Адам

(красная земля) — имя одного лица и название одного города. Быт 2:25 — имя первого человека, родоначальника всего человечества (Деян 17:26). В шестой и последний день творения мира был сотворен человек из персти земной, по образу и подобию Божию. Господь Бог вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою. Господь дал ему владычество над рыбами морскими, и над птицами небесными и над зверями, и над всяким животным пресмыкающимся по земле (Быт 1:26, 30; 2:16-20). Для жительства человека Господь Бог насадил рай в Эдеме на востоке, в котором произрастало из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи. Из Эдема выходила река для орошения рая, разделявшаяся в свою очередь на четыре реки. Сад Эдемский был вверен попечению первого человека, чтобы он возделывал и хранил его. Ему было дозволено вкушать плоды от всякого дерева в саду, кроме одного: именно, от дерева познания добра и зла, — под страхом смерти ему было запрещено есть от него. Как скоро первый человек водворился в этом счастливом жилище. Господь привел к нему всех животных полевых и всех птиц небесных, которых Он сотворил, и Адам нарек им имена, выражающие свойства каждого из них; «но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон, и когда он уснул, взял одно из ребер его, и создал из ребра… жену (ишша — мужняя), и привел ее к человеку. Вот это кость от костей моих, и плоть от плоти моей, сказал Адам, — она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего). И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт 2:20-25), и блаженствовали, пребывая в любви и общении с Богом. Неизвестно, сколь долгое время находились они в этом блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились оного. Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женою, которая, прельщенная змеем, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адам также вкусил от оного, и сим грехом они навлекли на себя гнев своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда, и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога, ходящего около вечернего времени в раю. Воззванные Богом они высказали свою боязнь и слагали свою вину: Адам — на жену, а жена — на змея. Страшное наказание постигло всех причастных сему преступному делу, а в лице падших прародителей весь род человеческий. Впрочем, оно было растворено первообетованием (первоевангелием) о Спасителе мира, имеющем родиться от жены: семя жены сотрет главу змея (Быт 3:15), сказал Господь. После того Адам нарек имя своей жене Ева (Евр Heva — жизнь, ибо она стала матерью всех живущих). История Адама и Евы содержится в первых главах кн. Бытия и заканчивается довольно обрывисто. Он жил 930 лет, Адам, говорит апостол, есть образ будущего (имеющего придти, т. е. Господа Иисуса Христа; Рим 5:14). «Первый человек — из земли перстный, второй человек — Господь с неба» (1 Кор 15:47). «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор 15:22 и проч.). В заключение заметим, что история Адама, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов, особенно семитического поколения. Нав 3:16 — Название города близ Цартана в колене Манассиином. Упоминается в означенной цитате по случаю перехода Израильтян через Иордан

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Адам — I Ада́м (др.-евр. — человек) в иудаистской и христианской мифологиях первочеловек и отец рода человеческого. Согласно Ветхому завету (См. Ветхий завет), бог создал... Большая советская энциклопедия
  2. АДАМ — I (еврейск. âdâm, «человек») в библейских сказаниях первый человек. В Библии имеется два основных сказания о сотворении человека богом. Одно сказание, народное, содержит рассказ о создании богом мужчины из праха и дыхания жизни, а жены — из его ребра: «.. Мифологическая энциклопедия
  3. Адам — (древнеевр. Adam, греч. Άδάμ, лат. Adam) — библ. имя первого человека. Вероятно, этимологически имя А. связано с древнеевр. словом ‘adamah — земля. В древнеевр. тексте ВЗ слово ‘adam означает весь человеч. Католическая энциклопедия
  4. адам — (Евр.) В "Каббале" Адам есть "едино-родный" и означает также "красная земля". (См. "Адам-Адами" в "Тайн. Доктр.", II, с. 567.) Это почти идентично с Athamas или Thomas, и по-гречески переведено как Дидумос, "двойник" — Адам, "первый", в I гл. "Бытия" будучи представлен как "муже-женский". Теософский словарь
  5. Адам — Ад’ам (земля или земной, может быть также красноватый) — а) человек, сотворенный Богом по Своему образу и подобию, праотец всех людей на земле, собирательное имя людей. Господь Иисус Христос называется вторым или последним Адамом; (см. человек) б) (Нав. Библейский словарь Вихлянцева
  6. Адам — АД’АМ (А прописное), Адама, ·муж. В выражениях: от Адама, (начиная) с Адама (·разг.) — от начала мира. «От Адама до наших лет.» Маяковский. (По имени Адама — первого человеке на земле в библейской легенде.) Толковый словарь Ушакова
  7. адам — В костюме адама Словарь синонимов Абрамова
  8. Адам — орф. I Адам, -а (также: ветхий Адам, о человеке) II Адам, муж. имя (Адамович, Адамовна) Орфографический словарь Лопатина
  9. адам — АДАМ, вообще, человек во плоти, грешник; || падкий на соблазн. И ты адам, и я адам; все мы адамы. || Взятый от земли; || праотец. Помер Адам — ни Богу, ни нам, ни душа на небо, ни кости в землю, разбитый горшок. Это при Адаме было, в старину незапамятную. Толковый словарь Даля
  10. Адам — I. ЧЕЛОВЕК; ИМЯ СОБСТВЕННОЕ «Человек», или собират. наименование для обознач. понятия «люди/человечество». Знач. слова связано с евр. существительным см. Адама и глаголом адэм — «быть красным» (см. Едом). В Быт 2-5 и у ап. Павла А. употребляется и в знач. Библейская энциклопедия Брокгауза
  11. Адам — АДАМ — по Библии — первый человек, прародитель человечества. Библейский рассказ о сотворении А. и Евы, грехопадении и изгнании их из рая (кн. Бытия, I-V) породил обширную литературу апокрифического характера. Литературная энциклопедия
  12. адам — Адам м. Имя первого человека на Земле, созданного — по библейскому сказанию — Богом. Толковый словарь Ефремовой
  13. Адам — Роберт (1728-1792) Второй из четырех сыновей Уильяма Адама, шотландского архитектора, издавшего альбом "Шотландский Витрувий" (Vitruvius Scoticus). Архитектурный словарь
  14. АДАМ — АДАМ — в Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого, созданный богом. АДАМ (Adam) Роберт (1728-92) — английский архитектор, представитель классицизма. Большой энциклопедический словарь
  15. адам — -а, м. ◊ @ от Адама; с Адама шутл. или ирон. с предыстории чего-л., издалека (начинать сообщение, изложение и т. д.). @ [По библейскому сказанию, Адам — имя первого человека на Земле] Малый академический словарь
  16. адам — АДАМ -а; м. [от др.-евр. adam — человек]. [с прописной буквы] Адам-прародитель (согласно библейскому рассказу: первый человек, сотворённый Богом). * Адам прельщён женою, а жена змеёю (Посл.). ◊ От Адама и Евы; От Адама; С Адама. Толковый словарь Кузнецова
  17. Адам — Адам и Ева. Первые люди на земле, предки всего человечества. Первым Аллах сотворил Адама: «Я установлю на земле наместника». Тогда ангелы, говоря о потомках Адама, спросили у Аллаха: «Разве Ты установишь на ней того... Ислам. Энциклопедический словарь
  18. Адам — А, муж. Отч.: Адамович, Адамовна; разг. Адамыч. Производные: Адамушка; Ада (Адя); Адаша. Происхождение: (Др.-евр. ’adam — человек. В библии — имя первого человека.) Именины: 27 янв. Словарь личных имен
  19. Адам — Взятый из красной глины; первочеловек, праотец Краткий церковнославянский словарь