Адам

(древнеевр. Adam, греч. Άδάμ, лат. Adam) — библ. имя первого человека. Вероятно, этимологически имя А. связано с древнеевр. словом ‘adamah — земля. В древнеевр. тексте ВЗ слово ‘adam означает весь человеч. род, человека вообще или персонифицированного первого человека, причем последнее значение — не самое употребительное. Уже описание сотворения человека (Быт 1, 26) допускает как личностную, так и собирательную трактовку этого слова. В качестве прародителя А. упоминается в Быт 4, 1.25; 5, 1–5; 1 Пар 1, 1; Прем 10, 1–2; Тов 8, 6. Грехопадение А. и Евы и их изгнание из рая (Быт 3) отразилось на судьбе всего человечества (первородный грех).

В НЗ А. показан как родоначальник человеч. семьи (1 Тим 2, 13–14); в сопоставлении с Христом как с Новым Адамом — родоначальником тех, кто возрожден через веру в Него (Рим 5, 12–21; 1 Кор 15, 22.45–49), А. выступает как символ грешного, смертного человечества, нуждающегося в благодати и спасении. Перевод н.-з. фрагмента о необходимости облечься в «нового человека» (ср. Кол 3, 9–10) допускает использование в этом случае имени А. Параллель А.-Христос была развита Иринеем Лионским и др. Отцами Церкви. В Зап. Церкви почитание А. не получило распространения; его имя не упоминается ни в Римском мартирологе, ни в литург. книгах. В Русской Правосл. Церкви А. почитается (вместе с др. в.-з. праведниками) в воскресенье перед праздником Рождества.

Иконография. Самые ранние изображения А. и Евы (как правило, иллюстрирующие сюжет первородного греха и его последствий) встречаются в настенной живописи IV в. в рим. катакомбах и на саркофагах. Чаще всего это симметричные композиции, в которых А. и Ева обращены друг к другу и разделены деревом, по которому вьется змей; нередко в руках А. — яблоко, иногда — виноградная гроздь. Другие композиции представляют А. и Еву стоящими перед Христом или работающими в поле. В VI в. появляются изображения ангела, изгоняющего А. и Еву из рая.

В готическом искусстве тема прародителей исчезает, а в эпоху Возрождения вновь возникает, причем в необыкновенно яркой форме (Сотворение Адама кисти Микеланджело в Сикстинской капелле; фреска Изгнание из рая работы Мазаччо в капелле Бранкаччи во Флоренции).

В иконографических сценах Воскресения и, особенно, Сошествия во ад (икона XIV в., ГРМ, С.-Петербург; икона Дионисия с учениками, 1502, там же; миниатюры XV в., Библиотека Палатина, Парма) Христос выводит А. и Еву из преисподней, что служит символом искупления всего человечества и предзнаменованием грядущего воскресения мертвых; в эсхатологической перспективе А. и Ева предстают находящимися возле Христа (Страшный суд, XV в., ГТГ, Москва). В Центр. и Сев. Европе (XV–XVII вв.) тема А. и Евы также вдохновляла многих живописцев (Я. ван Эйк, Л. Кранах Старший, А. Дюрер и др.).

Лит-ра: Childs B.S. Adam // The Interpreter’s Dictionary of the Bible. NY., 1962, vol. 1, p. 42–44; Brandenburger E. Adam und Christus. Neukirchen–Vluyn, 1962; Scroggs R. The Last Adam: A Study in Pauline Anthropology. Ox., 1966; EK 1, 67–70; Bertrand D. La vie grecque d’Adam et йve. P., 1987; Stone M.E. A History of the Literature of Adam and Eve. Atlanta, 1992.

К. Войцель

Источник: Католическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Адам — I Ада́м (др.-евр. — человек) в иудаистской и христианской мифологиях первочеловек и отец рода человеческого. Согласно Ветхому завету (См. Ветхий завет), бог создал... Большая советская энциклопедия
  2. АДАМ — I (еврейск. âdâm, «человек») в библейских сказаниях первый человек. В Библии имеется два основных сказания о сотворении человека богом. Одно сказание, народное, содержит рассказ о создании богом мужчины из праха и дыхания жизни, а жены — из его ребра: «.. Мифологическая энциклопедия
  3. адам — (Евр.) В "Каббале" Адам есть "едино-родный" и означает также "красная земля". (См. "Адам-Адами" в "Тайн. Доктр.", II, с. 567.) Это почти идентично с Athamas или Thomas, и по-гречески переведено как Дидумос, "двойник" — Адам, "первый", в I гл. "Бытия" будучи представлен как "муже-женский". Теософский словарь
  4. Адам — Ад’ам (земля или земной, может быть также красноватый) — а) человек, сотворенный Богом по Своему образу и подобию, праотец всех людей на земле, собирательное имя людей. Господь Иисус Христос называется вторым или последним Адамом; (см. человек) б) (Нав. Библейский словарь Вихлянцева
  5. Адам — АД’АМ (А прописное), Адама, ·муж. В выражениях: от Адама, (начиная) с Адама (·разг.) — от начала мира. «От Адама до наших лет.» Маяковский. (По имени Адама — первого человеке на земле в библейской легенде.) Толковый словарь Ушакова
  6. адам — В костюме адама Словарь синонимов Абрамова
  7. Адам — орф. I Адам, -а (также: ветхий Адам, о человеке) II Адам, муж. имя (Адамович, Адамовна) Орфографический словарь Лопатина
  8. адам — АДАМ, вообще, человек во плоти, грешник; || падкий на соблазн. И ты адам, и я адам; все мы адамы. || Взятый от земли; || праотец. Помер Адам — ни Богу, ни нам, ни душа на небо, ни кости в землю, разбитый горшок. Это при Адаме было, в старину незапамятную. Толковый словарь Даля
  9. Адам — I. ЧЕЛОВЕК; ИМЯ СОБСТВЕННОЕ «Человек», или собират. наименование для обознач. понятия «люди/человечество». Знач. слова связано с евр. существительным см. Адама и глаголом адэм — «быть красным» (см. Едом). В Быт 2-5 и у ап. Павла А. употребляется и в знач. Библейская энциклопедия Брокгауза
  10. Адам — АДАМ — по Библии — первый человек, прародитель человечества. Библейский рассказ о сотворении А. и Евы, грехопадении и изгнании их из рая (кн. Бытия, I-V) породил обширную литературу апокрифического характера. Литературная энциклопедия
  11. Адам — (красная земля) — имя одного лица и название одного города. Быт 2:25 — имя первого человека, родоначальника всего человечества (Деян 17:26). В шестой и последний день творения мира был сотворен человек из персти земной, по образу и подобию Божию. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  12. адам — Адам м. Имя первого человека на Земле, созданного — по библейскому сказанию — Богом. Толковый словарь Ефремовой
  13. Адам — Роберт (1728-1792) Второй из четырех сыновей Уильяма Адама, шотландского архитектора, издавшего альбом "Шотландский Витрувий" (Vitruvius Scoticus). Архитектурный словарь
  14. АДАМ — АДАМ — в Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого, созданный богом. АДАМ (Adam) Роберт (1728-92) — английский архитектор, представитель классицизма. Большой энциклопедический словарь
  15. адам — -а, м. ◊ @ от Адама; с Адама шутл. или ирон. с предыстории чего-л., издалека (начинать сообщение, изложение и т. д.). @ [По библейскому сказанию, Адам — имя первого человека на Земле] Малый академический словарь
  16. адам — АДАМ -а; м. [от др.-евр. adam — человек]. [с прописной буквы] Адам-прародитель (согласно библейскому рассказу: первый человек, сотворённый Богом). * Адам прельщён женою, а жена змеёю (Посл.). ◊ От Адама и Евы; От Адама; С Адама. Толковый словарь Кузнецова
  17. Адам — Адам и Ева. Первые люди на земле, предки всего человечества. Первым Аллах сотворил Адама: «Я установлю на земле наместника». Тогда ангелы, говоря о потомках Адама, спросили у Аллаха: «Разве Ты установишь на ней того... Ислам. Энциклопедический словарь
  18. Адам — А, муж. Отч.: Адамович, Адамовна; разг. Адамыч. Производные: Адамушка; Ада (Адя); Адаша. Происхождение: (Др.-евр. ’adam — человек. В библии — имя первого человека.) Именины: 27 янв. Словарь личных имен
  19. Адам — Взятый из красной глины; первочеловек, праотец Краткий церковнославянский словарь