Каваллини Пьетро
(Cavallini) Пьетро — итал. художник периода Проторенессанса; род. между 1240 и 1250 в Риме, ум. ок. 1330.
Сведения о его жизни крайне скудны: известно, что он работал гл. обр. в Риме, а в 1308–20 — также в Неаполе, где создал фрески в церкви Санта Мария Донна Реджина (1316–20). К. — первый художник кон. XIII в., опиравшийся в своем творчестве не только на романские и визант., но и на раннехрист. и позднеантичные традиции. Это касается прежде всего объемно-пластической моделировки фигур и построения пространства, а также обращения к технике двухслойной фрески, характерной для раннехрист. росписей. Ранняя работа К. — росписи рим. базилики Св. Павла (Сан Паоло фуори ле Мура, ок. 1279–90) — погибла от пожара в XIX в. Мозаики апсиды храма Санта Мария ин Трастевере (1291), посвященные житию Богородицы, сочетают традиционную визант. иконографию с элементами, характерными для Проторенессанса: фигуры объемны и монументальны, архитектурные декорации, поставленные в необычных ракурсах, создают тонкие пространственные планы. В мозаиках намечен переход от символического обозначения пространства через т.н. золотой фон (прием, характерный для ср.-век. живописи) к трехмерному изображению, дающему ощущение глубины и предвосхищающему поиски мастеров Возрождения. От росписей храма Св. Цецилии (Санта Чечилия ин Трастевере, 1293) сохранились только фрагменты фрески Страшный суд на зап. стене храма с изображением апостолов, восседающих на тронах. В этой композиции также использованы визант. иконогр. традиции. Пластическая мощь изображения побудила Л. Гиберти назвать живопись К. gran relievo («высокий рельеф»): отд. фигуры благодаря их ярко выраженной объемности кажутся почти отделившимися от стены. Образы апостолов исполнены монументальной торжественности и внутр. гармонии. С особенным мастерством написаны их лики: художник накладывает краски тонкими слоями, которые постепенно высветляются и создают мягкую светотень. Вокруг К. в Риме сложилась худож. школа; ее серьезное влияние прослеживается в итал. живописи до сер. XIV в. Вероятно, один из мастеров круга К. был учителем Джотто.
Лит-ра: Смирнова И.А. Искусство Италии конца XIII–XIV вв. М., 1987, с. 27–28; Lavagnino E. Pietro Cavallini. R., 1953; Sindona E. Pietro Cavallini. Mi., 1958; Toesca P. Cavallini. L., 1960; Paeseler W. Cavallini e Giotto: Aspetti cronologici. R., 1971.
Н. Боровская
Значения в других словарях
- Каваллини Пьетро — (Cavallini; собственно деи Черрони, dei Cerroni) (около 1240-1250 — около 1330), итальянский живописец. Представитель искусства Проторенессанса. Опираясь на традиции позднеантичной живописи, Каваллини отошёл от канонов византийского искусства. Художественная энциклопедия
- Каваллини Пьетро — (наст. имя деи Черрони; ок. 1240/50 – ок. 1330) – итал. живописец. Предст. иск-ва Проторенессанса. Автор мозаики в ц. Санта-Мария ин Транстевере (1291, Рим), фрески в ц. Санта-Чечилия ин Трастевере (ок. 1293). Творчество К. оказало большое влияние на итал. художников нач. ХIV в. Энциклопедический словарь псевдонимов
- Каваллини Пьетро — Каваллини (Cavallini) Пьетро (между 1240 и 1250 — около 1330), итальянский живописец. Опираясь на традиции позднеантичного искусства, первым из мастеров Проторенессанса отошёл от канонов так называемой итало-византийской живописи... Большая биографическая энциклопедия
- Каваллини Пьетро — (Pietro Cavallini, ок. 1259—1344) — ученик Джотто, живописец, помогал учителю при украшении мозаикой так назыв. Навичеллы в преддверии церкви св. Петра; ему приписываются и мозаика, и орнамент на гробнице Эдварда Исповедника в Вестминстерском аббатстве. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона