антропоморфизм

АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. anthropos — человек и morphe — форма, вид) — мыслительный процесс переноса облика и свойств человека на материальные и идеальные объекты, в результате которого такие объекты уподобляются человеку, становятся «человекоподобными». А. есть одно из важнейших проявлений метафорической природы мышления (см. Метафора). В древних культурах образ человека был «базисной метафорой» (М. Мюллер): посредством «вдувания нашего собственного духа в хаос предметов и воссоздания его по нашему образцу» формировались представления о мире, мифология, структура языка. В картине мира, построенной на принципах А., неодушевленные предметы и в целом универсум демонстрируют свойственные человеку физические, психические, интеллектуальные качества, а зачастую и половые признаки. Ряд древнейших космогонии представляют порождающее бытие в форме человековидного существа (Гея у древних греков), которое дает начало богам и природным стихиям или из тела которого (Пуруша индоариев) вследствие ритуального расчленения возникает мироздание. Мысль о «мужском» и «женском» началах миропорядка присуща большинству культур; в Китае она стала фундаментом национальной ментальное™ в формеучения оян и инь. Антропоморфизация окружающего мира — типичный прием архаического мышления, применение которого обусловило становление анимизма, тотемизма, фетишизма. Антропоморфизация сил природы, социальных институтов, духовных качеств человека вносила существенный вклад в расширение пантеона и пандемониума древних религий. Наделение неодушевленного объекта или мифологического образа страстными состояниями человека обозначается в религиоведческой литературе термином «антропопатизм». Развитые религии сохраняют признаки А. в своих представлениях о Божестве, хотя эти признаки толкуются как метафоры. Л. Леви-Брюль утверждал, что тяготение к антропоморфизации реальности тем выше, чем ниже уровень развития сознания, и эта мысль была одним из оснований его концепции качественного своеобразия первобытного мышления. Большинство антропологов, психологов, философов не приняло эту идею, не отрицая, однако тенденции к сужению культурной роли А. по мере роста рационалистических сторон мышления. Признано, что полное обособление развитого культурного сознания от А. невозможно. Многие языки, в частности индоевропейские, построены на классификации слов, а значит и объектов номинации, преимущественно по признаку мужского и женского рода; будучи наследием древнего А., эта особенность заставляет носителя языка бессознательно антропоморфизировать окружающие объекты. Такой навык служит психолингвистической основой осознанного А. Антропоморфны многие устойчивые символы и аллегории: в европейской культуре, напр., философия аллегорически изображается прекрасной и величественной женщиной, сон представлен образами Гипноса, Морфея. Согласно К. Г. Юнгу, антропоморфные символы (Старца, Анимы, Героя и др.) регулярно воспроизводятся в сознании и культуре как олицетворение универсальных психических состояний и особых психических целостностей — архетипов коллективного бессознательного. Ж. Пиаже обращал внимание на типичную для детского мышления ситуацию смешения психологической преднамеренности с физической причинностью, которая имеет своим следствием перенос на внешнюю действительность психических свойств человека; при этом антропоморфизация реальности является важным средством детского объяснения мира и условием развития фантазии. Экспериментальные данные, полученные психологами, подтверждают готовность современного человека наделять объекты антропоморфными качествами, создавая вокруг себя антропоморфизированную культурную среду. Антропоморфизация реальности, сохраняя свое место в структуре сознания и культуры, продолжает оставаться важным способом описания мира. Осмысление современным гуманитарным знанием того обстоятельства, что в акте познания и описания мира неизбежно присутствие А., актуализирует классическую проблему адекватности представлений о мире самому миру. Ф. Ницше в свое время категорически утверждал, что все знание о действительности может быть лишь «умноженным отпечатком одного первообраза — человека».

А.П. Забияко

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. АНТРОПОМОРФИЗМ — АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. ап-thropos — человек и morphe — форма, вид) — англ. anthropomorphism; нем. Anthropomorphismus. Наделение человеческими свойствами (напр., сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ. Социологический словарь
  2. Антропоморфизм — (от Антропо... и греч. morpho — вид) уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ. Наивно-догматический... Большая советская энциклопедия
  3. Антропоморфизм — (Антропо- + греч. morphē форма, вид) приписывание предметам и явлениям неживой природы, а также животным свойств, присущих только человеку. Медицинская энциклопедия
  4. антропоморфизм — АНТРОПОМОРФИЗМ, а, м. (спец.). Перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы (на животных, предметы), а также представление божества в образе человека. | прил. антропоморфический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  5. антропоморфизм — -а, м. 1. Перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, животных, растения, предметы; олицетворение. 2. Свойственное многим религиям представление божества в человеческом образе. [От греч. ’άνθρωπος — человек и μορφή — вид] Малый академический словарь
  6. антропоморфизм — (от антропо... и греч. morphe — форма, вид), наделение различных тел и явлений живой и неживой природы обликом и свойствами человека — развитыми формами психики, сознанием и т. д. Биологический энциклопедический словарь
  7. антропоморфизм — АНТРОПОМОРФИЗМ -а; м. [от греч. anthrōpos — человек и morphē — форма, вид]. 1. Перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, животных, растения, предметы, мифические существа; олицетворение. Толковый словарь Кузнецова
  8. антропоморфизм — См. антропология Толковый словарь Даля
  9. антропоморфизм — Уподобление человеку, наделение животных, предметов, явлений природы, мифических существ человеческими свойствами и качествами. Явление А. используется в фольклоре, баснях, поэтических текстах. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  10. АНТРОПОМОРФИЗМ — (от греч. anthropos — человек + morphe — вид, образ) — приписывание специфических свойств человека тому, кто (или что) им не является — силам природы, растениям, животным, богам, машинам. Для анимистической картины мира (см. АНИМИЗМ) характерен... Большой психологический словарь
  11. антропоморфизм — антропоморфизм м. 1. Перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, животных, растения, предметы, мифические существа; олицетворение. 2. Представление божества в облике человека, свойственное многим религиям. Толковый словарь Ефремовой
  12. АНТРОПОМОРФИЗМ — АНТРОПОМОРФИЗМ (от антропо... и греч. morphe — форма, вид) — уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (напр., сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ. Большой энциклопедический словарь
  13. антропоморфизм — орф. антропоморфизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  14. антропоморфизм — Антропоморфизма, мн. нет, м. [от греч. anthropos – человек и morphe – вид] (науч.). 1. Перенесение человеческих свойств на неодушевленные предметы, свойственное первобытному мышлению. 2. Представление божества в образе человека. Большой словарь иностранных слов
  15. антропоморфизм — (Греч.) От "антропос" — человек. Наделение бога или богов человеческой формой и человеческими свойствами или качествами. Теософский словарь
  16. антропоморфизм — АНТРОПОМОРФ’ИЗМ, антропоморфизма, мн. нет, ·муж. (от ·греч. anthropos — человек и morphe — вид) (научн.). 1. Перенесение человеческих свойств на неодушевленные предметы, свойственное первобытному мышлению. 2. Представление божества в образе человека. Толковый словарь Ушакова
  17. антропоморфизм — АНТРОПОМОРФИЗМ а, м. anthropomorphisme m. Наделение человеческими свойствами явлений природы, животных, предметов, а также представление богов в человеческом образе. СИС 1985. Антропоморфизм поставил богов очень близко к людям. 1842. Герц. Словарь галлицизмов русского языка
  18. АНТРОПОМОРФИЗМ — (от греч. antropos — человек и morpn — форма, вид) — одна из наиболее ранних и распространённых сторон религ. сознания: перенесение на обоготворяемые неодушевленные предметы: растения, животных, явления и силы природы — человеческого образа и человеч. Советская историческая энциклопедия
  19. Антропоморфизм — Одна из наиболее распространенных форм религиозного сознания у первобытных народов: перенесение на обоготворяемые неодушевленные предметы, одушевленные существа или явления и силы природы человеческих образа и свойств. См. ст. Сравнительное изучение религий, Теротеизм, Тотемизм и Фетишизм. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  20. антропоморфизм — Антроп/о/морф/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  21. антропоморфизм — Изображение богов в виде людей Ср. Масса, всегда склонная к антропоморфизму в религии и морали, больше всего вносит тех божков, которые сами имеют такие же слабости, как они. А.П. Чехов. Дуэль. 4. Ср. άνθρωπος, человек — μοφρή, образ. Фразеологический словарь Михельсона
  22. Антропоморфизм — (греч. anthropomorphos – уподобленный человеку) – очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, явлений природы, животных, представление богов в человеческом образе. Словарь по культурологии