поглотила она общество Кораха". В XV веке в Силезии еврей, принося К., обязан был стоять на треножнике. За каждое падение с этого неудобного пьедестала он платил штраф. Если еврей падал четыре раза, суд признавал его виновным. В Германии еврей, принося К., призывал на свою голову все проклятья, которые содержатся в книгах Левит и Второзаконие, все казни египетские и проказу.

Источник: Энциклопедия иудаизма на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. клятва — Кля́т/в/а. Морфемно-орфографический словарь
  2. Клятва — I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ В Синод. пер. два евр. слова переданы словом «клятва»: 1) сущ. шевуа («клятва») имеет тот же корень, что и числит. шева («семь»). Этимологич. связь этих двух слов невозможно установить (ср. Быт 21:22-32 — Беэршева, Синод. пер. Библейская энциклопедия Брокгауза
  3. клятва — Общеслав. Суф. производное от *klęti «присягать, давать клятву». См. клясть, заклинать. Этимологический словарь Шанского
  4. Клятва — Торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается. Клятва у Евреев была прямая и непрямая. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  5. клятва — Аннибалова или Аннибаловская клятва (книжн.) — особенно серьезная, важная, на всю жизнь [знаменитый карфагенский полководец 3 в. до хр. Фразеологический словарь Волковой
  6. клятва — Божба, проклятие, осуждение. Краткий церковнославянский словарь
  7. клятва — -ы, ж. 1. Торжественное уверение в чем-л., торжественное обещание, подкрепленное упоминанием чего-л. священного для того, кто уверяет, обещает. Клятва в верности. Сдержать клятву. Нарушить клятву. Малый академический словарь
  8. клятва — Кл’ятва — обещание или заверение, в свидетели которых призывается Бог. Произносилась клятва в древности с поднятием руки (Быт.14:22). Имеет также смысл: отделение, предание Богу — как заклятие и проклятие (Чис.5:21 ; Дан.9:11 ; Гал.3:13). (см. заклятие, проклятие) Библейский словарь Вихлянцева
  9. клятва — КЛЯТВА, ы, ж. Торжественное обещание, уверение. К. верности или в верности. Дать, нарушить клятву. К. Гиппократа (у начинающих врачей: торжественная клятва в верности медицинскому долгу). | прил. клятвенный, ая, ое. К. обет. Толковый словарь Ожегова
  10. клятва — клятва I ж. Торжественное обещание, уверение, иногда подкрепляемое упоминанием чего-либо священного, дорогого для того, кто обещает что-либо или уверяет в чём-либо. II ж. устар. 1. Проклятие. 2. Временное отлучение от церкви, сопровождаемое обрядом проклятия. Толковый словарь Ефремовой
  11. клятва — КЛЯТВА -ы; ж. Торжественное уверение в чём-л., обещание, подкреплённое упоминанием чего-л. священного для того, кто уверяет, обещает. Дать клятву. Сдержать клятву. Нарушить клятву. * И клятву верности сдержали Мы в бородинский бой (Лермонтов). Толковый словарь Кузнецова
  12. клятва — орф. клятва, -ы Орфографический словарь Лопатина
  13. клятва — Аннибалова (Аннибаловская, Ганнибалова), вековая, великая, вечная, горячая, громкая, громогласная (устар.), железная, искренняя, легкокрылая (устар. поэт.), любовная, незыблемая, нерушимая, роковая (устар. поэт. Словарь эпитетов русского языка
  14. клятва — Старославянское – клятва. Слово сформировалось на базе общеславянского корня kleti – «кляну, проклинать». Первоначально слово имело значение «проклинать себя», позднее изменившееся на «клясться». Этимологический словарь Семёнова
  15. клятва — КЛ’ЯТВА, клятвы, ·жен. Торжественное утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего-нибудь священного, ценного, авторитетного, присяга. Дать клятву кому-нибудь. Клятва в верности или верности. Взять клятву с кого-нибудь. Толковый словарь Ушакова
  16. клятва — кля́тва ст.-слав. клѩтва κατάρα, ἀρά (Супр.), болг. кле́тва, сербохорв. кле̑тва "проклятие", др.-чеш. klatva, kletva "проклятие, отлучение от церкви", польск. klątwa. От кляну́, клясть. Этимологический словарь Макса Фасмера
  17. клятва — См. клясть Толковый словарь Даля
  18. клятва — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? клятвы, чему? клятве, (вижу) что? клятву, чем? клятвой, о чём? о клятве; мн. что? клятвы, (нет) чего? клятв, чему? клятвам, (вижу) что? клятвы, чем? клятвами, о чём? о клятвах... Толковый словарь Дмитриева
  19. клятва — Божба, присяга, обет, зарок ср. !! обещание см. также -> давать клятву Словарь синонимов Абрамова