Радклифф-Браун

Альфред Реджинальд Рáдклифф-Брáун (Radcliffe-Brown) (1881-1955)

☼ англ. социальный антрополог, развивший структурно-функциональный подход в антропологии и внесший большой вклад в становление социальной антропологии как обобщающей теор. дисциплины. Получил образование в Кембридже (1901-06). Осуществил интенсивные полевые исследования на Андаманских о-вах (1906-08) и в Зап. Австралии (1910-12). Заведовал кафедрами социальной антропологии в Кейптауне (1920-25), Сиднее (1925-31), Чикаго (1931-37), Оксфорде (1937-46). Проф. социальных наук и директор Ин-та социальных исследований в Ун-те Фарука I в Александрии (1947-49). В 1951-54 сотрудничал в Ун-те Родса в Южн. Африке. Осн. работы: “Жители Андаманских о-вов” (1922), “Социальная организация австрал. племен” (1948), “Метод социальной антропологии” (1958), “Структура и функция в примитивном об-ве”(1961).

На формирование теор. взглядов Р.-Б. оказали влияние Конт, Спенсер, его кембриджские преподаватели А. Хэддон и У. Риверс, англ. философ науки У. Уэвелл, но прежде всего — Дюркгейм и Французская социологическая школа. Приверженец естественнонаучных методов, поставивший целью создание “естеств. науки об об-ве”, Р.-Б. придавал большое значение сбору эмпирич. материала и видел задачу науки в обобщении фактов и экспликации понятий посредством прогрессивной индукции. Гл. целью антропол. исследований он считал нахождение общих черт, устойчивых форм единства в многообразии существующих об-в. По его мнению, антропология должна быть наукой, идущей от эмпиризма, классификации и ненаправленной индукции к постулированию общей теории. Чтобы стать подлинной наукой, она должна отказаться от “психол. и псевдоистор. спекуляций” и строго подчиняться требованию верифицируемости теории фактами. Об-во Р.-Б. представлял как динамич., основанную на взаимном доверии систему взаимозависимых элементов, функционально согласующихся друг с другом. “Естеств. наука об об-ве должна ответить на три комплекса вопросов: как об-ва структурированы, функционируют и развиваются, т.е. рассматривать об-ва в структурном, функциональном и эволюц. аспектах”. Отвергая возможность использования истор. материала для построения теории, Р.-Б. предложил в качестве альтернативы начать построение теории на основе сравнит. анализа существующих, доступных непосредств. наблюдению об-в (и примитивных, и совр.) и мыслил социальную антропологию как сравнит. социологию. Он сосредоточил свои усилия на сравнит. структурном анализе и разработке классификации типов и форм социальной структуры применительно к примитивным об-вам, изученным им и его коллегами в полевых исследованиях. Классич. образцом реализации такого подхода стала его книга “Социальная организация австрал. племен”. Большой вклад внес Р.-Б. в разработку понятий и терминов структурно-функционального подхода, дав определения понятий “социальная структура” (расстановка людей в социальной системе) и “социальная организация” (систематизация типов деятельности в социальной системе), а также развив для антропологии такие важные понятия, как “корпорация”, “консолидация”, “структурное противоречие”, “ритуальный статус”, “ритуальная ценность”, “кооптация” и т.д. Методол. своеобразие его подхода заключается в рассмотрении социальных феноменов как естеств. фактов (в духе Дюркгейма), однако Р.-Б. не принимал дюркгеймовской реификации социальных фактов, а также его методол. требования причинного объяснения одних социальных фактов другими; в качестве альтернативы Р.-Б. предложил искать общие структурные принципы, лежащие в основе разл. социальных фактов.

Р.-Б. оказал огромное влияние на целое поколение англ. социальных антропологов, а также сыграл важную роль в популяризации структурно-функциональных идей в Америке, где этот подход получил дальнейшее развитие (Уорнер, Р. Мёртон, Парсонс и др.).

Соч.: The Social Organization of Australian Tribes. Melbourne; L., 1931; The Andaman Islanders. Glencoe, 1948; A Natural Science of Society. Glencoe, 1957; Method in Social Anthropology. Chi., 1958; Structure and Function in Primitive Society. L., 1968.

В. Г. Николаев.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Словарь по культурологии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Радклифф-Браун — (Radcliffe-Brown) Алфред Реджиналд (17.1.1881, Бирмингем, — 24.10.1955, Лондон), английский этнограф. В 1939—40 президент Королевского антропологического института. Профессор университетов в Англии, США, ЮАР, Бразилии, Австралии, Египте. Большая советская энциклопедия
  2. РАДКЛИФФ-БРАУН — Радклифф-Браун (Radicliffe Brown) Альфред Реджиналд (17.01. 1881, Бирмингем-24.10.1955, Лондон) — английский этнограф... Социологический словарь
  3. РАДКЛИФФ-БРАУН — РАДКЛИФФ-БРАУН (Radclifle-Braun) Алфред Реджиналд (17 января 1881, Бирмингем – 24 октября 1955, Лондон) – английский этнограф, создатель социальной антропологии, изучающей примитивные общества при помощи структурно-функционального анализа. Новая философская энциклопедия
  4. РАДКЛИФФ-БРАУН — (Radcliffe-Brown), Алфред Реджиналд (17.I.1881 — 24.X.1955) — англ. этнограф и социолог. Президент Королевского антропологич. об-ва (1939-40). Был проф. ряда ун-тов в Англии, США, ЮАР, Бразилии, Австралии, Египте. Теоретик функционализма (см. Советская историческая энциклопедия
  5. РАДКЛИФФ-БРАУН — РАДКЛИФФ-БРАУН (Radcliffe-Brown) Алфред Реджиналд (1881-1955) — английский этнограф и социолог, теоретик функциональной школы в этнографии. Создатель "социальной антропологии" в английской этнографии. Большой энциклопедический словарь