Мистика

(от греч. — таинственный), религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.

Мировоззренческие основы М. дгогут резко различаться в зависимости от социальных и религиозно-конфессиональных условий. В ортодоксальных системах теизма (иудаизм, христианство, ислам) абсолют — это личный Бог, и «единение» с Ним — это диалогическое «общение», которое требует согласия партнера и потому не может быть достигнуто механически односторонним усилием. В ересях «общение» может переосмысляться как «слияние» (так, исламский мистик аль-Халладж был казнен в X в. за то, что в экстазе сказал «я есмь Истинный», т. е. Бог). Наконец, в системах нетеистического мистицизма место личного Бога занимает безличное трансцендентное начало (дао даосизма, шуньята буддизма, «единое» неоплатонизма и т. п.). Однако все мистические доктрины имеют некоторые общие черты. Все они тяготеют к иррационализму, интуитивизму, намеренной парадоксальности; они выражают себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов, центральный из которых — смерть (как знак для опыта, разрушающего прежние структуры сознания). Представители М. всех времен и народов, всех вероисповеданий и направлений в совершенно одинаковых выражениях заявляют о полной невозможности передать смысл М. иначе, чем в неадекватном намеке или через молчание (ср. «благородное молчание» буддистов). Теология М. обозначается в христианской традиции как «отрицательная» («негативная», апофатическая теология), поскольку она описывает Бога посредством отрицаний, не оставляя места для утвердительных характеристик. Практика М. предполагает ту или иную систему психофизических упражнений (дхьяна и йога в индийских системах М., «умное делание» православных монахов), обычно включающую гипнотическое сосредоточение ума на простейших фигурах (янтры и мандалы в индийской традиции, крест у христиан), на простейших сочетаниях слов (мантры индуизма, «молитва Иисусова» в православии, молитвенные восклицания в католицизме, повторяемые тысячи раз подряд), на отдельных словах и т. д. В некоторых системах М. для таких «медитаций» рекомендуются позы и способы регуляции дыхания (йога, исихазм). Приемы могут быть самыми разными — от бешеной пляски дервишей до тихого «умиления» христианских аскетов. Но в любом случае М. не может обойтись без психотехники аскетизма (или, как в некоторых видах гностицизма и тантризма, а также в сатанизме, без аскетизма навыворот, ритуализированного нарушения этических и сакральных запретов, создающего предпосылки для психологического шока и транса). Поскольку М. предполагает движение через неиспытанные психологические состояния, «посвящаемому» ничего не остается, как слепо вверяться руководству «посвященного», который испытал все на себе. Отсюда значение наставников типа «гуру» в индуизме, «пира» в суфизме, «старца» в исихазме, «цаддика» в хасидизме.

Хотя исторический аналог и прообраз М. можно усмотреть уже в глубокой древности в шаманско-оргиастических культах, имевших целью экстатическое снятие дистанции между человеком и миром духов или богов, однако М. в собственном смысле возникает лишь тогда, когда религиозное умозрение подходит к понятию трансцендентного абсолюта, а развитие логики делает возможным сознательное отступление от логики в М. Поэтому самый ранний расцвет М. происходит в странах с философской и логической культурой — в Индии (веданта), Китае (даосизм), отчасти в Греции (пифагореизм, платонизм). Дальнейшие волны М., проходящие, как правило, поперек национальных и вероисповедных рамок, отмечают эпохи общественных кризисов: крушение Римской империи в первых вв. н. э. (мистерии, неоплатонизм, раннее христианство, гностицизм, манихейство), конец Средневековья в XIII— XIV вв. (суфизм, каббала, исихазм, Иоахим Флорский, Майстер Экхарт и его последователи), становление раннего капитализма в XVII—XVIII вв. (кружки янсенистов, квиетистов, методистов, пиетистов, квакеров, хасиды, хлысты). При определенных исторических условиях М. становилась формой протеста против церковной и социальной иерархии (такова, напр., роль М. в мировоззрении плебейских сект времен Крестьянской войны в Германии). При других исторических условиях парадоксы М. давали импульс идеалистической диалектике. В условиях кризиса общества в полуинтеллигентских кругах получают распространение эклектические и наукообразные системы внеконфессиональной М. (теософия и антропософия), а также крайне вульгари-зованная практика обретения «мистического опыта» — от старомодных спиритических сеансов до радений хиппи. Мистические мотивы присущи ряду течений современной философии, обнаруживаясь даже в таких сугубо рационалистических направлениях, как неопозитивизм, интерпретированный в ряде высказываний Л. Витгенштейна как род «апо-фатической М.», аналог «благородному молчанию» буддистов.

Сергей Аверинцев.София-Логос. Словарь

Источник: Словарь по культурологии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МИСТИКА — МИСТИКА (от греч. μυστικός – таинственный), религ. практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику. Новая философская энциклопедия
  2. мистика — -и, ж. 1. Вера в существование сверхъестественных, фантастических сил, с которыми особым таинственным образом якобы связан и может общаться человек. Средневековая мистика. □ — Странная штука человеческая судьба!... Малый академический словарь
  3. МИСТИКА — МИСТИКА (от греч. mystika — таинственные обряды, таинство) — англ. mystics; нем. Mystik. 1. Вера в сверхъестественное, таинственное, вера в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром. 2. Нечто загадочное, непонятное, необъяснимое. Социологический словарь
  4. МИСТИКА — (от греч. mystikos — таинственный) средневековая — религ.-философ. направление, видевшее путь постижения бога не в логике и рассуждении (схоластика), а в иррац. созерцании и чувстве. М. распадалась на ортодоксальную и еретическую. Первым ср.-век. Советская историческая энциклопедия
  5. мистика — Ми́ст/ик/а. Морфемно-орфографический словарь
  6. Мистика — (от греч. ḿýśt́íḱóś — таинственный) религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику. Большая советская энциклопедия
  7. мистика — орф. мистика, -и Орфографический словарь Лопатина
  8. мистика — МИСТИКА и, ж. mystique f., Mystik. 1. Тайный смысл (?). Сл. 18. Благодарю тебя, мой добрый друг, за песенку, которую ты спел русскому Полкану; в ней полюбилась мне твоя мистика. Поэты 18 в. 2 246. Профаны!... Словарь галлицизмов русского языка
  9. мистика — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? мистики, чему? мистике, (вижу) что? мистику, чем? мистикой, о чём? о мистике 1. Мистика — это вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и может общаться человек. Толковый словарь Дмитриева
  10. мистика — МИСТИКА -и; ж. [от греч. mystikos — таинственный] 1. Вера в существование сверхъестественных, фантастических сил, с которыми таинственным образом связан и может общаться человек. Средневековая м. 2. Разг. Толковый словарь Кузнецова
  11. мистика — МИСТИКА, и, ж. 1. Вера в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним. Средневековая м. 2. Нечто загадочное, необъяснимое (разг.). Все события последних дней какая-то м. | прил. мистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  12. мистика — Мистики, мн. нет, ж. [от греч. mystikos – таинственный]. 1. Религиозная вера в непосредственное общение человека с так называемым потусторонним миром (книжн.). Средневековая мистика. 2. перен. Нечто загадочное, непонятное, необъяснимое (разг. ирон.). Это уж мистика какая-то! Большой словарь иностранных слов
  13. мистика — М’ИСТИКА, мистики, мн. нет, ·жен. (от ·греч. mystikos — таинственный). 1. Религиозная вера в непосредственное общение человека с ·т.н. потусторонним миром (·книж. ). Средневековая мистика. Мистика гностиков. Мистика хлыстовства. 2. перен. Толковый словарь Ушакова
  14. Мистика — Религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственное единение с богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, осмысляющих эту практику Краткий религиозный словарь
  15. МИСТИКА — МИСТИКА (от греч. mystikos — таинственный) — религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе "непосредственного единения" с Богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику (см. Мистицизм). Большой энциклопедический словарь
  16. мистика — мистика I ж. 1. Религиозно-культовая практика, эзотерические обряды, направленные на достижение единения со сверхъестественными силами, вера в непосредственное общение человека с потусторонним миром. Толковый словарь Ефремовой
  17. мистика — МИСТИКА ж. ученье о таинственном, загадочном, сверхъестественном, о сокрытом, иносказательном смысле и значении ученья и обрядов веры. Мистический, мистичный, сокровенный, скрытый, таинственный, темно иносказательный. Мистицизм... Толковый словарь Даля
  18. МИСТИКА — МИСТИКА (греч. mistikos — таинственный) — сакральная религиозная практика, направленная на достижение непосредственного сверхчувственного общения и единения с Богом в экстатически переживаемом акте откровения, а также система теологических доктрин... Новейший философский словарь