Путь

☼ мифологема движения, пространственно-временной ориентации и цели; аспект смысла жизни и вектор истории; универсалия научного и худож. познания и культурного творчества. Своим универсализмом архаич. семантика П. обязана широким смысловым связям с топологией жизненного пространства, его ценностным иерархиям и всей системе социального символизма с его образами и индексами ориентации, маркировкой выбора, моделями поведения и ритуальной практикой. Значимое наполнение в аспекте П. получают слова-сигналы: “порог”, “граница”, “перекресток”, “центр”, “край”, “кайма”, “рамка”, “межа”, “указатель” (“придорожный камень”, “столб”, “крест”, “веха”), “поворот”, “мост”, “застава”, “круг”, “кольцо”, “спираль”, “синусоида”, “стрела”, “возврат”, “горизонт”, “горизонталь/вертикаль”, “тупик”, “обочина”, “поле”, “тропа”, “гора”, “серпантин” и т.п. В Хронотопе П. обобщен весь список способов преодоления и обживания пространства: от бытовых форм путешествия, приключенчества, странствия и курьерства до маргинальных экстремумов ухода, отшельничества, изгойничества, бегства, изгнания, эмиграции и ссылки. Великие переселения народов, маршруты геогр. открытий и следы первопроходцев насыщают мифологему П. энергией пассионарного энтузиазма, тоской по свободному пространству и остротой историософского переживания Пути как провиденциально заданной и загаданной дороги в нац. или общечеловеч. будущее. На основе философско-истор. коннотаций П. рождается символич. телеология дороги и двоение ее образов в лит-ре (гоголевская бричка с Чичиковым катит по реальным ухабам рос. тракта, но влекущая ее “Русь-Тройка” одолевает иное — символическое — пространство своей истор. судьбы). Изучение тематики путеводительства (поводырь, проводник; ср. образ путеводной звезды в рождественской фабуле Евангелия) позволило открыть необычные ракурсы П. Так, анализ движения Данте и Вергилия по Загробью, предпринятый П. Флоренским (см. Флоренский), доказал наличие в картине мира Данте черт неэвклидовой геометрии. Теология П. (к Богу, к Истине, к Другому, к спасению, к Апокалипсису) в ее христ. изводе может быть выражена словом “Голгофа”, евангельский контекст которой предполагает мировую инициацию человечности. “Кеносис”, “вознесение”, “предстояние горне”, “теофания” несут память о Завете богообщения как бесконечном сближении твари и Творца; перекресток этой вечной Встречи — свободная воля и Божье Домостроительство, грех и искупление, страдание и Благодать. Геометрия прямого (праведного) пути подчеркнута кривизной бесовского вождения (кружения кривды, блуд блуждания) и демонической путаницы (ср.: “распутник”, “путанка”, “Распутин”, “распутица”, “бес попутал”). Язык бережно хранит особую “путевую” аксиологию поступка (“путное дело”, но: “запутанное дело”) и мысли (“метод” — от лат. “meta” (“поворотный пункт”, “цель”, “конец”, “предел”)). Если “П. всякой плоти” (по названию романа Батлера, опубл. в 1903) лежит через соблазны мира, то путь всякого духовного Я промыслительно корректируется властью Вышней Истины. Поэтому столь важной в речевом обиходе оказалась риторика напутствия, благословения на дорогу, убеждения в твердости выбранного маршрута, а в молитвенных формулах предстательства Богу — просьба направить “на пути Твоя” и испрашивание защиты. Дорожная магия (амулеты, обереги, обычай посидеть перед дорожкой, суеверный невозврат с полпути, путевые приметы во сне) слилась в православном сознании с тем убеждением, что “плавающих и путешествующих” опекает сам Русский Бог — Никола-угодник. Традиц. риторика П. эксплуатируется в жаргонных новоязах публицистики (от “Нового пути” символистов и бердяевского “Пути” до советских газет, вроде “Путь Ильича”). В аспектах Эроса и Танатоса П. находит выражение в изоморфной синтактике обрядов свадьбы и похорон: если первому предшествует ритуал ухаживания (ср. похищение, побег, тайное свидание) и сопутствует символика “нового П.” (движение в сакральном пространстве церкви, пересечение порога родного дома и переход в чужой), то “последний П.” маркируется в тех же индексах движения (участие в обоих обрядах зерна и денег, пиршества и плача, омовения и переодевания). Филос. словарь историософии эксплуатирует термины ритмич. движения в описании моделей эволюции (цикл, скачок, стрела времени, спираль, круг, волна, возврат-палингенез, “перекресток традиций”), проективных прогнозов будущего и типов метаистор. видения мирового горизонта экзистенции. И образы всемирного эсхатологич. финала, и философско-истор. рецептура нац. судьбы опираются на П. как на исконную возможность осуществить предназначенное. Перефразируя Флоренского, можно сказать, что если человеку дана прерогатива осмысленного движения, значит — П. существует. Идея П. является регулятивной для религ. мессианизма и аргументом оправдании для пассионаристской логики агрессии (П. при этом мыслится неальтернативно). Пропедевтика и дидактика нашла в П. хронотоп наследуемого опыта (встреча ученика и учителя в П.; дорога к неочевидному знанию на лесной тропе: М. Хайдеггер. Разговор на проселочной дороге) и принцип органич. научения через подражание или вопросно-ответный диалог. Вост. философия П. (даосизм) культивирует идею неспешного продвижения к истине под руководством упреждающего наставника, это тропа внутр. самовозрастания и “П. жизни” во внутр. опыте адепта. В “Размышлениях об истинном П.” Кафки сказано: “Истинный путь идет по канату, который натянут не высоко, а над самой землей. Он предназначен, кажется, больше для того, чтобы о него спотыкаться, чем для того, чтобы идти по нему”. Лит. типология характера и сюжета фиксирует путь то в качестве генерального жанрового признака (роман путешествия, авантюрный роман, роман воспитания), то как жизненную привычку с переменным этич. знаком (Батюшков. Странствователь и домосед).

Лит.: Флоренский П. А. Мнимости в геометрии. М., 1922; Максимов Д.Е. Идея пути в поэтическом сознании Ал. Блока // Блоковский сборник. II. Труды Вт. науч. конф., посвященной изучению жизни и творчества А.А. Блока. Тарту, 1972; Лотман Ю.М., Успенский Б.А. “Изгой” и “изгойничество” как социально-психол. позиции в рус. культуре преимущественно допетровского периода (“Свое” и “чужое” в истории рус. культуры) // Труды по знаковым системам. Вып. XV. Тарту, 1982; Успенский Б.А. Культ Николы на Руси в историко-культурном освещении (Специфика восприятия и трансформация исходного образа) // Там же. Вып. X. Тарту, 1978; Айрапетян В. Герменевтические подступы к русскому слову. М., 1992.

К.Г. Исупов.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Словарь по культурологии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. путь — -и, м. 1. Полоса земли, служащая для езды и ходьбы; дорога. Проложить новый путь. □ Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит. Малый академический словарь
  2. путь — Путь-дорога (нар.-поэт.) 1) полоса земли, предназначенная, приспособленная для передвижения. 2) путешествие, поездка, движение. 3) пожелание счастливого пути или приветствие при встрече. ► -Путь-дорога, господа! Вы откуда и куда? Ершов. Фразеологический словарь Волковой
  3. путь — Общеславянское слово индоевропейского происхождения. В древнеиндийском находим panthas – "дорога, путь". К той же основе восходит и современное английское path – "тропа, путь". Этимологический словарь Крылова
  4. путь — орф. путь, -и, дат. -и, тв. -ём, предл. о Орфографический словарь Лопатина
  5. путь — путь м. 1. Полоса земли, служащая для передвижения (езды, ходьбы); дорога. || Любое место, линия в пространстве, по которым или в пределах которых производится передвижение, сообщение. || Железнодорожная или трамвайная колея. Толковый словарь Ефремовой
  6. Путь — Непрерывное отображение f отрезка [0, 1] в топологич. пространство X. Точки f(0) и f(1) наз. начальной и концевой точками пути f. П., определенный по f формулой , наз. путем, обратным f, и обозначается f-1. Математическая энциклопедия
  7. Путь — В старину, кроме обычного значения дороги, обозначал еще: 1) всякое средство к достижению известного дохода; П. назывался всякий промысел, всякая хозяйственная статья и сельскохозяйственные угодья: рыбные ловли, бортные ухожья, бобровые гоны и проч. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  8. Путь — I. см. Дорога см. Палестина (II; V); II. Слово «П.» (как и «дорога», «тропа») часто употребляется в Библии в метафорич. значении: 1) вся ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА может быть названа П. (Иов 31:4; Притч 20:24), к-рый не может укрыться от Бога (Пс 138:3; Ис 40:27). Библейская энциклопедия Брокгауза
  9. путь — Общеслав. Того же корня, что др. инд. pánthās «дорога, путь», осет. fandag «путь», лат. pons, род. п. pontis «мост, тропинка», арм. hun «брод». Исходно — «путь по воде». Этимологический словарь Шанского
  10. путь — Дорога, ход, конец, маршрут, курс, оборот, рейс (корабля), крюк Сделать один тур вальса Сделать один вольт Артистическое турне по россии «Пойду, отдохну с дороги» Пушкин Путь мой лежит на ростов Путь-дорога ср. !! дорога, путешествие, способ см. Словарь синонимов Абрамова
  11. путь — сущ., кол-во синонимов... Словарь синонимов русского языка
  12. путь — сущ., м., употр. очень часто (нет) чего? пути, чему? пути, (вижу) что? путь, чем? путём, о чём? о пути; мн. что? пути, (нет) чего? путей, чему? путям, (вижу) что? пути, чем? путями, о чём? о путях... Толковый словарь Дмитриева
  13. путь — Древнерусское – путь (дорога, путешествие). Старославянское – путь. Латинское – pontis (мост). В русском языке слово «путь» впервые встречается на рубеже X–XI вв. Это слово происходит от индоевропейской основы со значением «идти», «ступать». Этимологический словарь Семёнова
  14. ПУТЬ — В мифопоэтической и религиозной моделях мира образ связи между двумя отмеченными точками пространства, Постоянное и неотъемлемое свойство П. — его трудность. Мифологическая энциклопедия
  15. путь — Путь, пути, пути, путей, пути, путям, путём, путями, пути, путях Грамматический словарь Зализняка
  16. путь — ПУТЬ, пти, пути, путь, путём, о пути, мн. пути, путей, путям, ·муж. 1. Полоса земли, предназначенная, приспособленная для передвиния, то же, что дорога в 1 ·знач. «Кибитка летела по гладкому зимнему пути.» Пушкин. Проложить путь куда-нибудь. Летний путь. Толковый словарь Ушакова
  17. путь — ПУТЬ, и, путём, о пути, мн. и, ей, ям, м. 1. То же, что дорога (в 1 знач.). Широкий п. На обочине пути. Каменистый п. Горные пути. Расчистить п. (также перен., кому-чему: дать возможность свободно действовать, развиваться). Куда п. держите?... Толковый словарь Ожегова
  18. Путь — Название определённых административно-территориальных единиц, подвластных лицам дворцового аппарата русских князей в 14 — 1-й половине 16 вв., с которых собирались средства на содержание двора. Были... Большая советская энциклопедия
  19. ПУТЬ — Назв. адм.-терр. единиц, к-рые являлись определенной отраслью управления в дворцовом х-ве рус. князей в 14 — 1-й пол. 16 вв. П. — это кормления в дворцовом в ведомстве. Были ведомства конюшего (ведал княж. Советская историческая энциклопедия
  20. путь — ПУТЬ -и; м. 1. Полоса земли, служащая для передвижения (езды и ходьбы); дорога. Проложить новый п. (также: стать первооткрывателем, первопроходчиком в каком-л. деле). Прямой, извилистый п. Зимний, летний п. П. в горах, в горы. Толковый словарь Кузнецова
  21. путь — О жизни человека, ее течении; о направлении в развитии чего-либо. Безвестный, безжалостный, безотрадный, бесславный, благостный, боевой, большой, великий, верный, героический, гибельный, глухой, горький, грандиозный, губительный, длительный... Словарь эпитетов русского языка
  22. путь — Ч е г о и к ч е м у. Правильный путь развития. Направить на путь истины. Стать на путь борьбы. Сила воли, ясность мысли, внутренняя дисциплина — кратчайший путь к достижению цели. Приятно мне видеть, что вы знаете пути к сердцу человеческому (Горький). Управление в русском языке
  23. путь — Путь/. Морфемно-орфографический словарь
  24. путь — М., род. п. -и́, диал. также ж. р. (воронежск.), укр. путь ж., блр. пуць м., ст.-слав. пѫть ὁδός (Супр., Остром.), болг. път, сербохорв. пу̑т, род. п. пу́та, словен. рȯ́t м., ж., чеш. роut ж., слвц. рút᾽, польск. pąć, род. п. ра̨сiа, в.-луж. puć, н.-луж. Этимологический словарь Макса Фасмера
  25. путь — ПУТЬ м. (в вор. путь ж.) дорога, ездовая, накатанная полоса, ходовая тропа. Проложить путь. Мощеные пути. Пути непроезжие, распутица. Зимний, летний путь. Путь дорожка! общее пожелание встречному. Толковый словарь Даля
  26. путь — см.: крыша дымит...; Счастливого пути и электричку навстречу Толковый словарь русского арго