АВТОБИОГРАФИЯ

(греч. autos — сам, bios — жизнь, grpaho — пишу),

форма биографии, где главным героем является автор; обычно пишется от первого лица и охватывает большую (или самую важную) часть его жизни. Автобиографическая установка, если рассматривать ее в исторической перспективе, гораздо более характерна для Нового времени, нежели для эпохи античности. Быть может, истоки самоанализа следует искать даже не в античной литературе, а в ветхозаветных псалмах, книгах пророков и новозаветных посланиях. Но автобиография — это не просто самоанализ, ей требуется определенная повествовательная форма. В развитии автобиографии как таковой четко прослеживаются четыре (не следующие непосредственно друг за другом) периода: они совпадают с эпохами потрясений и переворотов. В подобных обстоятельствах отдельные личности испытывали острую потребность в самовыражении — и создавали выдающиеся произведения, тем самым создавая жанр автобиографии. Один из таких конфликтных периодов пришелся на эпоху крушения античного мира, и первым великим автобиографом был св. Августин. После Августина вплоть до эпохи Возрождения и Реформации не было создано ни одной значительной автобиографии. Жанр автобиографии поднялся на новую ступень главным образом благодаря Бенвенуто Челлини (1500-1571; Жизнь Бенвенуто...), Дж.Кардано (1501-1576; О моей жизни) и М.Монтеню. Если св. Августин описывал главным образом свой внутренний мир, то Челлини сосредоточен на мире внешнем. Кардано и Монтень интересных историй не рассказывают, зато оба — первоклассные мастера психологического автопортрета. Кардано классифицирует все человеческие качества, а потом описывает, как каждое из них преломляется в его собственном характере. Повествование Монтеня лишено системы, но отличается превосходными характеристиками. Из автобиографов этого второго периода следует также упомянуть Эразма Роттердамского, Р.Грина и Дж. Беньяна. Третий период расцвета автобиографического жанра был связан с веком Просвещения. Типичный автор этого периода — Ж.Ж.Руссо. В Исповеди и других автобиографических сочинениях (Прогулки одинокого мечтателя, 1802) он описывает себя без всяких прикрас и пускается в откровения, граничащие с эксгибиционизмом. Создателями наиболее известных автобиографических сочинений этого и следующего веков были Б.Франклин, К.Гольдони, Дж.Казанова, Эд.Гиббон, И.В.Гете, Шатобриан, В.Скотт, Анри Бейль (Стендаль), Ли Хант, Т. Де Куинси, А. Ламартин, Дж. Г. Ньюмен, Г. Берлиоз, Жорж Санд, Дж. С. Милль, Ч. Дарвин, А. Герцен, А. Троллоп, Г. Торо, Д. Рескин, Э.Ренан, Л. Толстой и Ф. Ницше. С началом 20 в. автобиография вступает в четвертый период своего развития. Новые открытия в области психологии заставляли задуматься о сложности человеческой личности, в том числе о бессознательных механизмах психической деятельности. Появились конкурирующие идеологии, и их соперничество выливалось уже не в "войны" идей, но в войны в буквальном смысле этого слова — и в масштабах, превосходивших все прошлые конфликты. Неудивительно, что в 20 в. было написано больше автобиографий, чем за все предыдущие эпохи вместе взятые. Однако было бы затруднительно выделить какую-то одну из них как типичную для своей эпохи. К числу лучших автобиографов 20 в. можно отнести Г.Адамса, Г.К.Честертона, Т.Драйзера, Х.Эллиса, А.Жида, Эд.Госса, М.Горького, Г.Джеймса, Марка Твена, Г. Дж. Уэллса, У. Б. Йитса и Ж. П. Сартра. Если рассматривать автобиографический жанр более с литературной, нежели с исторической точки зрения, в нем можно выделить ряд составляющих. Автобиографии различаются, во-первых, по соотношению физических и "ментальных" событий — по тому, сколько места отводится, с одной стороны, поступкам, наблюдениям и окружению автора, а с другой — его мыслям и переживаниям. Во-вторых, автобиографии различаются по разнообразию и широте затронутых в них проблем, что, в свою очередь, зависит от возможностей и жизненного опыта автора, от характера его интересов и кругозора. В-третьих, имеются еще различия морального свойства, частично обусловленные некоторыми дополнительными факторами: "активностью" и надежностью памяти автобиографа, его честностью и объективностью, откровенностью, с которой он рассказывает о себе или выносит те или иные оценки. Наконец, автобиографии различаются по своим художественным достоинствам — по тому умению, с каким автор отбирает самое важное, организует материал, оценивает взаимосвязи причин и следствий и выявляет единый план за многообразием жизненных явлений. Цель автобиографии — представить жизнь (или какую-то ее часть) как некое целое, когда описываемые события отделены от настоящего неким временным промежутком и автор может отнестись к ним более или менее беспристрастно, а сами события успели приобрести в его глазах большую или меньшую осмысленность. Следовательно, автобиография отличается от дневника, день за днем фиксирующего факты и впечатления. Она отличается также и от воспоминаний (хотя их часто путают), потому что представляет собой личную историю автора, в то время как мемуары — историю событий, в той или иной степени затрагивающих все общество. Хотя жанр автобиографии обычно считают прозаическим, по крайней мере один его прославленный образец, Прелюдия У.Вордсворта, завершенная в 1805, имеет форму поэмы. Вообще автобиографические мотивы (скрыто или явно) встречаются в поэзии не так уж редко: достаточно вспомнить Сатиры и Послания Горация, Новую жизнь Данте, Паломничество Чайльд Гарольда Дж.Байрона, In Memoriam А.Теннисона. Те же мотивы часто присутствуют в эссеистике — у Ч.Лэма, У.Хэзлитта, Р.Л.Стивенсона и других авторов. Более того, даже личное письмо — в сущности, автобиографический "анекдот" и комментарии к нему (правда, столь же фрагментарные, как дневниковая запись). Показательны в этом отношении письма Х.Уолпола и Вирджинии Вулф. Иногда в форму автобиографии облекались вымышленные истории — Робинзон Крузо Д.Дефо, Путешествия Гулливера Дж.Свифта, Похождения Жиля Блаза А.Р.Лесажа, Приключения Родерика Рэндома Т.Смоллетта, Роб Рой В.Скотта, История Генри Эсмонда У.М.Теккерея и многие другие книги. Но столь же часто происходило обратное: романисты заставляли своих героев пройти через испытания, повторявшие их собственный жизненный опыт. Наиболее известные примеры такого рода — Амелия Г.Филдинга, Дэвид Копперфилд Ч.Диккенса, Адольф Б.Констана, Она и он и другие романы Жорж Санд, Джен Эйр Шарлотты Бронте, все романы Л.Толстого, В поисках утраченного времени М.Пруста, Сыновья и любовники Д.Г.Лоренса и Бремя страстей человеческих У.С.Моэма.

ЛИТЕРАТУРА

Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Автобиография — АВТОБИОГРАФИЯ — см. Мемуарные жанры. Литературная энциклопедия
  2. автобиография — -и, ж. Описание своей жизни. Пархоменко стал рассказывать секретарю свою жизнь, и секретарь уговорил его написать автобиографию. Пархоменко написал двадцать пять страниц о том, как он рос, воспитывался, учился и боролся. Вс. Иванов, Пархоменко. Малый академический словарь
  3. АВТОБИОГРАФИЯ — АВТОБИОГРАФИЯ. см. БИОГРАФИЯ. Социологический словарь
  4. Автобиография — (от Авто... и Биография) описание своей жизни; литературный жанр, близкий мемуарам (См. Мемуары), но отличающийся большей сосредоточенностью на личности и внутреннем мире автора. Большая советская энциклопедия
  5. автобиография — Один из видов делового письма. В школьной практике представляет собой письменную работу обучающего или контрольного характера. Этапы подготовки и выполнения работы те же самые, что и в случае с любым сочинением по русскому языку... Словарь лингвистических терминов Жеребило
  6. автобиография — АВТОБИОГРАФИЯ и, ж. autobiographie f. 1852. Лексис. Написанное кем либо самим описание своей жизни. Даль. Описание своей жизни; рассказ о своей жизни. БАС-2. Впервые отмечается в письме А. Тургенева Вяземскому в 1817 г. ЭС. Словарь галлицизмов русского языка
  7. Автобиография — АВТОБИОГРАФИЯ — описание своей личной жизни. Различают А. в собственном смысле, когда автор просто и безыскусственно рисует свой жизненный путь, и А. художественную, где под видом описания жизни какого-нибудь героя выводятся жизнь самого писателя. Словарь литературных терминов
  8. автобиография — см. >> биография Словарь синонимов Абрамова
  9. автобиография — Авто/био/гра́фи/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  10. автобиография — орф. автобиография, -и Орфографический словарь Лопатина
  11. автобиография — АВТОБИОГРАФИЯ -и; ж. Описание своей жизни. Написать, приложить к документам автобиографию. Указать родителей в автобиографии. Толковый словарь Кузнецова
  12. автобиография — См. автограф Толковый словарь Даля
  13. автобиография — биография означает "жизнеописание", авто восходит к греческому autos "сам", таким образом все слово можно было бы перевести как "саможизнеописание", то есть биография, написанная автором. Этимологический словарь Крылова
  14. автобиография — автобиография ж. Последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни. Толковый словарь Ефремовой
  15. автобиография — АВТОБИОГР’АФИЯ, автобиографии, ·жен. (от ·греч. autos — сам и слова биография). Сочинение, в котором автор излагает историю своей собственной жизни. Толковый словарь Ушакова
  16. автобиография — Автобиографии, ж. [от греч. autos – сам и слова биография]. Сочинение, в к-ром автор излагает историю своей собственной жизни. Большой словарь иностранных слов
  17. АВТОБИОГРАФИЯ — АВТОБИОГРАФИЯ (от авто... и биография) — прозаический жанр, описание собственной жизни; близок мемуарам, но более сосредоточен на личности и внутреннем мире автора ("Былое и думы" А. И. Герцена). Большой энциклопедический словарь
  18. автобиография — АВТОБИОГРАФИЯ, и, ж. Описание своей жизни. | прил. автобиографический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  19. Автобиография — (греч.) — собственная биография (см. Биография). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона