«Магия, наука и религия»

«МАГИЯ, НАУКА И РЕЛИГИЯ» («Magic, Science and Religion») — одна из наиболее известных работ англ. этнографа и исследователя культуры Бронислава Малиновского. Впервые опубликована в книге «Science, Religion and Reality» (ed. by J. Needham. L., 1925), перепечатана в: Malinowski В. Magic, Science and Religion and Other Essays. Glencoe, 1948; рус. пер.: Б. Малиновский. Магия, наука и религия // Магический кристалл. М., 1992; отдельное полное издание 1998. Основываясь на результатах антропологических (этнографических) исследований примитивных культур, Малиновский решает проблему соотношения «профанной» (хозяйство, ремесла, искусство и т.д.) и «сакральной» (ритуальное и культовое поведение) сфер общественной жизни.

В своей повседневной деятельности, в отношении к природе и жизни примитивный человек руководствуется рациональными знаниями (умениями, навыками), которые закрепляются в традиции и передаются из поколения в поколение; учитывает естественные силы природы и накапливает способы их использования и контроля над ними. При этом вся жизнь туземцев пронизана магией и религией. Это функции культуры, удовлетворяющие определенные потребности социального и психологического планов: они обеспечивают единство племени, организацию общественного труда; смягчают стрессы, вызываемые ударами судьбы, смертью, природными стихиями; помогают преодолеть страх и неуверенность в своих силах, вызываемые ограниченностью практических возможностей.

Культурные функции религии и магии не только сходны, но и различны. Религия обеспечивает духовное единство людей, обосновывает и закрепляет социальный порядок, традиции, является носителем нравственности. Она гармонизирует отношения человека с миром, поддерживает в нем мужество и самообладание в борьбе за жизнь перед лицом неизбежной смерти. Объектами религиозной веры являются духи и демоны, благосклонные к человеку силы тотема, загробная жизнь, боги и полубоги, т.е. силы несравненно более могущественные, чем человек. Она является всеобщим достоянием, составляя основу внутренней духовной жизни. Магия является совокупностью практических действий, направленных на достижение конкретных целей: предотвращение набегов диких животных на возделанные поля, защиту моряков от акул и штормов, завоевание сердца возлюбленной, победу над врагом, постройку дома или лодки и т.д. В этих своих целях магия тесно переплетена с рациональными знаниями и искусствами, а также с мифологией, утверждающей ее истинность и жизненную необходимость.

Культурная функция магии заключается в том, что она обеспечивает примитивного человека стандартными духовными и материальными техниками, позволяющими сохранять устойчивость психики и форм деятельности в неравновесных, часто критических ситуациях, в «ритуализации человеческого оптимизма, в укреплении его веры в победу надежды над страхом». Вера в магию — это убеждение в том, что с помощью заклинаний и обрядов можно достичь вполне конкретных практических целей. В примитивных обществах магия — особое искусство, хранимое и наследуемое «профессионалами» — колдунами или знахарями.

Практическая целенаправленность магии сближает ее с наукой, вернее — с теми зачатками последней, которые имеются в примитивных культурах. Среди них: систематизация обобщений опыта, выявление устойчивых связей между ними, их воплощение в результатах практической деятельности, оформление в традициях, поддерживаемых социальной организацией, наличие устойчивых форм обучения ремеслу, трудовым операциям, организации обмена и торговли, социальной коммуникации. Магия имеет свою «теорию» или систему принципов, диктующих правила магических действий, несоблюдение которых делает магию безуспешной; метод, включающий коррекцию допущенных погрешностей или неудач; эти и др. сходства позволяют видеть в магии «псевдонауку». Но если наука стоит на универсальном опыте, добываемом в борьбе с природой за существование и безопасность, в опыте наблюдения и практики, закрепленном рассудком, то магия основывается на специфическом опыте эмоциональных состояний. «Наука основывается на убеждении, что опыт, усилия и логика действенны; а магия — на вере в то, что надежда не может не сбыться, а желание не может быть обмануто. Научные учения диктуются логикой, а учение магии — ассоциацией идей под воздействием желания». Поэтому рациональные знания включаются в различные формы социального контекста и виды практической деятельности, а магия, окруженная таинственностью, предписаниями и запретами (табу), — в сферу сакрального.

Функциональный подход к пониманию магии, религии и науки был развит Б. Малиновским в особую культурологическую концепцию — функционализм, — согласно которой антропологические факты должны объясняться «их функциями, их участием в целостной системе культуры» (Malinowski B. Anthropology// Encyclopaedia Britannica, 1926), их связью между собой, а образуемой ими системы — со всей жизненной средой человеческих обществ.

В.Н. Порус

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me