МИСТИКА

(от греч. mystikos — таинственный) средневековая — религ.-философ. направление, видевшее путь постижения бога не в логике и рассуждении (схоластика), а в иррац. созерцании и чувстве. М. распадалась на ортодоксальную и еретическую. Первым ср.-век. философом мистич. направления был И. Эриугена (9 в.). Мистико-пантеистич. учение Эриугены, исходившее из субстанциального единства божественного и человеческого разума (тем самым в сущности возвышавшее человеческий разум), находилось в непремиримом противоречии с католич. вероучением и было осуждено в 13 в. католич. церковью как еретическое. В 12 в. с обострением клас. и идеологич. борьбы (в связи с ростом городов) развивается ортодоксальная М. как реакция против прогрессивного рационалистич. течения в ранней схоластике, выражавшего сопротивление разума авторитету церкви. Ортодоксальная М. стремилась к полному подчинению разума вере (Бернар Клервоский и представители Сен-Викторской школы, осн. специально для опровержения "мудрствований схоластов"). В 13-14 вв. как протест ср.-век. бюргерства против духовной диктатуры церкви, освящавшей феод. порядок, ширится оппозиционное, еретич. направление М., являвшееся одной из форм "революционной оппозиции феодализму" (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Еретической являлась и пантеистич. нем. М. (Экхарт, И. Таулер), искавшая пути познания в слиянии души с богом в результате индивидуальных усилий личности, что вело к мысли о ненужности сложной церк. организации и культа для "спасения" верующего. Кроме того, она признавала также самостоят. (хотя и вторичную) ценность светской деятельности человека. Наиболее радикальным было хилиастич. направление в М., связанное с крест.-плебейскими еретич. движениями. Родоначальником ср.-век. хилиазма в М. был Иоахим Флорский (12 в.), идеи к-рого получили открыто антифеод. истолкование у Дольчино (14 в.). Табориты развернули хилиастич. идеи в открыто-революц. программу. Энгельс отмечал, что "средневековые мистики, мечтавшие о близком наступлении тысячелетнего царства, сознавали уже несправедливость классовых противоположностей" (там же, т. 20, с. 160-61). С хилиастич. направлением М. связаны были плебейские ереси эпохи Реформации (напр., анабаптисты), они оказали значит. влияние и на формирование взглядов Т. Мюнцера. М. была широко представлена не только на З., но и на В. В мусульм. странах наиболее влият. мистич. направлением был суфизм.

=====

Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; его же, К истории первоначального христианства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22; его же, Естествознание в мире духов, в его кн.: Диалектика природы, М., 1955; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Вертеловский А., Зап. ср.-век. мистика и отношение ее к католичеству, X., 1888; Сидорова Н. A., Очерки по истории ранней гор. культуры во Франции, М., 1953; Смирин М. M., Нар. реформация т. Мюнцера и Великая Крестьянская война, 2 изд., М., 1955; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср.-век. философии, М., 1957; Preger W., Geschichte der deutschen Mystik im Mittelalter, Bd 1-3, Lpz. 1893; Büttner Th., Werner E., Circumcellionen und Adamiten, В., 1959; Kalivoda R., Husitská ideologie, Praha, 1961.

=====

С. М. Стам. Саратов.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МИСТИКА — МИСТИКА (от греч. μυστικός – таинственный), религ. практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику. Новая философская энциклопедия
  2. мистика — -и, ж. 1. Вера в существование сверхъестественных, фантастических сил, с которыми особым таинственным образом якобы связан и может общаться человек. Средневековая мистика. □ — Странная штука человеческая судьба!... Малый академический словарь
  3. МИСТИКА — МИСТИКА (от греч. mystika — таинственные обряды, таинство) — англ. mystics; нем. Mystik. 1. Вера в сверхъестественное, таинственное, вера в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром. 2. Нечто загадочное, непонятное, необъяснимое. Социологический словарь
  4. мистика — Ми́ст/ик/а. Морфемно-орфографический словарь
  5. Мистика — (от греч. ḿýśt́íḱóś — таинственный) религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику. Большая советская энциклопедия
  6. мистика — орф. мистика, -и Орфографический словарь Лопатина
  7. мистика — МИСТИКА и, ж. mystique f., Mystik. 1. Тайный смысл (?). Сл. 18. Благодарю тебя, мой добрый друг, за песенку, которую ты спел русскому Полкану; в ней полюбилась мне твоя мистика. Поэты 18 в. 2 246. Профаны!... Словарь галлицизмов русского языка
  8. мистика — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? мистики, чему? мистике, (вижу) что? мистику, чем? мистикой, о чём? о мистике 1. Мистика — это вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и может общаться человек. Толковый словарь Дмитриева
  9. мистика — МИСТИКА -и; ж. [от греч. mystikos — таинственный] 1. Вера в существование сверхъестественных, фантастических сил, с которыми таинственным образом связан и может общаться человек. Средневековая м. 2. Разг. Толковый словарь Кузнецова
  10. мистика — МИСТИКА, и, ж. 1. Вера в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним. Средневековая м. 2. Нечто загадочное, необъяснимое (разг.). Все события последних дней какая-то м. | прил. мистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  11. мистика — Мистики, мн. нет, ж. [от греч. mystikos – таинственный]. 1. Религиозная вера в непосредственное общение человека с так называемым потусторонним миром (книжн.). Средневековая мистика. 2. перен. Нечто загадочное, непонятное, необъяснимое (разг. ирон.). Это уж мистика какая-то! Большой словарь иностранных слов
  12. мистика — М’ИСТИКА, мистики, мн. нет, ·жен. (от ·греч. mystikos — таинственный). 1. Религиозная вера в непосредственное общение человека с ·т.н. потусторонним миром (·книж. ). Средневековая мистика. Мистика гностиков. Мистика хлыстовства. 2. перен. Толковый словарь Ушакова
  13. Мистика — Религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственное единение с богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, осмысляющих эту практику Краткий религиозный словарь
  14. МИСТИКА — МИСТИКА (от греч. mystikos — таинственный) — религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе "непосредственного единения" с Богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику (см. Мистицизм). Большой энциклопедический словарь
  15. Мистика — (от греч. — таинственный), религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику. Словарь по культурологии
  16. мистика — мистика I ж. 1. Религиозно-культовая практика, эзотерические обряды, направленные на достижение единения со сверхъестественными силами, вера в непосредственное общение человека с потусторонним миром. Толковый словарь Ефремовой
  17. мистика — МИСТИКА ж. ученье о таинственном, загадочном, сверхъестественном, о сокрытом, иносказательном смысле и значении ученья и обрядов веры. Мистический, мистичный, сокровенный, скрытый, таинственный, темно иносказательный. Мистицизм... Толковый словарь Даля
  18. МИСТИКА — МИСТИКА (греч. mistikos — таинственный) — сакральная религиозная практика, направленная на достижение непосредственного сверхчувственного общения и единения с Богом в экстатически переживаемом акте откровения, а также система теологических доктрин... Новейший философский словарь