«Феноменология духа»

«ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА» («Phanomenologie des Geistes») — одно из основных сочинений Г.В.Ф. Гегеля, написанное в 1805—1806 гг. в Йене и задуманное как первая часть будущей «системы науки». Издано в 1807. Состоит из предисловия, введения и трех отделов: «Сознание», «Самосознание» и отдел с условным названием «Абсолютный субъект», содержащий разделы о разуме, духе, религии и абсолютном знании. Посвящено «становлению науки вообще или знания» (Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., 1959. С. 14).

В предисловии Гегель высказывает основополагающие для своей философской системы тезисы: результат следует понимать вместе с его становлением; истина (как и познание) — в понятии, она существует как научная система; истинное, абсолютное есть не только субстанция, но и субъект; абсолютное является духом, и лишь духовное действительно. Знание совершает долгий путь становления от чувственной достоверности до абсолютного знания; этот же процесс повторяет и индивид в своем образовании. Наука подставляет индивиду «лестницу» (С. 13) для восхождения от низших ступеней знания к высшим — этим и объясняется само название произведения. Во введении «являющееся знание» (С. 44) изображается как путь диалектического движения сознания к своему истинному существованию; способ и необходимость этого поступательного движения обусловлены возникновением противоречия между понятием и предметом. В дальнейших разделах изображается последовательная смена образов сознания; существеннейшей чертой всего поступательного движения духа является сохранение и воспроизведение уже пройденных стадий в видоизмененном виде на новых стадиях. В разделе о сознании речь идет о чувственной достоверности, восприятии и рассудке; сознание еще противостоит здесь своему предмету. В разделе о самосознании становление самостоятельности сознания изображается как диалектика раба и господина, что имело заметный резонанс в последующей истории философии. Образами свободы самосознания выступают стоицизм, скептицизм и несчастное самосознание. Предмет и сознание на уровне самосознания оказываются тождественными. В разделе о разуме, понимаемом как достоверность сознания, утверждается тождество разума и реальности. Наблюдающий разум противопоставляется разумному самосознанию, что приводит к понятию индивидуальности. В разделе о духе в качестве определенных образов сознания выступают такие исторические эпохи, как Древняя Греция, Римский мир, эпоха Просвещения, Французская революция. В разделе о религии трактуются естественные, художественные религии и религии откровения. В религию, как завершение духа, отдельные его моменты — сознание, самосознание, разум и сам дух — возвращаются, как в свою основу. В разделе об абсолютном знании наука истолковывается как истинное знание духа о самом себе; абсолютное знание выступает как дух, знающий себя в формообразовании, как знание, постигающее в понятии.

В этом сочинении Гегель существенным образом переинтерпретировал понятие феноменологии. Если для И.Г. Ламберта феноменология есть учение о видимости (Schein), а для И. Канта — дисциплина, отделяющая чувственность от рассудка, то для Гегеля феноменология предстает наукой «о являющемся (erscheinenden) знании» (С. 434), об «опыте сознания» (С. 50). Несмотря на сложный стиль, Гегель выступал с позиций рационализма и понятийного мышления против различного рода мистики и интуитивного знания. В «Ф. д.» со всей отчетливостью на первый план философских размышлений стала выходить проблематика сознания, причем как в индивидуальном, так и в коллективном аспекте. Хотя само понятие диалектики используется Гегелем в «Ф. д.» крайне редко, его сочинение воспринималось как один из важнейших вкладов в развитие диалектики. Многие тезисы «Ф. д.» в измененном виде были восприняты в марксистско-ленинской философии; особенно это касается форм сознания, соотношения абсолютной и относительной истин и принципа историзма.

А.Н. Круглое

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me