ЭПИГРАФИКА

(от греч. epigrapn — надпись) — вспомогательная ист. дисциплина, занимающаяся сбором, публикацией и истолкованием в основном древних и ср.-век. надписей на твердом материале — камне, металле, керамике и др. Эпиграфич. памятниками в литературе называют сами древние надписи. Возникла в эпоху Возрождения, в связи с подъемом общего интереса к античности, а также к восточной, в частности библейской, древности. Первоначально Э. имела дело лишь с надписями, находимыми в Италии, Греции, Сев. Африке и Палестине, т. е. надписями на латинском, греческом, этрусском, древнееврейском и финикийско-пуническом языках. На протяжении 18 и 19 столетий Э. разработала методику, заключающуюся в способах определения подлинности надписей и их хронологии по характеру письма и другим датирующим признакам, а также в расшифровке применявшихся в надписях всякого рода символич. знаков и сокращений. Эпиграфич. методика способствует датировке надписей (по палеографическим признакам, см. Палеография), указывает правила восстановления недостающих частей текста, исходя из сопоставления аналогичных по содержанию более полно сохранившихся надписей, стереотипных по содержанию и формулировкам. Расшифровка египетских иероглифов, клинописи, хеттской иероглифической и микенской письменностей, различных среднеазиатских, древнеиранских, индийских и дальневосточных письменностей, затем и письменностей Центр. Америки значительно расширила область Э. Изучение древнеегипетских монументальных текстов на стенах пирамид и других гробниц, храмов, на вотивных (посвятительных) и надгробных стелах дополнило и сделало более разнообразной методику Э. Для каждой из названных отраслей древней Э. имеются свои способы, применимые только лишь в пределах изучения иероглифич., клинописных и др. категорий надписей. Фиксация и издание эпиграфич. текстов, помимо того что они преследуют цели возможно большего соответствия воспроизведений древних текстов их подлинникам, сопровождаются обычно обширными комментариями и разнообразными указателями, облегчающими использование эпиграфич. данных для различных отраслей ист. науки.

=====

Значение данных Э. для ист. науки весьма велико. Помимо содержащихся в нек-рых эпиграфич. памятниках сведений аналитич. характера, упоминающиеся в надписях имена собственные, данные юридического, социального, хозяйственного свойства представляют неисчерпаемый источник, в особенности для истории культурных и социальных явлений в те периоды, к-рые бедны литературными памятниками. Немаловажное значение эпиграфич. данных состоит в том, что они, в отличие от данных других памятников письменности, как правило, доходят без к.-л. позднейших изменений, сообщая сведения, непосредственно соответствующие упоминаемым в надписях фактам и именам. Эпиграфич. тексты разделяются на официальные (фиксирующие отд. законодат. памятники и их своды, различные гос. акты и распоряжения, междунар. договоры, а также почетные надписи в честь к.-л. событий или выдающихся личностей, списки гос. чиновников, дорожные и пограничные камни), религ.-ритуальные и посвятительные — вотивные (включающие разного рода официальные и храмовые посвящения в честь богов и героев, увековечение храмостроительной деятельности царей и городов, гимны и культовые предписания, календари, храмовые манумиссии и т. п.), надписи религ. и проф. коллегий и всякого рода других ассоциаций, частные надписи правового характера (декларирование принадлежности имущества, договоры о купле-продаже, подписи или клейма ремесленников и художников на изготовленных ими предметах). К категории частных надписей относятся посвятительные надписи отдельных лиц, надгробные надписи и надписи, сделанные от руки на стенах зданий, сосудах и различных других предметах (граффити).

=====

Осн. периодические издания по Э.: "Нумизматика и эпиграфика", т. 1-11. М., 1960-1974; "Эпиграфика Востока", т. 1-21, М.-Л., 1947-72; Supplementum epigraphicum graecum, v. 1-19, Leiden, 1923-63; Année épigraphique, P., 1888-1975; Epigraphia Indica, v. 1-48, Calc. — Delhi, 1921-72.

=====

Л. А. Ельницкий. Москва.

=====

Греческие и латинские надписи. Древнейшие надписи на греч. яз. относятся к 11-8 вв. до н. э. Таковы, напр., надписи на камне и на сосудах, найденных на о. Кипр, и исполненные линейным и слоговым письмом, относящиеся к 11-4 вв. до н. э., посвящение музам из Асины 10-9 вв. до н. э. и др. Древнейшие надписи на италийской почве (с 7 в. до н. э.) представляют собой по преимуществу вотивы. Монументальные надписи на камне, нередко при этом официального характера, появляются, а затем учащаются по мере развития государства и его учреждений. Среди этих надписей важное место занимают конституции полисов, своды законоположений, как, напр., известные Гортинские законы на о. Крит, найденные в 1884. В виде надписей дошли различные постановления нар. собраний больших и малых др.-греч. общин, имеющие первенствующее значение для их истории, а также ряд декретов исполнит, властей, функционировавших в греч. общинах, в частности декрет Фемистокла, существенный для истории Афин времени греко-перс. войн. В виде эпиграфич. памятников сохранился целый ряд политич. и коммерч. договоров между общинами, напр. договоры афинян с Селимбрией, Клазоменами, договор понтийского царя Фарнака с Херсонесом и др. Весьма важное значение для истории Афин эпохи Пелопоннесской войны и более поздних времен имеют перечни членов Делосского союза, уплачивавших афинянам дань, дошедшие в нескольких разновременных списках, что позволяет судить об изменениях, происходивших в составе членов союза на протяжении его существования. Большое значение для древней хронологии имеют эпиграфич. списки должностных лиц (напр., афинских архонтов), победителей на общегреч. празднествах, краткая афинская хроника (Паросский мрамор) и т. п.

=====

Для истории Рима весьма существенны такие памятники, как декрет рим. сената о запрещении дионисийских празднеств (вакханалий) от 186 до н. э., фрагменты аграрных законов, муниципальный закон Юлия Цезаря, Гебанская таблица (надпись, содержащая регламент голосования в центуриатных комициях), т. н. Завещание Августа с характеристикой политич. деятельности Августа и др.

=====

Имеется большое количество др.-греч. надписей, очень важных для экономической и социальной истории. Это прежде всего тексты законов, регламентирующих торговлю, вроде косского закона о торговле различными предметами широкого потребления и фасосских законов о виноторговле, афинских декретов о торговле хлебом, об унификации мер и т. п. В лат. надписях для экономич. истории очень важны такие, как декрет о статуте и землепользовании генуэзской общины, декрет Диоклетиана о ценах и т. д. Для истории торговли в особенности важны данные надписей на керамике, представляющие собой особый раздел Э., посвященный изучению клейм с легендами на сосудах, кровельной черепице и кирпичах. Глиняные амфоры в древности служили тарой для зерна, рыбы, вина и оливкового масла. Поэтому изучение керамич. клейм, имеющих датирующие признаки и определяющих места изготовления сосудов, является существенным подспорьем для познания географии древней торговли. Лат. керамич. клейма позволяют изучать распространение не только керамической тары, но и сосудов культового и домашнего обихода, т. н. краснолаковой керамики.

=====

Неоценимую услугу оказывает Э. при изучении социальных явлений жизни древнего общества. В особенности такие категории древних надписей, как надгробия, посвятительные надписи обществ. орг-ций — фиасов и эранов в Др. Греции и коллегий разного рода в Риме — религиозных, профессиональных, погребальных и т.п., — иногда позволяют судить об изменениях социального положения как отд. лиц, так и целых обществ. групп. Для изучения положения низших слоев населения Греции и Рима: рабов, вольноотпущенников и др. лиц зависимых положений, большое значение имеют манумиссии — частные и в особенности храмовые, равно как и всякого рода вотивы, обнаруживающие социальные связи между отдельными лицами, а иногда и целыми группами античного населения, городского или сельского. В рамках греко-рим. Э. может быть выделена Э. античных городов в Северном Причерноморье. Надписи этих мест отличаются не только составом собственных имен (с большой примесью иранских и фракийских компонентов), но также и наличием в нек-рых надписях местной терминологии, а также и нек-рого количества до сих пор не расшифрованных знаков.

=====

Греч. и лат. надписи продолжали составляться вплоть до нового времени на Балканском п-ове и в странах Зап. Европы в рамках т. н. христианской Э. (надгробия и строительно-посвятительные надписи).

=====

Особое положение в античной Э. занимают многочисл. этрусские надписи. Несмотря на недостаточную осведомленность в этрусском языке, был распознан ряд политических и социальных терминов. Эти термины вместе с большим количеством этрусских и иноплеменных собственных имен людей и божеств позволяют значительно дополнить историко-литературные данные о социальном строе Этрурии, о племенном составе ее зависимого населения и о ее пантеоне, в значит, мере также иноплеменного происхождения, о чем позволяют судить имена божеств, начертанные на знаменитой бронзовой печени из Пьяченцы.

=====

Крупнейшим ученым в области греч. Э. является нем. ученый А. Бёк, осуществивший первое науч. издание греч. надписей (см. Corpus inscriptionum graecarum). Большой вклад в греч. Э. внесли его ученики и последователи — нем. ученые А. Кирхгоф, Ф. Гиллер фон Гертринген, Ф. В. Диттенбергер и др. Значит. роль в издании и исследовании греч. надписей сыграли Л. Робер (Франция), M. H. Тод (Англия), Б. Д. Меритт (США), Г. Михайлов (Болгария). Огромную работу по созданию свода лат. надписей проделал Т. Моммзен (см. Corpus inscriptionum latinarum). Дальнейший труд по сбору и публикации новых лат. эпиграфич. текстов, их обработке и комментариям приняли на себя Г. Дессау, Р. Канья, А. Деграсси и др. Над расшифровкой и публикацией этрусских надписей работали итал. ученые А. Фабретти, А. Паули, М. Паллоттино и др.

=====

Из числа рус. ученых, содействовавших расцвету Э. как науки и известных своими публикациями греческих, латинских, италийских диалектных текстов, должны быть в первую очередь названы P. P. Соколов, В. В. Латышев, И. В. Цветаев, Н. И. Новосадский и др.

=====

Лит. и публ.: Новосадский Н. И., Греческая эпиграфика, ч. 1, 2 изд., М., 1915; Федорова Е. В., Латинская эпиграфика, М., 1969; Larfeld W., Griechische Epigraphik, 3 Aufl., Münch., 1914; Sandys J. E., Latin epigraphy, 2 ed., Gamb., 1927; Grossi Gondi F., Trattato di epigrafia cristiana latina e greca nel mondo romano occidentale, Roma, 1920; Buonamici G., Epigrafia etrusca, Firenze, 1932; Корпус боспорских надписей, M.-Л., 1965; Надписи Ольвии (1917-1965), Л., 1968; Соломоник Э. И., Новые эпиграфич. памятники Херсонеса, в. 1-2, Киев, 1964-73; Corpus inscriptionum graecarum, ed. A. Böckh, v. 1-4, Berolini, 1828-77; Dittenberger W., Sylloge inscriptionum graecarum, 3 ed., n. 1-4, Lipsiae, 1915-24; Dittenberger W., Orientis graeci inscriptiones selectae, v. 1-2, Lipsiae, 1903-05; Tod M. N., A selection of Greek historical inscriptions, 2 ed., v. 1-2, Oxf., 1946; Inscriptiones antiquae orae septentrionalis Ponti Euxini graecae et latinae, v. 1-2, 4, ed. B. Latyschev, Petropoli, 1885-1916; Inscriptiones Graecae in Bulgaria repertae, ed. G. Mihailov, v. 1-4, Serdicae, 1956-66; Corpus inscriptionum latinarum, v. 1-16, Berolini, 1881-1957; Inscriptiones Latinae selectae, ed. H. Dessau, 2 ed., v. 1-3, Berolini, 1954-55; Inscriptiones Latinae liberae Rei Publicae, curavit A. Degrassi, fasc. 1-2, Firenze, 1957-63; Rushforth G., Latin historical inscriptions, 2 ed., Oxf., 1930; Corpus inscriptionum etruscarum, v. 1-2, Lipsiae, 1893-1936; Fabretti A., Corpus inscriptionum italicarum, Torino, 1867-80; Pallottino M., Testimonia linguae etruscae, 4 ed., Firenze, 1968.

=====

Л. А. Ельницкий. Москва.

=====

Финикийские, пунические и древнееврейские надписи. Фини- кийские и пунические надписи стали предметом Э. с 18 в. Древнееврейские надписи, гл. обр. религиозного содержания (на стенах зданий, надгробных памятниках и пр.), читались на протяжении всего средневековья, но науч. изучение их относится к новому времени. Финикийские надписи происходят из Ливана, Сирии, о. Кипр и с др. о-вов Средиземного м., из Италии, Франции, Испании и Сев. Африки. Надписи Зап. Средиземноморья, составленные на финикийском яз., начиная со времени возвышения Карфагена (6 в. до н. э.), носят назв. пунических. К 13-11 вв. до н. э. относятся надписи финикийских царей Библа и Сидона, содержащие важные сведения по истории переднеазиатских стран конца 2-го — начала 1-го тыс. до н. э. Древнейшая финикийская надпись — надгробная надпись на саркофаге библосского царя Ахирама (13 в. дон. э.). Финикийская надпись из Норы (на о. Сардиния, 9 в. дон. э.) и древнейшая надпись в Испании (8 в. до н. э.) относятся ко времени, предшествующему подчинению этих районов Карфагену. Древнейшие надписи из самого Карфагена датируются 7 в. до н. э. В Италии древнейшей пунич. надписью (вместе с параллельным этрусским текстом) является посвящение, найденное в Пирги и датируемое 6 в. до н. э. Пунич. надписи в их большинстве представляют собой вотивы и надгробия и датируются временем до разрушения Карфагена. Однако известно нек-рое количество финикийских, а также ливийских эпиграфич. текстов из Сев. Африки, Сицилии и Сардинии, относящихся ко времени после разрушения Карфагена. Эти надписи, также представляющие собой надгробия и вотивы, носят наименование новопунических. Одним из древнейших евр. эпиграфич. памятников является надпись моавитского царя Меши (9 в. до н. э., на моавитском диалекте евр. яз.), сообщающая о его войне с Израильским царством. Кроме того, дошли короткие надписи на евр. печатях и более значительная силоамская надпись (на стене туннеля близ Иерусалима) о сооружении водопровода (8 в. до н. э.). Особое место занимают надписи, обнаруженные на скалах Синайского п-ова, к-рые приписываются рядом исследователей гиксосам (15 в. до н. э.). Написанные шрифтом, восходящим к егип. иероглифике, они повлияли на формирование финикийского и сабейского шрифтов. К финикийским надписям примыкают арамейские из Зенджирли, древнейшие восходят к 8 в. до н. э. Арамейские надписи (см. Арамеи) найдены также в Сирии, Ираке, М. Азии, Египте, Закавказье, Афганистане и др. местах. Особое место занимают надписи Набатейского царства, процветавшего в Сирии на рубеже н. э. Алфавит, употреблявшийся в набатейских надписях, послужил основой для создания араб. алфавита. Набатейские надписи как бы продолжают надписи Пальмиры, датирующиеся первыми тремя столетиями н. э. Особый интерес представляет билингва, воспроизводящая постановление пальмирского буле и демоса от 137 н. э., устанавливающее твердые цены на нек-рые товары. Крупнейшие эпиграфисты: Э. Гезениус (Германия), Ш. Клермон-Ганно, Ж. Э. Ренан (Франция), М. Лидзбарский (Германия), в новейшее время — И. Н. Винников, Г. В. Церетели, Г. А. Тиграцян (СССР), И. Фридрих (Западный Берлин), У. Ф. Олбрайт, Л. Гинзберг (США), Дж. Гарбини, С. Москати (Италия).

=====

Публ.: Lidzbarski M., Die neu-aramäischen Handschriften der Königlichen Bibliothek zu Berlin, Tl 1-3, Weimar — В., 1894-96; Chwolson D. A., Corpus inscriptionum hebraicarum, StPb. — Lpz., 1882; Corpus inscriptionum semiticarum, p. 1-2, 4-5, Parisiis, 1881-1952; Donner H., Röllig W., Kanaanäische und aramäische Inschriften, Bd 1-3, Wiesbaden, 1962-64.

=====

Л. А. Ельницкий. Москва.

=====

Древнеегипетские надписи. Найдено огромное количество егип. иероглифич. надписей самого разнообразного содержания. Древнейшие егип. иероглифич. надписи относятся к рубежу 4 и 3 тысячелетий до н. э., последняя по времени иероглифическая надпись (обнаруженная на о. Филе на р. Нил) датируется 494 н. э. Начиная с Древнего (Старого) царства до нас дошли многочисл. иероглифич. надписи на стенах гробниц и храмов, напр. "Тексты пирамид" — от Древнего царства, "Тексты саркофагов" — в осн. от Среднего царства. От эпохи Нового царства дошли надписи на стенах храмов Карнака, Луксора, Мединет-Абу и др., надписи в гробницах частных лиц, на надгробных плитах, статуях и т. п. От эллинистич. эпохи дошли билингвы, содержащие егип. текст и его перевод на греч. яз. (Розеттский камень, Канопский декрет и т. п.). Розеттский камень послужил Ф. Шампольону отправным пунктом для расшифровки иероглифов. Наряду с иероглифич. надписями найдены немногочисл. эпиграфич. надписи, исполненные курсивами — иератическим письмом (употреблявшимся еще со времен Древнего царства) и демотическим письмом (употреблявшимся с 7-6 вв. до н. э.). Однако в осн. эти курсивы использовались в папирусах. Сборники иероглифич. текстов изданы многими учеными. Наибольший вклад в др.-егип. Э. внесли К. Зете, Г. Бругш, И. Дюмихен (Германия), О. Мариет (Франция), В. С. Голенищев (Россия) и др.

=====

Публ.: Urkunden des aegyptischen Altertums. In Verbindung mit K. Sethe und H. Schäfer herausgegeben von G. Steindorff, Abt. 1-8, Lpz. — В., 1903-57.

=====

M. А. Коростовцев. Москва.

=====

Южноарабские (сабейские) надписи — надписи С.-З. и Ю.-З. Аравии от 1000 до н. э. по 6 в. н. э. Были открыты на юге Аравии экспедицией 1761-67 К. Нибура (Дания). Древнейшая ист. надпись в Марибе содержит св. 1000 слов. В 1876-1878 Ч. Даути (Англия) на С.-З. Аравии открыл минейские, лихьянские, набатейские и самудские надписи, в 1891 Ю. Ойтинг (Австрия) — синайские надписи. Южноараб. надписи на камне и бронзе дают материал для датировки царств, для генеалогии правителей, истории культуры, социальных отношений и пр.

=====

Крупнейшая роль в собирании и изучении южноараб. надписей принадлежит У. Зеетцену (Россия), Дж. Уэлстеду (Англия), Ж. Арно, Ж. Галеви (Франция), Э. Глазеру, Д. Г. Мюллеру (Австрия), X. Гримме (Германия) — в 19 в.; Фиелби (Саудовская Аравия), Фахри (АРЕ) и А. Джамму (США), Г. Рикмансу (Бельгия), Ж. Пиренн (Бельгия), А. Г. Лундину (СССР).

=====

Публ.: Corpus inscriptionum semiticarum. p. 1-2, 4-5, Parisiis, 1881-1952; Répertoire d'epigraphie sémitique, t. 5-7, redigé par G. Ryckmans, P., 1928-50; t. 8, rédigé par J. Pirenne, P., 1968 (указат. к тт. 5-7).

=====

В. А. Крачковская. Ленинград.

=====

Североарабские надписи охва- тывают памятники с 6 в. от Атлантики (Сев. Африка, Ю.-З. Европы) до Тихого ок. (памятники мусульм. населения Китая). Первая надпись на араб. яз., но набатейским алфавитом, относится к 328; первые датированные надписи североараб. письмо м — к 512 и 561. В кон. 19 — нач. 20 вв. значительно возрос фонд надписей, открытых и систематически исследованных в Палестине, Сирии, Ираке, Египте, Иране.

=====

С 40-х гг. 19 в. надписи араб. письмом были исследованы в. Поволжье (надписи Болгарского ханства), на Кавказе, в Крыму (Бахчисарай, надписи Крымского ханства), в Армении (надписи Ани и др.).

=====

Наиболее крупную роль в собирании и исследовании североараб. надписей сыграли в 18 — нач. 20 вв.: X. Д. Френ, Н. М. Ханыков (Россия), М. Амари (Италия), О. Тихсен (Пруссия), Ф. Кодера (Испания), А. Шарбонко, Ш. Бросселар, Р. Бассе (Франция). Значит. вклад в североараб. Э. внесли сов. ученые А. М. Беленицкий, О. Г. Большаков, Л. Т. Гюзальян, М. М. Дьяконов, П. П. Кахиани, В. А. Крачковская, С. Е. Малов, М. Е. Массон, М. X. Нейматова, Г. В. Юсупов, А. Ю. Якубовский и др.

=====

Лит. и публ.: Amari M., Le epigrafi arabiche di Sicilia, pt 1-3, Palermo, 1875-85; Khanikoff N. M., Mémoire sur les inscriptions musulmanes du Caucase, "JA", 1862, ser. 5, t. 20; Berchem M. van, Matériaux pour un Corpus inscriptionum arabicarum, pt 1. Egypte — pt 2. Syrie du Nord, P. — Le Caire, 1894-1909; Lidzbarski M., Handbuch der nordsemitischen Epigraphik, Bd 1-2, Weimar, 1898; Répertoire chronologique l'épigraphie arabe, t. 1-15, Le Caire, 1931-56; Epigraphia Indo-Moslemica, Calc. — Delhi, 1907-49; Крачковская В. A., Арабские надгробия Музея палеографии АН СССР, в сб.: Труды Музея палеографии, т. 3, Л., 1929; ee же, Эпиграфика на арабском языке в России до 1850, в сб.: Советское востоковедение, т. 6, М.-Л., 1949 (лит.); "Эпиграфика Востока", т. 1-21, М.-Л., 1947-72.

=====

В. А. Крачковская. Ленинград.

=====

Надписи Двуречья и др. р-нов Передней Азии. Клинописные тексты Двуречья и др. р-нов Передней Азии датируются от 3-го тыс. до н. э. и различаются по языкам, на к-рых они составлены (см. Клинопись). Сохранились шумерские, аккадские (вавилоно-ассирийские, хеттские (гл. обр. неситские)), хурритские, угаритские, эламские и персидские тексты. К эпиграфич. клинописным памятникам относятся лишь тексты на камне или металле, отчасти на дереве. Так, в виде надписи, начертанной на диоритовой стеле, дошел до нас кодекс древневавилонских законов царя Хаммурапи; от ассир. царя Салманасара III сохранился "Черный обелиск" с изображениями чужеземцев, доставляющих дань, и краткими сопроводительными надписями.

=====

От хеттов дошли не только клинописные тексты, но и надписи, выполненные своеобразными иероглифами. К монументальным клинописным надписям относятся урартские на каменных столбах или блоках, из к-рых сложены стены. Они содержат сообщения царей Урарту об их походах в соседние страны. Для изучения клинописных надписей большое значение имеют труды франц. шумеролога и ассириолога Р. Лаба, нем. шумеролога А. Деймеля и др. Осн. исследования по урартским клинописным надписям принадлежат сов. специалистам — Г. А. Меликишвили, Н. В. Арутюняну и др. В изучении хеттской иероглифич. письменности значит. роль сыграли исследования чехословацкого востоковеда Б. Грозного.

=====

Лит. и публ.: Labat R., Manuel d'épigraphie akkadienne, P., 1948; Bergmann E., Codex Hammurabi. Textus primigenius, Roma, 1953; Меликишвили Г. A., Урартские клинообразные надписи, М., 1960; Hrozný В., Les inscriptions hittites hiéroglyphiques, v. 1-3, Praha, 1933-37.

=====

Древнеиранские надписи. Иран. клинописные надписи известны с установления династии Ахеменидов (6 в. до н. э.) и вплоть до царствования Артаксеркса III — современника Александра Македонского. Надписи — на скалах, стелах, стенах дворцов и на золотых пластинах — составлялись с применением клинописи на трех офиц. языках ахеменидского царства — персидском, вавилонском и эламском. Хотя эти надписи представляют собой преим. победные реляции перс. царей, они приобретают первенствующее значение в качестве ист. источников ввиду отсутствия к.-л. оригинальной историч. лит-ры в ахеменидском Иране. Надписи, помимо наименований племен и стран, входивших в гос-во Ахеменидов, называют целый ряд собств. имен перс. царей и их полководцев, а также правителей восставших стран и племен из других, неизвестных источников. В этом отношении в особенности важны большие надписи Дария I и Ксеркса, касающиеся вопросов внутр. истории и отношений с зап. и сев. соседями Ирана. Серию этих др. иран. надписей продолжают надписи Сасанидов, составлявшиеся на среднеперсидском и парфянском языках, языке письменности пехлеви (иногда также на греческом). По своему содержанию пехлевийские надписи продолжают традиции ахеменидского времени, являясь по преимуществу победными реляциями и надгробными восхвалениями сасанидских царей. Встречающиеся в них топонимы и личные имена также сохраняют большое историко-культурное и историко-географическое значение.

=====

Публ.: Herzfeld E., Paikuli, monument and inscription of the early history of the Sassanian empire, v. 1-2, В.,1924; Corpus inscriptionum iranicarum, v. 1-3, L., 1955-68.

=====

Л. А. Ельницкий. Москва.

=====

Славянские надписи. В западнослав. странах — латинские, а в восточнослав. и на Кавказе — греческие эпиграфич. памятники известны с христианских времен вплоть до нового времени, преим. в виде церковных посвятительно-строительных надписей и надгробий. Собственно славянские, в частности древнерусские, надписи появляются в Киевской Руси и других восточнослав. княжествах ок. 10 в. Древнерус. эпиграфич. памятники представлены небольшим количеством монументальных надписей на камне — известный Тмутараканский камень с надписью князя Святославича (11 в.), Стерженский крест с надписью новгородского посадника Ивана Павловича (12 в.), на стенах зданий, на церковных фресках и иконах, на надгробиях и т. д., а также — и, по-видимому, древнее всего — на металлических и глиняных сосудах и других предметах ритуального и бытового обихода, примером чего может служить сосуд 10 в. из Гнездовского могильника с надписью кириллицей, найденный в 1949. Другая надпись 10-11 вв. на сосуде, найденном у с. Алеканова, близ Рязани, начертана загадочными знаками, к-рые В. А. Городцов, раскопавший сосуд, считал образчиками письма вятичей. Несколько датированных надписей 11 в. имеется на стенах киевского и новгородского Софийских соборов. В Московской Руси большое распространение получили строительно- посвятительные надписи (о сооружении храмов, совершении вкладов и т. п.) и надгробно-памятные надписи. У южных славян надписи, исполненные кириллицей, датируются от 10 в. Известна надпись царя Зап. болг. царства Самуила 993, найденная у с. Герман, в Македонии, а также Темничская надпись, относящаяся к 10-11 вв., найденная в с. Горни-Катун. В Загребском музее хранится надпись с упоминанием хорватского короля Эвонимира — древнейший памятник хорватской письменности. В Боснии и Герцеговине древнейшие надписи (надгробия), писанные кириллицей, относятся к 14 в.

=====

Крупнейшие специалисты в области рус. Э.: И. А. Шляпкин, В. Н. Щепкин, А. С. Орлов, Б. А. Рыбаков, Н. Г. Порфиридов и др.

=====

Лит. и публ.: Шляпкин И. A., Русская палеография, СПБ, 1913; Лавров П., Палеографическое обозрение Кирилловского письма, П., 1914; Михайлов М. И., Памятники русской вещевой палеографии, СПБ, 1913; Рыбаков Б. A., Русские датированные надписи XI-XVI вв., М., 1964; Сотникова М. П., Русская эпиграфика в советское время, в сб.: Вспомогательные историч. дисциплины, т. 3, Л., 1970.

=====

Л. А. Ельницкий. Москва.

=====

Грузинские надписи. Древнейшие груз. надписи, выполненные уставным письмом, относятся к 5 в. Самые ранние — палестинские мозаичные надписи с упоминанием историч. лиц — Маруана (Петра Ивера) и его предков (ок. 429-444). За ними следуют болнисские надписи, строительная, датированная 493/4, и относящаяся к кон. 5 в. с именем Давида, епископа. В мцхетских надписях с рельефов храма Джвари, построенного в 586/7-604, упомянуты имена историч. лиц — Стефаноса Патрикия, Димитрия, Адарнеса, Кобула, Темистии. Фресковая надпись с Атенского храма, датированная 853, повествует о нашествии Буга Турка и взятии им Тбилиси. Надписи Ошкского храма с упоминанием историч. лиц датируются 958-966.

=====

Научное изучение собственно грузинского письма и грузинских эпиграфических памятников связано с именем И. А. Джавахишвили, опубликовавшего в 1926 фундаментальный труд "Грузинская палеография".

=====

Лит. и публ.: Церетели Г. В., Древнейшие грузинские надписи из Палестины, Тб., 1960; Мусхелишвили Л. В., Болниси, "Изв. ин-та языка, истории и материальной культуры", т. 3, Тб., 1938; Чубинашвили Г. Н., Памятники типа Джвари, Тб., 1948; Шанидзе А. Г., Хрестоматия по древнегрузинской литературе, 28 изд., Тб., 1972; Бакрадзе А. и Болквадзе С., Каталог грузинских эпиграфич. памятников Гос. музея Грузии, Тб., 1953.

=====

Т. С. Каухчишвили. Тбилиси.

=====

Армянские надписи. Первая дошедшая до нас надпись высечена на Текорском храме в кон. 5 в. Десятки строительных и мемориальных надписей датируются 6-7 вв. Надписи, высеченные на архитектурных зданиях, мостах и др. памятниках в 9-18 вв., насчитываются тысячами.

=====

Арм. эпиграфич. памятники являются важнейшим источником по социально-экономич., политич. истории и культуре не только арм. народа, но и народов соседних стран. Их сбор и публикация начались еще в первых десятилетиях 19 в., но на науч. основу были поставлены Н. Я. Марром и И. А. Орбели сто лет спустя, при раскопках городища Ани. С 1954 Институтом археологии и этнографии АН Арм. ССР предпринят сбор арм. надписей и публикация их Дивана (свода). С. Г. Бархударяном, К. Г. Кафадаряном и др. эпиграфистами уже собрано более 7 тыс. надписей и опубликован ряд выпусков Дивана.

=====

Лит. и публ.; Джалалянц С., Путешествие в Великую Армению, т. 1-2, Тифлис, 1842-58; Алишан Г., Ширак, Венеция, 1881 (на арм. яз.); Костанянц К., Летопись на камнях. Собрание-указатель армянских надписей, СПБ, 1913 (на арм. яз.); Кафадарян К. Г., Ованнаванк и его надписи, Ер., 1948 (на арм. яз.); его же, Санаинский монастырь и его надписи, Ер., 1957 (на арм. яз.); его же, Ахпат. Архитектурные сооружения и надписи на камнях, Ер., 1963 (на арм. яз.); Свод армянских надписей, в. 1-4, Ер., 1960-73 (на арм. яз.).

=====

Б. Н. Аракелян. Ереван.

=====

Тюркские надписи. В зависимости от вида письма они делятся на рунические, уйгурские, сирийские и арабские. Рунич. надписи обнаружены на огромной терр. от р. Лены до Венгрии. Самые крупные тексты на надгробных стелах, содержащие ценные историко-культурные, этнографич. и лингвистич. сведения, находятся в Монголии — в бассейнах pp. Орхона, Селенги и Толы. С момента открытия их (кон. 19 в.) они стали называться орхонскими памятниками. Памятники в честь Кюль-Тегина, Бильге-Кагана, Онгинский памятник, надписи в честь Тоньюкука и Кули-Чура в лингвистич. плане относятся к языку древних огузов. Группа наскальных посвятительных надписей из Хойто-Тамира выполнена руническим курсивным письмом и в языковом отношении связывается с тардушами. Два камня с надписями — в честь Моюн-Чура (Селенгинский камень) и о сыне киргиза (камень из Суджи) относятся по языку к уйгурам.

=====

Надписи из долины р. Енисея (Хакасия и Тува) по палеографическим и языковым особенностям относятся к 6-8 вв., а по археологич. данным к 7-12 вв. По району распространения эти памятники наз. енисейскими. Отсюда второе общепринятое наименование тюркской руники — орхоно-енисейская письменность (см. Орхоно-енисейские надписи).

=====

В этническом и языковом отношениях енисейские эпитафии считают принадлежащими древним киргизам. Рунич. надписи встречаются на Алтае, в Киргизии, Казахстане, Узбекистане, в Синьцзяне (КНР).

=====

Надписи из Новочеркасска, Маяцкого городища, Саркела (район Дона) и Хумары (Сев. Кавказ), по-видимому, принадлежат хазарам, а самые западные рунич. надписи на серебряных сосудах из Надьсентмиклоша (Венгрия) — печенегам.

=====

Надпись уйгурского письма на камне находится недалеко от Улангома (Монголия) и относится к 8-9 вв., по содержанию она примыкает к орхоно-енисейским памятникам. Большая группа памятников-эпитафий на стелах из диорита выполнена сирийским шрифтом и локализуется гл. обр. в Семиречье — в районе Иссык-Куля, у с. Мазар на месте развалин древнего Алмалыка около Старого Токмака и в г. Кашгаре. Они датируются 13-14 вв. Язык эпитафий либо сирийский с тюркскими словами и короткими фразами, либо смешанный, либо чисто тюркский. Тюрк. яз. сирийских эпитафий находится на рубеже караханидско-тюркского (11-15 вв.) и чагатайского языков (15-19 вв.).

=====

Известна обширная группа тюрк. надписей араб. письма (эпитафийные надписи мусульм. содержания). Надписи 13-14 вв. по культуре и языку относятся к древним булгарам, 15-17 вв. — к казанским татарам. Эпитафии содержат ценные сведения об эпохе Болгарского и Казанского ханств.

=====

В городах Синьцзяна (Турфан, Хами) и в Пекине встречаются различного рода посвятительные надписи на плитах на совр. уйгурском яз. арабским шрифтом от 18-19 вв.

=====

Множество надписей араб. шрифтом 14-18 вв. на тур. яз. рассеяно в Турции и на Балканах. Но они не только не изучены, но еще и не собраны в должной мере. После дешифровки в 1893 тюрк. рун В. Томсеном (Дания) началась интенсивная работа по исследованию рунич. надписей. Из тюрк. эпиграфистов следует назвать рус. и сов. ученых В. В. Радлова, С. Е. Малова, И. А. Батманова, венг. ученого Д. Немета. Сводку тюрк. руники сделал X. Н. Оркун (Турция). Сиротюркскими надписями занимался рус. ученый Д. Хвольсон, булгарскими и татарскими — сов. ученые С. Е. Малов и Г. В. Юсупов.

=====

Лит. и публ.: Thomsen V., Inscriptions de l'Orkhon, Hels., 1896; Radloff W., Die alttürkischen Inschriften der Mongolei, St.-Petersburg, 1897; Малов С. Е., Памятники древнетюркской письменности, М.-Л., 1951; Németh J., Die Inschriften des Schatzes von Nagy-Szent-Miklos, Bdpst — Lpz., 1932; Батманов И. A., Язык енисейских памятников древнетюркской письменности, Фрунзе, 1959; Кызласов Л. Р., Новая датировка памятников енисейской письменности, "CA", 1960, No 3; Orkun Н. N., Eski türk Yazitlari, cilt. 1-4, Ist., 1936-41; Chwolson D., Syrisch-nestorianische Grabinschriften aus Semirjetschie, St.-Petersburg, 1880; Юсупов Г. В., Введение в булгаро-татарскую эпиграфику, М.-Л., 1960; Тенишев Э., Уйгурская эпиграфика Синьцзяна, в сб.: Исследования по тюркологии, A.-A., 1969.

=====

Э. Р. Тенишев. Москва.

=====

Индийские надписи. Древнейшими надписями на терр. Индо-гангской равнины являются иероглифич. надписи на хараппских т. н. печатях или амулетах (см. Хараппская цивилизация) 3-2-го тыс. до н. э. Ведется работа по их расшифровке. Первыми читаемыми инд. надписями являются эдикты Ашоки (3 в. до н. э.), содержащие сведения по социальным отношениям, гос. устройству и религии. Надписи были вырезаны на камнях, колоннах, а также в пещерах. Наиболее важной категорией эпиграфич. источников становятся записи (грамоты) о пожалованиях участков земли и деревень. Первая такая надпись (на камне) относится к 1 в. до н. э. С 3-4 вв. н. э. подавляющее число грамот гравировалось на медных табличках. Эти, обычно датированные, документы содержат богатейшие данные о социально-экономич. отношениях. Большой интерес представляют надписи на стенах храмов и на камнях, касающиеся взаимоотношений храмов, а также царской администрации с корпорациями купцов и ремесленников и с сел. общинами. Надписи являются осн. источником по социально-экономич. и политич. истории Сев. Индии до 13 в., а Юж. Индии до 16 в.

=====

В первые века н. э. надписи составлялись на пракритах и санскрите, позже — на санскрите, а в Юж. Индии — на тамили, телугу, каннара, мусульм. надписи — гл. обр. на персидском.

=====

Пионером инд. Э. был Дж. Принсеп. Огромную работу по собиранию, расшифровке и переводу надписей выполнили Дж. Флит, Г. Бюлер, Дж. Бёрджес, Л. Килхорн (Англия), Г. Людерс (Германия), Э. Хультш (Австрия), Р. Д. Бхандаркар, Р. С. Кришнашастри, Д. Ч. Сиркар (Индия).

=====

Лит. и публ.: Corpus inscriptionum Indicarum, v. 1-4, L. — Calc., 1888-1955; Epigraphia Indica, v. 1-, Calc., 1888-; Epigraphia Indo-Moslemica, Calc — Delhi, 1908-1949; Sircar D. C., Indian epigraphy, Delhi, 1965; его же, Indian Epigraphical Glossary, Delhi, 1966; South Indian inscriptions, ed. and transl. by E. Hultzsch, v. 1-3, Madras, 1890-1919.

=====

E. M. Медведев. Москва.

=====

Древнекитайские надписи. Древнейшие идеографич. китаеязычные надписи относятся приблизительно к 14-11 вв. до н. э. Они были обнаружены в кон. 19 в. Эти тексты, содержащие вопросы к оракулу и ответы на них (т. н. гадательные надписи), вырезались на костях животных и панцирях черепах. Более поздние надписи (на бронзовых сосудах) относятся к 12-7 вв. до н. э. Эти надписи носили преим. посвятительный характер, однако среди них встречаются также записи речей правителя, тексты договоров и т. д. Наряду с "гадательными" надписи на бронзе — осн. источник сведений о социальном строе и политической истории Китая эпох Инь и Зап. Чжоу. Следующая по важности категория древнекит. надписей — разнообразные тексты на камне (мемориальные, надгробные и др.), появляющиеся в 4-3 вв. до н. э. и получающие широкое распространение в начале н. э.

=====

Помимо КНР (Тан Лань, Ху Хоу-сюань, Юй Син-у и др.), исследования древнекит. надписей получили за последние десятилетия значит. развитие в Японии (С. Кайдзука, К. Сима, К. Акацука, С. Сиракава, М. Мацумару и др.).

=====

Лит. и публ.: Бунаков Ю. В., Гадательные кости из Хэнани (Китай), Л., 1935; Крюков М. В., История изучения древнекитайской эпиграфики и проблема датировки надписей, в кн.: Историография и источниковедение стран зарубежного Востока, М., 1967; Ху Хоу-сюань, Некоторые итоги китайской эпиграфики, "ПВ", 1959, No 6; Сима Кунио, Ин кё: бокудзи со: руй, Токио, 1967; Ло Чжэнь-юй, Сань дай цзи цзинь вэньцунь, (б. м.), 1936; Юй Син-у, Шан Чжоу цзиньвэнь лун, Пекин, 1957.

=====

М. В. Крюков. Москва.

=====

Надписи Юго-Восточной Азии. Древнейшие надписи в этом районе найдены в Сев. Вьетнаме и относятся к 1 в. до н. э. — 1 в. н. э. Эти краткие надписи составлены на кит. яз. — официальном яз. ранних вьетнамских гос-в. Краткие санскритские надписи на печатях в Фунани относятся ко 2 в. Со 2-3 вв. в Юго-Вост. Азии появляется большое число надписей на санскрите, а позднее — и на пали на камне и реже — на медных пластинках. С 7 в. появляются надписи на местных языках, но преамбула обычно составлялась на санскрите или пали (с рядом местных особенностей). Ранние надписи во многом сходны с индийскими. Число эпиграфич. памятников на местных языках возрастает к 10 в. и постепенно уменьшается к 14 в. Во Вьетнаме к 10-15 вв. относятся иероглифич. надписи на кит. языке. Б. ч. надписей связана с храмами и сообщает о дарениях земли и ценностей, купле-продаже земли и рабов, постройке храмов, о хоз. деятельности храмов, встречаются указы и памятные надписи правителей, надписи на межевых и пограничных камнях и др. тексты.

=====

Эпиграфические исследования Юго-Вост. Азии начались во 2-й пол. 19 в. в первую очередь на терр. Индонезии и Бирмы. Наиболее крупные эпиграфисты: Дж. X. Льюс (Англия), Ж. Сёдес, Ш. Дюруазель, А. Фино (Франция), Ж. де Каспарис (Нидерланды), То Сейн Ко (Бирма).

=====

Публ. Кхмерские надписи: Inscriptions du Cambodga, ed. G. Coedès, v. 1-8, Hanoi — P., 1937-66; Индонезийские надписи: Casparis J. G. de, Prasasti Indonesia, 1-2, Bandung, 1950-56; Бирманские надписи: Epigraphica Birmanica, ed. by Ch. Duroiselle and С. О. Blagden, v. 1-5, Rangoon, 1919-36; Inscriptions of Burma, ed. by G. H. Luce and Pe Maung Tin, 6 portfolios, L.,1933-1956; Inscriptions of Pagan, Pinya and Ava..., ed. by Taw Sein Ko, v. 1-6, Rangoon, 1892-1913.

=====

Д. В. Деопик. Москва.

=====

В Центральной Америке многочисленные памятники Э. остались от майя, сапотеков, миштеков, ольмеков, тольтеков, ацтеков и др. народов Месоамерики (совр. Гватемала, Мексика, Гондурас). Первые эпиграфич. памятники относятся к 4 в. до н. э., последние датируются временем, предшествующим исп. завоеванию (16 в.). По своему содержанию надписи подразделяются на победные, юбилейные, строительные (т. е. историч. характера), ритуально-мифологические. Характерно изобилие дат. Наибольшее число надписей сохранилось в районах майя (св. 2000). Над расшифровкой и публикацией их успешно работали: Дж. Э. Томпсон, С. Г. Морли, Л. Саттертуэйт, Т. Проскурякова (США), Ю. В. Кнорозов (СССР) — майя; А. Касо (Мексика) — сапотеков и миштеков, Э. Зелер (Германия) — ацтеков и тольтеков. Ряд ученых считает, что письмо существовало в древности и у народов Андской области, но эпиграфич. памятников не сохранилось.

=====

Лит.: Кнорозов Ю. В., Письменность индейцев майя, М.-Л., 1963; Morley S. G., The inscriptions of Peten, v. 1-5, Wash., 1938; Thompson J. E. S., Maya hieroglyphic writing. Introduction, Wash., 1950; Caso A., Las estelas zapotecas, Méx., 1928; Seler Ed., Gesammelte Abhandlungen zur amerikanischen Sprach- und-Altertumskunde, Bd 1-5, В., 1960-61.

=====

Р. В. Кинжалов. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Эпиграфика — Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая надписи (преимущественно древние и средневековые) на твердых материалах (камне, металле, глине и т. д.). Возникла в эпоху Возрождения; методика... Большая советская энциклопедия
  2. эпиграфика — -и, ж. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая надписи (преимущественно древние и средневековые) на камне, металле, глине. Малый академический словарь
  3. эпиграфика — орф. эпиграфика, -и Орфографический словарь Лопатина
  4. эпиграфика — Эпигра́ф/ик/а. Морфемно-орфографический словарь
  5. эпиграфика — ЭПИГРАФИКА и, ж. épigraphique adj. Название вспомогательной исторической дисциплины, изучающей надписи. Документоведение, эпиграфика, нумизматика, кодикология. ОА 1997 5 114. Словарь галлицизмов русского языка
  6. эпиграфика — ЭПИГРАФИКА -и; ж. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая древние и средневековые надписи на камне, металле, глине. Толковый словарь Кузнецова
  7. ЭПИГРАФИКА — ЭПИГРАФИКА — вспомогательная историческая и филологическая дисциплина, изучающая древние и средневековые надписи на камне, металлических, деревянных, костяных, стеклянных и керамических изделиях. Оформилась как самостоятельная область знания в сер. 19 в. Большой энциклопедический словарь
  8. эпиграфика — [< гр. надпись] – вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением древних надписей Большой словарь иностранных слов
  9. эпиграфика — эпиграфика ж. Вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением древних надписей — эпиграфов эпиграф II (на плитах, скалах и т.п.). Толковый словарь Ефремовой
  10. эпиграфика — ЭПИГР’АФИКА, эпиграфики, ·жен. (см. эпиграф) (археол., филол.). Наука о надписях (см. надпись во 2 ·знач. ). Толковый словарь Ушакова
  11. эпиграфика — ЭПИГРАФИКА, и, ж. Наука о древних надписях. | прил. эпиграфический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  12. Эпиграфика — (от греч. επιγραφή — "надпись") — название научной дисциплины, занимающейся изучением надписей. См. Надписи. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона