РИТМ

Временная организация движения, связанная прежде всего с музыкой, но присущая также поэзии и танцу. В переносном смысле понятие ритма применяется к другим видам искусства и к явлениям природы, где данный термин характеризует обычно регулярность и периодичность временнх и пространственных величин. В музыке понятие ритма употребляется в двух смыслах. В общем смысле термин относится ко всем временн м параметрам музыки, в отличие от других ее параметров, характеризующих звуковой поток и факторы его организации (к таковым относятся мелодия, гармония, фактура, форма и т.д.). В узком смысле музыкальный ритм может быть рассмотрен как один из четырех аспектов временной организации западной профессиональной музыки — как ритмическая пульсация (акцентность), метр, темп и ритм. Музыкальная терминология вообще достаточно расплывчата и непоследовательна, и в особенности это относится к понятиям из сферы временнй организации. Так, нередко — и притом небезосновательно — смешиваются понятия "метра" и "ритма": например, одно и то же явление может характеризоваться как "трехдольный метр", "трехдольный ритм" и "трехдольный размер".

РИТМ АСПЕКТЫ временной организации западной профессиональной музыки.

Ритмическая пульсация (акцентность). В основе организации и восприятия звукового потока во времени лежит ритмическая форма, образуемая акцентами и паузами. Единица этой формы и ее длительность (от доли секунды до нескольких секунд) избирается композитором (или исполнителем) и становится исходным пунктом для установления всех иных временнх параметров данного сочинения. Последовательность таких однородных единиц (временнх величин) образует регулярно повторяющуюся пульсацию — ее можно сравнить с размеренным тиканьем часов.

Метр. Даже если описанные выше ритмические единицы равны по длительности и по силе акцента, падающего на каждую из них, человеческий слух редко способен воспринять их последовательность как абсолютно ровную: наше восприятие стремится объединять ритмические единицы в группы по две или по три, с легким выделением первого акцента в каждой группе. Когда композитор сознательно соединяет ритмические единицы в такие группы (или в разного рода модификации), в сочинении появляется метр. Основные метры возникают из объединения ритмических единиц по две (двудольный метр), по три (трехдольный метр), по четыре (четырехдольный метр) и по шесть (составной двудольный метр, т.е. состоящий из двух групп по три доли). Описанные группы (такты) обозначаются в музыкальной нотации тактовыми чертами (вертикальными линиями, проведенными через нотные станы), которые отделяют один такт от другого. На слух начало такта выделяется легким подчеркиванием первой доли. Четырехдольный метр имеет также дополнительный, более слабый акцент на третьей доле каждой группы, а составной двудольный метр — на четвертой доле. Эти акценты обычно достигаются повышением громкости на акцентируемой доле (динамический акцент, которому в нотации соответствует знак >), но акцентность может выражаться также в повышении высотности звучания (тонический акцент) или в увеличении его продолжительности (агогический акцент). Перенос акцента на слабую долю, достигаемый одним из указанных выше средств, а также резкой сменой гармонии на эту долю, называется синкопой.

Темп. Продолжительность ритмической единицы определяет скорость движения в музыке, или темп. Чем короче временнй промежуток между акцентированными долями, тем быстрее темп. Для обобщенного обозначения темпа широко применяются итальянские термины — например, adagio (медленно), moderato (умеренно) или allegro (быстро), — однако наиболее точны темповые указания, выставленные с помощью метронома: например, указание М.М.= 80 означает, что скорость музыкального движения равна 80 ударам маятника метронома в минуту. Развертывание музыкальной композиции часто приносит смены ритма, которые сообщают композиции разнообразие и необходимые контрасты. Кроме того, в произведении могут быть кратковременные отклонения от основной ритмической пульсации (им соответствует итальянский термин rubato — свободно); нередко они достигаются легким замедлением (ritardando) или ускорением (accelerando) темпа.

Ритм. Очень редко основная сетка ритмической пульсации полностью совпадает с реальным музыкальным звучанием, т.е. редко "озвучиваются" одинаковым образом все акценты. Напротив, музыка состоит из чередований звуков разной длительности, подобно более или менее сложному узору, накинутому на сетку пульсации. Именно последовательность, сочетание и совмещение в одновременности разных длительностей, разных ритмических рисунков создает музыкальный ритм в специфическом значении данного термина.

Нотация. Для обозначения временнх параметров музыкальных звуков (а также пауз между ними) используется простая система знаков. Каждый следующий знак в этой системе обозначает длительность вдвое короче, чем предыдущий. Например, целая нота () состоит из двух половинных нот () Точка, помещенная после ноты или после паузы, увеличивает длительность на половину основной длительности данной ноты или паузы (). Длительность может быть увеличена также при помощи лиги — изогнутой линии, которая связывает две ноты одной высоты (): такая запись означает, что вторая нота реально не звучит, а ее длительность присоединяется к первой ноте. Триоль (а также дуоль, квартоль и т.д.), предписывающая деление данной длительности на три (на две, на четыре и т.д.) ритмических единицы, обозначается лигой с цифрой 3 (2, 4 и т.д.) под или над нотной записью ( или ). Обозначения метра обычно появляются в начале композиции в виде дроби, где знаменатель указывает основную ритмическую единицу (половина, четверть, восьмая и т.д.), а числитель — количество долей (акцентов) в такте. Например, обозначение 3/4 указывает, что в каждом такте будет три доли, каждая продолжительностью в четверть (трехдольный размер); обозначение 2/2 указывает, что в каждом такте будет две доли, каждая продолжительностью в половинную ноту (двудольный размер).

Мензуральная ритмика и свободная ритмика. Все вышеизложенное касается только одной ритмической системы, а именно той, которая принята в профессиональной музыке западноевропейской традиции и может быть названа метрической, акцентной (или квалитативной) ритмикой — в отличие от мензуральной (квантитативной) и свободной ритмики. Мензуральная ритмика не опирается на равномерную периодичность акцентов и, соответственно, не имеет постоянного метра. Свободная ритмика (западноевропейской традиции не свойственная) вообще не имеет постоянной ритмической пульсации. Исторически мензуральная ритмика представляет собой древнейший для западной цивилизации тип, поскольку возникает на основе античной теории стихосложения, где долгота слога была основным фактором, а ударение — второстепенным (тоническая система). Хотя в некоторых поэтических и музыкальных жанрах регулярная метрическая ритмика появилась очень рано (трудовые песни, музыка шествий и т.д.), мензуральная ритмика сохраняла свое господство в Средневековье, особенно в церковном григорианском пении (cantus planus), пока в конце 12 в. ее не сменила система ритмических модусов, установленных на основе античных поэтических размеров. В полифонической композиции часто сочетались разные модусы: например, в одном голосе выдерживался хорей, в другом — ямб. Предпочтение, которое оказывалось тогда трехдольному ритму, и необходимость совмещения сильных долей разных модусов при полифоническом письме привели к тому, что первоначально двудольные размеры (например, дактиль РИТМ. Рис. 2) преобразились в трехдольные (РИТМ. Рис. 3), чтобы их сильные доли могли совпадать с сильными долями хорея (РИТМ. Рис. 4) и ямба (РИТМ. Рис. 5). Результатом явился строго трехдольный метр. Двудольный метр был узаконен теоретиками и композиторами в 14 в., хотя фактически он употреблялся (в музыке, сопровождавшей шествия и танцы) с древних времен. Признание равноценности двудольных и трехдольных размеров заложило фундамент современной метро-ритмической системы, которая совершенствовалась на протяжении 17-19 вв. Исключительной сложностью отличаются ритмические системы древних музыкальных традиций Востока, особенно Индии; некоторые из подобных систем восходят к глубокой древности.

Ритмические новации в современной музыке. Музыка 20 в., с ее революционным подходом к разным аспектам музыкального языка, привнесла немало нового и в метро-ритмическую организацию. В современной музыке широко употребляются нерегулярные метры, т.е. не двудольные и не трехдольные, например, 5/4 или 7/8. Для стиля И.Ф.Стравинского весьма типична полиметрическая организация, т.е. быстрая смена разных метров (например, РИТМ. Рис. 6). В результате возникает эффект, близкий мензуральному ритму, поскольку при подобных сменах стирается регулярность возвращений сильной доли. Кроме того, если часто меняется "знаменатель" размера (т.е. длительность основной ритмической единицы — например, 5/4, потом 3/8, а затем 2/4 ), возникает эффект свободной ритмики. Ряд авторов 20 в. (например, Ч. Айвз) часто прибегали к соединению в разных голосах фактуры разных метров, т.е. к полиметрии. Хотя основное качество ритма в специфическом значении этого понятия, последовательность звуков и пауз разной длительности, остается неприкосновенным, возрастающие сложность и разнообразие ритмических моделей — одна из главных характеристик музыкального искусства 20 в.

ЛИТЕРАТУРА

Холопова В. Музыкальный ритм. М., 1980

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Ритм — (греч. rhythmos) 1. Чередование каких-л. элементов, происходящих с определенной последовательностью, частотой и т. д. 2. Закономерное чередование элементов в орнаменте. 3. В одежде — это чередование элементов формы и интервалов между ними. Энциклопедия моды и одежды
  2. Ритм — (греч. rhythmós, от rhéo — теку) воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов, основной принцип формообразования временных искусств (поэзия, музыка, танец и др.). Большая советская энциклопедия
  3. Ритм — РИТМ — закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Напр. стук маятника или удары пульса ритмичны: в них мы имеем, во-первых, единицы, т. Литературная энциклопедия
  4. ритм — -а, м. Чередование каких-л. элементов (звуковых, двигательных и т. п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой и т. п. Ритм дыхания. Ритм сердца. Малый академический словарь
  5. Ритм — (греч. rytmos, от reo — теку) — воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов. Многообразие проявлений Р. в разл. видах и стилях иск-в (не только временных, но и пространственных), а также за пределами художеств. сферы (Р. Музыкальная энциклопедия
  6. РИТМ — РИТМ – форма организации временных искусств, а шире – восприятия протекающих во времени процессов. Распространяясь на литературу, музыку и пластические искусства, ритм демонстрирует общие закономерности... Новая философская энциклопедия
  7. ритм — Ритм/. Морфемно-орфографический словарь
  8. ритм — орф. ритм, -а Орфографический словарь Лопатина
  9. ритм — Французское – rythme (ритм). Латинское – rhythmus (ритм). Греческое – «ритм». Время появления и начала широкого употребления слова в русском языке точно не установлено. Этимологический словарь Семёнова
  10. ритм — (др.-греч. ρυθμός) 1) В поэзии: упорядоченное чередование звуковых речевых компонентов; 2) в лингвистике текста: упорядоченность звукового, синтаксического и словесного состава речи, обусловленного смыслом. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  11. ритм — РИТМ а, м. rythme m. <�гр. rhythmos размеренность, такт. Слово "ритм" происходит от древнегреческого "рютос" текучий. Журн. для всех 1929 № 12. 1. Равномерное чередование каких-л. элементов (звуковых, двигательных и т. Словарь галлицизмов русского языка
  12. ритм — • бешеный ~ Словарь русской идиоматики
  13. ритм — Дизайн Равномерное повторение частей изображения. Словарь компьютерных терминов
  14. Ритм — РИТМ представляет собою непрерывное возвращение эффектативных феноменов через ощутительно равновеликие промежутки. Очевидно, что для суждения о ритме необходимо подразделить ритмические явления... Словарь литературных терминов
  15. ритм — РИТМ (от греч. rhythmos — такт, ровность в движении; стройность, соразмерность, пропорциональность; образ, вид, фигура) — закономерное чередование соизмеримых элементов, их повторность и мерность. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  16. ритм — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? ритма, чему? ритму, (вижу) что? ритм, чем? ритмом, о чём? о ритме; мн. что? ритмы, (нет) чего? ритмов, чему? ритмам, (вижу) что? ритмы, чем? ритмами, о чём? о ритмах... Толковый словарь Дмитриева
  17. ритм — Заимств. в XIX в. из франц. яз., где rythme < лат. rhythmus, переоформления греч. rhythmos «размеренность, такт». В первой половине XIX в. отмечалась форма рифм. См. рифма. Этимологический словарь Шанского
  18. ритм — Активный, артистический, бешеный, бойкий, буйный, быстрый, важный, веселый, виртуозный, выразительный, вялый, гармонический, гармоничный, грациозный, дружный, единый, живой, завораживающий, задорный, изломанный, импульсивный, капризный, ладный, легкий... Словарь эпитетов русского языка
  19. ритм — РИТМ, а, м. 1. Равномерное чередование какихн. элементов (в звучании, в движении). Музыкальный р. Р. стиха. Р. движений. Чувство ритма. Сердечный р. 2. перен. Налаженный ход чего-н., размеренность в протекании чего-н. Р. работы, производства. Р. жизни. Толковый словарь Ожегова
  20. ритм — РИТМ, ритма, ·муж. (·греч. rhythmos). Равномерное чередование каких-нибудь элементов, моментов (ускорения и замедления, напряжения и ослабления в движении или течении чего-нибудь). Ритм танца. Ритм движений. Толковый словарь Ушакова
  21. ритм — РИТМ -а; м. [греч. rhythmos] 1. Равномерное чередование каких-л. элементов (звуковых, двигательных и т.п.). Ритм дыхания. Ритм сердца. Иметь врождённое чувство ритма. Толковый словарь Кузнецова
  22. ритм — РИТМ м. греч. мера, в музыке или в поэзии; мерное ударенье, протяжка голосом, распев. Также см. рифма Толковый словарь Даля
  23. Ритм — (в поэзии) — см. Стихосложение. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  24. ритм — Ритма, м.[греч. rhythmos]. Равномерное чередование каких-н. элементов, моментов (ускорения и замедления, напряжения и ослабления в движении или течении чего-н.). Ритм танца. Законы ритма. Большой словарь иностранных слов
  25. РИТМ — РИТМ (греч. rhythmos, от rheo — теку) ,1) чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т. п.) — происходящее с определенной последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо. Большой энциклопедический словарь
  26. ритм — ритм м. 1. Равномерное чередование каких-либо элементов (звуковых, двигательных и т.п.), присущее действию, течению, развитию чего-либо. || Размеренный, налаженный каким-либо образом ход, протекание чего-либо. 2. перен. Толковый словарь Ефремовой
  27. ритм — Род. п. -а. Из франц. rythme, м., от лат. rhythmus, греч. ῥυθμός. Этимологический словарь Макса Фасмера