Эпиграфика

Эпигра́фика

Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая надписи (преимущественно древние и средневековые) на твердых материалах (камне, металле, глине и т. д.). Возникла в эпоху Возрождения; методика Э. как науки (о приемах дешифровки, восполнения и датирования надписей см. также в ст. Палеография) разработана в 18—19 вв. Расшифровка египетских иероглифов, клинописи (См. Клинопись), микенской письменности (см. Линейное письмо) значительно расширила в 19—20 вв. область Э. Эпиграфические тексты — важный источник по политической, социальной и экономической истории; надписи обычно современны содержащимся в них сведениям.

Древнейшие иероглифические надписи Египта относятся к рубежу 4—3-го тыс. до н. э. (некоторые идеограммы — более раннего времени): тексты на стенах пирамид и др. культовых сооружений, на стелах и др. Среди позднеиероглифических надписей известны билингвы, в том числе Розеттский камень, изучение которого послужило началом расшифровки иероглифов.

Клинописные тексты Месопотамии, Сирии и Малой Азии датируются от конца 4-го тыс. до н. э. и различаются по языкам: шумерские, аккадские, хеттские, хурритские, эламские, урартские. К 6—4 вв. до н. э. относятся древнеиранские клинописные надписи на скалах, стенах дворцов и др. (особенно важны надписи Дария I и Ксеркса). Э. Древнего Востока имеет особое значение для исторической науки (см., например, свод законов Хаммурапи) в силу немногочисленности иных письменных источников. Важны для истории народов Индостана идеограммы на печатях хараппской цивилизации (См. Хараппская цивилизация) (3-е тыс. до н. э.), тексты политического, хозяйственного, религиозного содержания времени царя Ашоки (См. Ашока). Древнекитайские надписи на кости, бамбуке, бронзе датируются 14 в. до н. э.

С конца 2-го тыс. до н. э. появляются финикийские эпиграфические памятники религиозного, отчасти исторического содержания в Библе, Сидоне, финикийских колониях в Испании и др.; карфагенские эпиграфические тексты называют пуническими. К финикийской Э. примыкают (с 9 в. до н. э.) арамейские и древнееврейские тексты.

Древнегреческие надписи 11 в. до н. э., написанные слоговым письмом, происходят преимущественно с Кипра. Надписи более позднего времени (с 7 в. до н. э.) из материковой Греции, Южной Италии и с островов Средиземного моря многочисленны и разнообразны по содержанию: своды законов (см. Гортинские законы), декреты, международные договоры, списки должностных лиц и т. д., а также тексты исторического содержания. Латинские надписи (с 7 в. до н. э.) обнаружены на всей территории Римской империи и за ее пределами (Северное Причерноморье, Кавказ, Передняя Азия). Среди них есть обширные тексты: аграрные законы, муниципальный закон Юлия Цезаря, так называемое «Завещание Августа», декреты и др. Особое место принадлежит античной керамической Э. (клейма на сосудах) — важному источнику по хозяйству и торговле. Надписи общественных организаций — источник по социальной структуре античного общества. К греко-латинской Э. примыкают нерасшифрованные надписи этрусков и других итальянских племен, в языках которых эпиграфическими методами удалось выявить ряд политических, религиозных и социальных терминов, пополняющих данные об Этрурии, ее племенном составе и пантеоне.

Средневековые и поздние надписи на греческом и латинском языках (Балканы, Западная Европа) принадлежат к так называемой христианской Э. (надгробные и церковно-строительные). Древние германцы оставили рунические надписи (см. Руны). Надписи, составленные северо-арабским письмом и принадлежавшие различным народам, распространены от берегов Атлантики до Тихого океана (с 6 в.).

Для истории народов Кавказа большое значение имеют армянские и грузинские надписи, содержащие данные по политической и культурной истории. Тюркские рунические надписи с 6 в. известны на территории от Монголии до Венгрии. В Южной Сибири открыты Орхоно-енисейские надписи на стелах.

Первые славянские надписи (10 в.), исполненные кириллицей, происходят из Македонии, Сербии, Хорватии и Чехии. Древнейшая русская надпись 10 в. обнаружена на корчаге в одном из гнездовских курганов (см. Гнездовская надпись (См. Гнёздовская надпись)). Древнерусская Э. с 11 в. представлена надписями на камнях, стенах соборов (в том числе на Софийском соборе в Киеве), на церковной утвари и др.

Эпиграфические памятники народов Юго-Восточной Азии и Центральной Америки относятся к концу 1-го тыс. до н. э. — 2-му тыс. н. э.

Основные периодические издания: «Нумизматика и эпиграфика» (с 1960); «Эпиграфика Востока» (с 1947); «Supplementum epigraphicum graecum» (Leiden, с 1923), «Année epigraphique» (P., с 1888), «Epigraphia Indica» (Calc.-Delhi, с 1888).

Лит.: Новосадский Н. И., Греческая эпиграфика, 2 изд., М., 1915; М алов С. Е., Памятники древнетюркской письменности, М. — Л., 1951; Меликишвили Г. А., Урартские клинообразные надписи, Л., 1960; Рыбаков Б. А., Русские датированные надписи XI—XIV вв., М., 1964; Федорова Е. В., Латинская эпиграфика, М., 1969; Тайны древних письмен, М., 1976; Corpus inscriptionum semiticanim..., pt. 1—2, 4—5, P., 1881—1952; Labat R., Manuel d'épigraphie akkadienne, 4 ed., P., 1963; Dessau Н. (ed.), Inscriptiones latinae selectae, 2 ed., v. 1—3, Berolini, 1954—1955; Pallottino M., Testimonia linguae etruscae, 2 ed., Firenze, 1968.

Л. А. Ельницкий.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. эпиграфика — -и, ж. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая надписи (преимущественно древние и средневековые) на камне, металле, глине. Малый академический словарь
  2. ЭПИГРАФИКА — (от греч. epigrapn — надпись) — вспомогательная ист. дисциплина, занимающаяся сбором, публикацией и истолкованием в основном древних и ср.-век. надписей на твердом материале — камне, металле, керамике и др. Эпиграфич. Советская историческая энциклопедия
  3. эпиграфика — орф. эпиграфика, -и Орфографический словарь Лопатина
  4. эпиграфика — Эпигра́ф/ик/а. Морфемно-орфографический словарь
  5. эпиграфика — ЭПИГРАФИКА и, ж. épigraphique adj. Название вспомогательной исторической дисциплины, изучающей надписи. Документоведение, эпиграфика, нумизматика, кодикология. ОА 1997 5 114. Словарь галлицизмов русского языка
  6. эпиграфика — ЭПИГРАФИКА -и; ж. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая древние и средневековые надписи на камне, металле, глине. Толковый словарь Кузнецова
  7. ЭПИГРАФИКА — ЭПИГРАФИКА — вспомогательная историческая и филологическая дисциплина, изучающая древние и средневековые надписи на камне, металлических, деревянных, костяных, стеклянных и керамических изделиях. Оформилась как самостоятельная область знания в сер. 19 в. Большой энциклопедический словарь
  8. эпиграфика — [< гр. надпись] – вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением древних надписей Большой словарь иностранных слов
  9. эпиграфика — эпиграфика ж. Вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением древних надписей — эпиграфов эпиграф II (на плитах, скалах и т.п.). Толковый словарь Ефремовой
  10. эпиграфика — ЭПИГР’АФИКА, эпиграфики, ·жен. (см. эпиграф) (археол., филол.). Наука о надписях (см. надпись во 2 ·знач. ). Толковый словарь Ушакова
  11. эпиграфика — ЭПИГРАФИКА, и, ж. Наука о древних надписях. | прил. эпиграфический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  12. Эпиграфика — (от греч. επιγραφή — "надпись") — название научной дисциплины, занимающейся изучением надписей. См. Надписи. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона