архетип

АРХЕТИП (от греч. arche — начало и typos — образ) —• структурный элемент психики в теории аналитической психологии К. Г. Юнга. Юнг соотносил понятие А. с такими «родственными» ему понятиями: идея (Платон), прамысль (Бастиан), праобраз (Буркхардт), категории фантазии (Юбер и Мосс), коллективные репрезентации (Леви-Брюль), априорные категории (Кант). В качестве синонимов Юнг использует понятия «древнейший образ», «доминанта коллективного бессознательного», «априорный модус реагирования», «потенциальность (энтелехия)», «инстинкт», «модель поведения». В последующем Юнг различал архетип-в-себе в качестве потенциальной диспозиции (по аналогии с вещью-в-себе) и архетипическое проявление.

По мысли Юнга, коллективные элементы души наследуются точно так же, как и морфологические элементы человеческого тела. Говоря о наследовании А., он имеет в виду, что А. априорны всякому индивидуальному опыту и возникли до него. Поэтому множество всех А. представляет сумму всех латентных возможностей человека. Эти архе-типические представления отвечают за всеобщие, типичные и присущие каждому человеку реакции на важнейшие жизненные события. Тезис о том, что А. обладают формообразующей силой, Юнг поясняет отсылкой к 4-м видам причинности, выделенным Аристотелем: материальной, действующей, финальной и формальной. А. конституируется формальной причиной и представляет собой только структурный элемент опыта, но никак не его содержание.

Определяя А. структурно, Юнг — для описания его функционирования — вводит динамические компоненты, сформулированные им в теории либидо. Понимая под либидо психическую энергию вообще, Юнг формулирует тезис об архетипической биполярности, т.е. о принципиальной амбивалентности А. Они обладают величайшей энергетической напряженностью, что проявляется в их безусловном, принудительном, или нуминозном, характере воздействия (на мысли, чувства, паттерны поведения). А. действуют на сознание посредством механизма проекции. Именно актуализация одного из полюсов А. приводит к необъяснимым, с рациональной точки зрения, эмоциональным и оценочным реакциям человека. Одной из самых распространенных форм несанкционированного «вторжения» бессознательного в сознание является одержимость каким-либо А. В результате сознание теряет либидо, что приводит к снижению ментального уровня и регрессу. Это состояние Юнг называл инфляцией (раздуванием) сознания.

А. проявляются в символах, ритуалах, мифопоэтических сюжетах, а также в психических комплексах и симптомах. Поэтому анализ собственной символической продукции человека (включая сновидения, симптомы) и доминантных символов эпохи является необходимым условием для организации гармоничной связи между сознанием и бессознательным.

В различных культурах и на разных этапах развития общества один и тот же А. может появляться на разном материале. Манифестация А. зависит от доминирующих догматов сознания и рассматривается как компенсация. Соответственно манифестацию каждого А. правомерно рассматривать как конструктивную или деструктивную. Научные открытия, мистические прозрения, культовые практики и обряды Юнг интерпретирует как проявление коллективного бессознательного. В зависимости от архаичности архетипических проявлений строится иерархия А. В манифестации каждого из них можно выявить личностные аспекты, связанные с проблемами и конфликтами в процессе индивидуального развития, и коллективные. Конкретная форма проявления каждого А. зависит от доминирующей установки сознания.

В процессе индивидуации, т. е. самореализации, становления личности, А. появляются в определенном порядке. По доминирующему А. выделено, соответственно, 4 ступени индивидуации: персона/тень, анима (анимус), значение и самость. Наряду с этими А. описаны и другие, такие как старый мудрец, божественный ребенок, великая мать и отец, двойное рождение, трансформация, жертвоприношение, герой и пр.

Т.А. Ребеко

А. — образец, прообраз, первичная форма. В античности под А. понимался наиболее древний текст, к которому восходят тексты более поздних сочинений, и который практически невозможно адекватно реконструировать. Понятие А. встречается: у Филона Александрийского, который называл так образ Бога (Imago Dei) в человеке; у Иринея, характеризовавшего через понятие А. божественное сотворение мира; у Дионисия Ареопагита, называвшего А. «первичную завесу». Исследуя под влиянием 3. Фрейда «индивидуальное бессознательное», К. Г. Юнг постепенно пришел к выводу о существовании в психике человека более глубокого слоя — коллективного бессознательного, представляющего собой отражение опыта прежних поколений, «отпечатавшегося» в структурах мозга. В коллективном бессознательном в зародышевой форме находятся возможности всех психических процессов и переживаний. Его содержание составляют первичные (врожденные) психические структуры — общечеловеческие, исторические прообразы и «базовые схемы» образов фантазии, в наибольшей степени способствующие формированию воображения, которые и получили в учении Юнга название А. (у Фрейда это «архаические остатки», унаследованные из врожденных, первобытных, источников разума человека). Они лежат в основе общечеловеческой символики, мифов и верований, символов художественного творчества (литературы и искусства), сновидений.

Е.С. Элбакян

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. архетип — орф. архетип, -а Орфографический словарь Лопатина
  2. АРХЕТИП — АРХЕТИП (от греч. arche — начало и typos — образ) — англ. archetype; нем. Archetypus. 1. В позднеантичной философии — прообраз, идея. 2. По К. Социологический словарь
  3. Архетип — I Архети́п (от греч. arche̅́ — начало и týроs — образец) представление о первичном типе, прототипе, строения скелета всех позвоночных животных, выдвинутое Р. Оуэном (1847). Теория... Большая советская энциклопедия
  4. архетип — Форма, реконструируемая на основе закономерных звуковых соответствий в родственных языках. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  5. архетип — I. I. АРКЕТИП и АРХЕТИП а, м. archétype m. Образец, эталон. По сей причине во всяком образованном государстве приписывается правилом или законами: 1) иметь и сохранять первобытныя (prototype), или образовыя (archetype) меры. 1831. Словарь галлицизмов русского языка
  6. Архетип — (от греч. arch:e — начало и tipos — образ) 1. в позднеантичной философии прообраз, идея. 2. В "аналитической психологии" К.Г. Юнга изначальные, врождённые психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание т.н. Педагогический терминологический словарь
  7. Архетип — • Archetўpus, ἀρχέτυπος, adj.: оригинальный и archetypum (ἀρχέτυπον) subst.: оригинал, подлинник; эти слова употреблялись в применении как к статуям, картинам и т. п. произведениям искусств, так и к произведениям литературным. Luv. 2, 7. Mart. 7, 10. Словарь классических древностей
  8. архетип — Архе́/ти́п/. Морфемно-орфографический словарь
  9. архетип — (от греч. archetypon — прообраз), по идеалистич. представлениям, первичный тип (прототип) строения, лежащий в основе реально существующих форм организмов. Понятие А. выдвинуто Р. Оуэном (1846) на основании изучения им скелета позвоночных животных. Биологический энциклопедический словарь
  10. архетип — АРХЕТИП -а; м. [от греч. arkhē — начало и tupos — тип, образец]. 1. Книжн. Первичная форма, образец. // Наиболее древний текст письменного памятника, явившийся первоисточником для последующих копий. 2. Первоначальный образец, прообраз кого-, чего-л. Толковый словарь Кузнецова
  11. архетип — (от греч. arche — начало + typos — образ)-бессознательная форма восприятия фундаментальных элементов общественной жизни людей: любви, насилия, труда, счастья и др. В аналитической психологии... Этнографический словарь
  12. Архетип — (греч. arche – начало + typos – форма, образец) прообраз, первичная форма, образец. Термин получил распространение благодаря работам швейцарского психолога К.Г. Юнга. Словарь по культурологии
  13. архетип — архетип I м. Первичная форма, образец (в философии). II м. 1. Гипотетически реконструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для позднейших образований (в лингвистике). Толковый словарь Ефремовой
  14. архетип — Архетипа, м. [от греч. archetypon – оригинал, аутентичное произведение]. 1. Первичный образ, древняя форма, прообраз, прототип. 2. Центральное понятие аналитической психологии – способ связи образов, переходящих из поколения в поколения. Большой словарь иностранных слов
  15. АРХЕТИП — АРХЕТИП (от греч. arche — начало и typos — образ) — .. 1) в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. В "аналитической психологии" К. Большой энциклопедический словарь
  16. АРХЕТИП — АРХЕТИП (греч. arche — начало и typos — образ; первообраз, проформа) — понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в «аналитической психологии», разработанной Юнгом. Новейший философский словарь