антропоцентризм

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (греч. anthropos — человек, и лат. centrum — центр) — воззрение, согласно которому человек является центром и высшей целью мироздания. В совокупности с теоцентризмом, провозглашающим существование надмирного целеполагающего начала, которое творит человека и определяет его место во Вселенной, А. органично вписывается в систему религиозного мировоззрения. Наиболее полное развитие А. получил в иудаизме, христианстве и исламе, оказывая влияние на космологические, эсхатологические, социальные, этические, правовые и др. концепции этих религий. Напр., с А. напрямую связана теория геоцентризма, которая доминировала в сознании верующих на протяжении многих веков. Под влиянием христианского вероучения антропоцентристское воззрение получило широкое распространение в средневековой европейской философии. Его обосновывали крупнейшие представители патристики и схоластики. В философии Возрождения и Нового времени идея А. в ее религиозном варианте перестала пользоваться популярностью, что было обусловлено развитием естественных наук и философии. Появление новых фактов и теорий преодолело традиционную телеологию и тезис о том, что человек занимает уникальное положение в космосе. В философских и теологических кругах термин А. начинает использоваться в другом значении. Он истолковывается, главным образом, как способ решения мировоззренческих проблем, когда исследователь идет не от Бога и мира к человеку, а, наоборот, от человека к миру и Богу. Такой способ решения мировоззренческих проблем получил детальную разработку в философских системах Р. Декарта и И. Канта. В 19 в. А. получил развитие в философии Л. Фейербаха (натуралистический А.) и С. Кьеркегора (иррационалистический А.). Однако наиболее кардинальный «поворот к человеку» был осуществлен в философских учениях 20 в. Это отчетливо прослеживается в философии жизни, феноменологии, философской антропологии, персонализме, экзистенциализме. «Поворот к человеку» произошел и в христианской теологии 20 в. Многие теологи считают, что в наше время можно сказать нечто значимое о Боге и мире, лишь говоря одновременно о человеке. Более того, они утверждают, что нужно сначала ответить на вопросы о сущности человека, причинах и характере его устремлений, его познавательных возможностях и т.п., а затем уже приступать к конструированию традиционной метафизики, включающей в себя учение о Боге. Признавая, что А. является эффективным средством решения мировоззренческих проблем, христианские теологи подчеркивают, что он должен быть теснейшим образом связан с теоцентизмом. Иначе теология лишается религиозного измерения и своей специфики в ряду дисциплин, изучающих человека.

А.Н. Красников

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. антропоцентризм — Антроп/о/центр/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  2. Антропоцентризм — (от Антропо... и лат. centrum — центр) воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. А. представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии (См. Телеология), т. Большая советская энциклопедия
  3. антропоцентризм — [антропо… + гр. центр] – ненаучное, связанное с идеализмом и религией воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и конечная цель всего мироздания Большой словарь иностранных слов
  4. Антропоцентризм — Мировоззрение, при котором конечной целью или центром всех устремлений и действий является человек (суть: "все для человека", "все во благо человека", или "человек — высшая цель мироздания"). Физическая антропология
  5. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. апthropos — человек и от лат. centrum — середина круга) — англ. anthropocen-trism; нем. Anthropozentrismus. Мировоззрение, в к-ром человек рассматривается как центр и высшая цель мировоззрения. Социологический словарь
  6. Антропоцентризм — (греч. anthropos – человек + лат. сentrum – мировоззрение) – принцип культурного творчества, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. ☼ мировоззрение, ставящее человека в центр всего сущего. Образный материал для... Словарь по культурологии
  7. антропоцентризм — орф. антропоцентризм, -а Орфографический словарь Лопатина
  8. антропоцентризм — АНТРОПОЦЕНТРИЗМ -а; м. [греч. anthrōpos — человек и лат. centrum — центр]. Воззрение, исходящее из представления о человеке как центре, высшей цели мироздания (основа многих философских учений преимущественно второй половины 20 в.). Толковый словарь Кузнецова
  9. антропоцентризм — АНТРОПОЦЕНТРИЗМ а, м. anthropcentrisme m. Воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. БАС-2. Антропоцентрический ая, ое. Словарь галлицизмов русского языка
  10. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. ἄνθρωπος – человек и лат. centrum – центр) – крайняя форма антропоморфизма, познавательной установки, в которой утверждается наличие человеческого измерения в любом знании о природе, обществе и в самом познании. Новая философская энциклопедия
  11. антропоцентризм — Антропоцентризм, антропоцентризмы, антропоцентризма, антропоцентризмов, антропоцентризму, антропоцентризмам, антропоцентризм, антропоцентризмы, антропоцентризмом, антропоцентризмами, антропоцентризме, антропоцентризмах Грамматический словарь Зализняка
  12. антропоцентризм — антропоцентризм I м. Религиозно-идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и высшая цель мироздания. II м. Проявление свойств, обусловленных предназначенностью объекта для нужд человека или человеческого общества. Толковый словарь Ефремовой
  13. Антропоцентризм — (Антропо- + центр) философское воззрение на человека как на центр и высшую цель развития живой природы. Медицинская энциклопедия
  14. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от антропо... и центр) — воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Большой энциклопедический словарь
  15. антропоцентризм — сущ., кол-во синонимов: 1 мировоззрение 26 Словарь синонимов русского языка