сущность

СУЩНОСТЬ (лат. essentia) — та сторона индивидуального предмета, которая определяет все др. его стороны. Напр., С. атома является его зарядовое число, С. организма — его генотип. Сторону предмета, определяемую С, называют явлением, проявлением или формой проявления С. Сам предмет, включающий и С, и все формы ее проявления, называют формой существования С. Напр., формами существования углерода являются уголь, графит и алмаз.

Исторически первое значение термина «С.» принципиально отличалось от современного. У Аристотеля С. «в самом основном, первичном и безусловном смысле», или первая С, — это индивидуальный предмет во всем богатстве его содержания, «например, отдельный человек или отдельная лошадь» (Аристотель. Категории. 2а). От первых С. Аристотель отличал вторые — признаки предметов, а также их роды и виды. Фома Аквикский прямо отождествляет С. с аристотелевским качеством, утверждая, что С. объекта — это то, что выражается его дефиницией. То же самое, по существу, делает и Т. Гоббс, когда говорит, что С. — это «те акциденции тела, которые дают ему определенное имя» (Гоббс Т. Сочинения. Т. 1. М., 1989. С. 148). В е д ь эти акциденции как раз и фиксируются в дефиниции имени. У Б. Спинозы намечается отход от отождествления С. и качества. Сущность для него — это то, «без чего вещь, и, наоборот, что без вещи, не может ни существовать, ни быть представлено» (Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 1. М., 1957. С. 402). Завершил переход к современному пониманию С. Дж. Локк: С. вещи — это «основа, из которой вытекают все ее свойства, с которой все они неразрывно связаны». (Локк Дж. Избранные философские произведения. Т. 1. М., 1960. С. 417). Итак, всякая С. — качество, но не любое качество — С. Напр., и простолюдин, и «асовщик укажут признак, присущий всем башенным' тсам и только им. Но лишь часовщик укажет на их С.

Из определения Локка вытекают и др. дефинитивные характеристики С. Прежде всего, ее устойчивость. Именно устойчивость к внешнему воздействию позволяет зарядовому числу атома не только обуславливать все др. его стороны, но и существовать на всем протяжении существования атома. С исчезновением сущности перестает существовать и сам предмет. Именно это имеет в виду Г. В. Ф. Гегель когда говорит, что С. — это определенность вещи, тождественная с ее бытием.

Из устойчивости С. вытекает еще один ее дефинитивный признак — повторяемость. Именно в силу своей защищенности от внешнего воздействия С. не только сохраняется, пока существует предмет, но и повторяется во многих предметах.

С. называют внутренней стороной предмета, но не в пространственном, а в гносеологическом смысле: она скрыта от познающего субъекта и лишь «намекает» на свое существование через формы своего проявления. Анализ форм проявления С. позволяет открыть С, а знание С. — объяснить формы ее проявления. Познавательный переход от внешних, открытых, к внутренним, скрытым, сторонам предмета не всегда совпадает с переходом от второстепенного к главному в нем: внешний вид доисторического животного, который палеонтолог восстанавливает по сохранившимся костям, когда-то можно было созерцать непосредственно.

Начиная, по крайней мере, с Р. Декарта, найти С. природного явления значило объяснить его законами механики. Эссенциализм, мировоззрение, использующее категорию «С.» как форму мышления, был слит с механицизмом. Открытие в XIX в. электромагнитных явлений знаменовало крах механицизма. Вместе с ним из методологии науки «выплеснули» и эссенциализм. Само употребление термина «С.» воспринималось тогда как обскурантизм. Задачу науки позитивисты, авторы этого методологического переворота, свели к описанию функциональных зависимостей между явлениями, доступными эмпирическому наблюдению. Постпозитивизм частично реабилитировал категорию С.К. Поппер, напр., проповедует «модифицированный эссенциализм», который он противопоставляет и традиционному эссенциализму, и позитивизму (Поппер К. Объективное знание: Эволюционный подход. М., 2002. С. 190). Из его рассуждений следует, что для окончательной реабилитации «С.» эссенциализм необходимо привести в соответствие с результатами современной науки.

Г. Д. Левин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. сущность — в риторике: один из топов определения, который понимается как содержание предмета мысли, без которого он [предмет] не может мыслиться как таковой; напр. "Человек – разумное существо, владеющее речью". Словарь лингвистических терминов Жеребило
  2. сущность — См. сущий Толковый словарь Даля
  3. сущность — сущность I ж. Внутреннее содержание предмета, обнаруживающееся во внешних формах его существования (в философии). II ж. Главное, существенное в ком-либо, чем-либо, суть кого-либо, чего-либо; существо. Толковый словарь Ефремовой
  4. сущность — орф. сущность, -и Орфографический словарь Лопатина
  5. сущность — -и, ж. 1. Самое главное и существенное в чем-л., внутреннее содержание; суть. Сущность жизни. Сущность открытия. Сущность произведения. □ — Я теперь все это вкратце тебе передаю, так сказать, одну только сущность. Достоевский, Село Степанчиково. Малый академический словарь
  6. сущность — сущ., ж., употр. часто (нет) чего? сущности, чему? сущности, (вижу) что? сущность, чем? сущностью, о чём? о сущности; мн. что? сущности, (нет) чего? сущностей, чему? сущностям, (вижу) что? сущности, чем? сущностями, о чём? о сущностях... Толковый словарь Дмитриева
  7. сущность — С’УЩНОСТЬ, сущности, мн. нет, ·жен. Внутреннее содержание, свойства кого-чего-нибудь, открываемые, познаваемые в явлениях. Советское государство, по самой своей сущности, направлено к подавлению сопротивления эксплуататоров... Программа ·ВКП(б). Толковый словарь Ушакова
  8. сущность — СУЩНОСТЬ -и; ж. 1. Самое главное и существенное в ком-, чём-л., внутреннее содержание; суть. Вникнуть в с. проблемы. Передать вкратце с. разговора. Постигнуть с. жизни. Классовая с. государства. Наконец-то обнаружил свою гнусную с.! 2. Филос. Толковый словарь Кузнецова
  9. сущность — В сущности или в сущности говоря (вводное слово) — касаясь главного, существенного, основной темы. ► -Это его, в сущности, не удивляло. Тургенев. Фразеологический словарь Волковой
  10. сущность — СУЩНОСТЬ, и, ж. 1. В философии: внутреннее содержание предмета, обнаруживающееся во внешних формах его существования. С. и явление. 2. То же, что суть1. Вникнуть в с. вопроса. • В сущности и в сущности говоря, вводн. сл. Толковый словарь Ожегова
  11. СУЩНОСТЬ — СУЩНОСТЬ (лат. haecceitas — этовость и quidditas — чтойность) и ЯВЛЕНИЕ — философские категории, обозначающие: С. — совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего;... Новейший философский словарь
  12. Сущность — В статье о субстанции (см.) было указано на отношение этого понятия к понятию С., насколько то нужно было для характеристики первого понятия; там было выяснено, что отношение... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  13. сущность — Су́щ/н/ость/. Морфемно-орфографический словарь
  14. сущность — см. >> вещество, главный, содержание, суть см. также -> в сущности Словарь синонимов Абрамова