архетип

(от греч. arche — начало + typos — образ)-бессознательная форма восприятия фундаментальных элементов общественной жизни людей: любви, насилия, труда, счастья и др. В аналитической психологии К. Юнга архетипы — структурные компоненты коллективного бессознательного, лежащие в основе общечеловеческой символики, сновидений, мифов, сказок, легенд, преданий и т. п.

Среди них есть важнейшие. Это в первую очередь "Тень" — дочеловеческая часть психики, уходящая своими корнями в толщу мироздания, человеческого космоса, характеризующаяся имманентностью, бессознательностью. "Тень" — самое примитивное, темное в человеке. В мифах "Тени" актуализируются в виде антигероев (напр. Мефистофель в "Фаусте" Гете).

Вторым значимым архетипом К. Юнг называет. "Персону" — своеобразную маску, которую человек надевает на себя, либо вступая во внешние отношения, либо пытаясь создать свой собственный образ, сформулировать свою суть. "Персона" — автономное порождение сознания, пытающегося выделить свою индивидуальность, это инобытие- истинного лика человека. "Персона" — это социальная роль или просто роль, играемая человеком не только для окружающих, но и для себя самого.

Центральным архетипом личности, по Юнгу, выступает "Самость" — центр целостности человека, его средоточие. "Самость" — бог внутри нас, это одновременно синтез и гармоническое сочетание сознательного и бессознательного, личного и коллективного, внешнего и внутреннего, единство противоборствующих сил, встречающихся и противоборствующих в психической реальности. "Самость" — это и есть тот источник света, преобразующий энергию бессознательного в свет сознания.

Кроме того, считал Юнг, существуют еще "Анимус" и "Анима", т. е. бессознательные начала противоположного пола: "Анима" — женственность в мужском, "Анимус" — мужественность в женском. "Анима" — символ бессознательного, существующего за пределами сознания во всей хаотической целостности мира. И, наконец, существует архетип "Мудреца" (старика или старухи). Это, по мнению К. Юнга, проявление духа, смысла, скрытого за хаосом жизни, символ волшебника.

В целом существование и функционирование осмысленных Юнгом архетипов совпадает с содержанием разработанной впоследствии учеными концепции социальной преемственности поколений, в которой есть место передаче национально-психологических особенностей и черт национального характера людей от поколения к поколению, осуществляемой с помощью архетипов.

(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)

Источник: Этнографический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. архетип — орф. архетип, -а Орфографический словарь Лопатина
  2. АРХЕТИП — АРХЕТИП (от греч. arche — начало и typos — образ) — англ. archetype; нем. Archetypus. 1. В позднеантичной философии — прообраз, идея. 2. По К. Социологический словарь
  3. Архетип — I Архети́п (от греч. arche̅́ — начало и týроs — образец) представление о первичном типе, прототипе, строения скелета всех позвоночных животных, выдвинутое Р. Оуэном (1847). Теория... Большая советская энциклопедия
  4. архетип — Форма, реконструируемая на основе закономерных звуковых соответствий в родственных языках. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  5. архетип — I. I. АРКЕТИП и АРХЕТИП а, м. archétype m. Образец, эталон. По сей причине во всяком образованном государстве приписывается правилом или законами: 1) иметь и сохранять первобытныя (prototype), или образовыя (archetype) меры. 1831. Словарь галлицизмов русского языка
  6. Архетип — (от греч. arch:e — начало и tipos — образ) 1. в позднеантичной философии прообраз, идея. 2. В "аналитической психологии" К.Г. Юнга изначальные, врождённые психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание т.н. Педагогический терминологический словарь
  7. архетип — АРХЕТИП (от греч. arche — начало и typos — образ) —• структурный элемент психики в теории аналитической психологии К. Г. Юнга. Юнг соотносил понятие... Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  8. Архетип — • Archetўpus, ἀρχέτυπος, adj.: оригинальный и archetypum (ἀρχέτυπον) subst.: оригинал, подлинник; эти слова употреблялись в применении как к статуям, картинам и т. п. произведениям искусств, так и к произведениям литературным. Luv. 2, 7. Mart. 7, 10. Словарь классических древностей
  9. архетип — Архе́/ти́п/. Морфемно-орфографический словарь
  10. архетип — (от греч. archetypon — прообраз), по идеалистич. представлениям, первичный тип (прототип) строения, лежащий в основе реально существующих форм организмов. Понятие А. выдвинуто Р. Оуэном (1846) на основании изучения им скелета позвоночных животных. Биологический энциклопедический словарь
  11. архетип — АРХЕТИП -а; м. [от греч. arkhē — начало и tupos — тип, образец]. 1. Книжн. Первичная форма, образец. // Наиболее древний текст письменного памятника, явившийся первоисточником для последующих копий. 2. Первоначальный образец, прообраз кого-, чего-л. Толковый словарь Кузнецова
  12. Архетип — (греч. arche – начало + typos – форма, образец) прообраз, первичная форма, образец. Термин получил распространение благодаря работам швейцарского психолога К.Г. Юнга. Словарь по культурологии
  13. архетип — архетип I м. Первичная форма, образец (в философии). II м. 1. Гипотетически реконструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для позднейших образований (в лингвистике). Толковый словарь Ефремовой
  14. архетип — Архетипа, м. [от греч. archetypon – оригинал, аутентичное произведение]. 1. Первичный образ, древняя форма, прообраз, прототип. 2. Центральное понятие аналитической психологии – способ связи образов, переходящих из поколения в поколения. Большой словарь иностранных слов
  15. АРХЕТИП — АРХЕТИП (от греч. arche — начало и typos — образ) — .. 1) в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. В "аналитической психологии" К. Большой энциклопедический словарь
  16. АРХЕТИП — АРХЕТИП (греч. arche — начало и typos — образ; первообраз, проформа) — понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в «аналитической психологии», разработанной Юнгом. Новейший философский словарь