Агнец

(древнеевр. kebes, греч. άμνός, άρνίον, лат. agnus) — ягненок; в древней Палестине — жертвенное животное (Лев 9, 3; 12, 8; 23, 12; Числ 6, 14; 7, 17); в Библии, литургии и иконографии — символ непорочной жертвы, целомудрия и смирения.

В Библии. Согласно в.-з. традиции, А. приносили в жертву в храме два раза в день (Исх 29, 39; Числ 28, 4). Особенно торжественным было заклание А. в праздник Пасхи (Исх 12, 3–11). Иуд. закон определял А. как жертву, приносимую за грехи. В НЗ образ А. соотносится с Христом. Иоанн Креститель указывал на Иисуса как на пришедшего в мир Мессию и говорил, что Тот есть «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1, 29, ср. Ин 1, 36), имея в виду исполнение в.-з. пророчества (Ис 53, 6–7). Этим обусловлено и дальнейшее использование наименования А. применительно к Христу (в связи с принесением Им Себя в качестве искупительной жертвы) в Откровении Иоанна Богослова (27 раз, начиная с Откр 5, 6). В некоторых случаях Сам Христос называет А. Своих учеников: «Я посылаю вас, как агнцев среди волков» (Лк 10, 3); «Паси агнцев Моих» (Ин 21, 15).

В литургии. Использование образа А. в литургии вытекает из библ. текстов: 1) Искупитель, посланный Богом (Ин 1, 29); 2) Пасхальная жертва, которую ап. Павел назвал «Пасха наша» (1 Кор 5, 7) — Иисус умер в час заклания пасхальных агнцев; 3) победа «Агнца закланного» (Откр 5, 6–12) над грехом и искупление грешников: «ѕ они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр 7, 14). Благодаря частому употреблению этих текстов в литургии утверждался все более многозначный образ А.

Словесная формула, произносимая священником при пресуществлении Св. Даров, и текст из Евангелия от Иоанна: «Вот Агнец Божийѕ», который в литургии лат. обряда священник произносит перед причащением, свидетельствуют об истинном присутствии Христа в Евхаристии и призывают принять причастие как залог вечной жизни, обещанной Христом (Откр 19, 9).

В визант. литургии А. — сердцевина просфоры, предназначенная для преложения в Тело Христово. Вырезание А. из просфоры во время проскомидии символизирует крестную смерть Христа.

В иконографии А. обозначает Христа, верующих или персонажей из ВЗ. Как символ целомудрия, кротости и смирения А. является атрибутом многих святых, в т.ч. и Иоанна Крестителя.

В период правления имп. Константина I изображения Христа в виде А. появились в росписях апсид и на саркофагах. С сер. V в. изображения А. с крестообразным нимбом на фоне звездного неба, а также А. в венце времен года помещали в центре арочных сводов храмов.

В визант. искусстве представления А. немногочисленны, но разнообразны: лежащий на троне А., которому 24 старца приносят в дар свои короны; евхаристический А., окруженный хлебами и виноградом; А., разворачивающий копытцем свиток, и др. В 692 Трулльский собор запретил изображать Христа в виде А. В поздневизант. период появились миниатюры, в которых жертвенного А. заменяли изображения Младенца Иисуса, лежащего на алтаре. В книжной миниатюре образ А. появился в нач. VIII в.: А. в окружении 4 апокалиптических животных; на фоне креста; стоящий на свитке или книге с 7 печатями (Откр 6, 1); возлежащий на Престоле Божием с раной в груди. В эпоху Средневековья на Западе преобладали изображения А. во славе, держащего крест, в окружении 4 крылатых животных; а также пасхального А., стоящего на горе Сион с гордо поднятой головой, окруженной нимбом. В более позднем искусстве изображения А. были введены в такие сцены, как поклонение пастухов, детство Христа, Тайная вечеря и Распятие.

Лит-ра: Jeremias J. Иноeч фпЖ хепЖ — рбЕч хепЖ (Joh 1, 29.36) // Zeitschrift fЯr die neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der Кlteren Kirche 34 (1935), 115–123; Dodd C.H. The Interpretation of the Fourth Gospel. C., 1953; Gryglewicz F. Das Lamm // New Testament Studies 13 (1966–67), 133–146; GarcТa-Moreno A. Jesucristo, cordero de Dios // Mateo-Seco L. (ed.). Cristo, Hijo de Dios y Redentor del Hombre. Pamplona, 1982, p. 269–297; Pinet A. Het Lam Gods. Antwerpen, 1987.

(EK)

Источник: Католическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Агнец — АГНЕЦ — животное (ягненок, козленок), приносившееся в жертву всесожжения (Быт., 22, 7, Ис., 43, 23). В Библии А. — поэтический образ, символ терпеливого, кроткого человека. Литературная энциклопедия
  2. агнец — -нца, м. книжн. устар. Ягненок. || О кротком, послушном человеке. Прикинуться агнцем. Малый академический словарь
  3. агнец — Ягненок. Агнец Божий — так назван Иисус Христос, принесший Себя в жертву за грехи мира. Краткий церковнославянский словарь
  4. агнец — (иноск. иронич.) — о человеке с виду кротком (намек на агнца беспорочного) Ср. С виду я как будто и агнец, и отличный подчиненный нашего ректора. Да у меня, скажу вам, своя задача есть... Данилевский. Воля. 1, 5. Фразеологический словарь Михельсона
  5. Агнец — (Исх 12:3; козленок, ягненок) — слово употребляемое одинаково о молодых овцах и козлах (Исх 12:5). еврейским законом точно предписано, чтобы пасхальною жертвою непременно был агнец от овец или коз. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  6. агнец — ’агнец — ягненок, основное жертвенное животное у евреев (1Цар.7:9). Мог быть от овец или коз и должен был быть без порока, мужского пола, однолетним (Исх.12:5). Агнцы употреблялись для жертвы еще и до Моисеева закона (Быт.22:7). Библейский словарь Вихлянцева
  7. агнец — А́гнец/. Морфемно-орфографический словарь
  8. агнец — Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является суф. производным от той же основы (агн-), что и агноносьна (рус. суягная), лат. agnus «ягненок», «барашек». См. ягненок. Этимологический словарь Шанского
  9. агнец — орф. агнец, агнца, тв. агнцем, р. мн. агнцев Орфографический словарь Лопатина
  10. агнец — АГНЕЦ -нца; м. Книжн. 1. Ягнёнок // О кротком, послушном человеке. Прикинуться агнцем. 2. [с прописной буквы] Одно из наименований Иисуса Христа. А. Божий Толковый словарь Кузнецова
  11. агнец — АГНЕЦ м. агница ж. агня ср. ягня, ягненок, ярка, барашек; || иносказание непорочности во плоти; || церк. представитель Спасителя; || вынутая на проскомидии часть просфоры; агнечная просфора, из которой часть эта вынута. Толковый словарь Даля
  12. агнец — Это слово, от которого так и веет Библией (оно знакомо вам по выражению "агнец Божий"), родственно совсем обыкновенному и привычному слову "ягненок", а восходят оба слова к одному латинскому – agnus, означающему "барашек", "ягненок". Этимологический словарь Крылова
  13. агнец — агнец м. устар. 1. Ягненок, барашек. 2. Ягненок как одно из древнейших жертвенных культовых животных. 3. перен. Кроткий, послушный юноша, мужчина. Толковый словарь Ефремовой
  14. Агнец — (слав. ягненок) — литургический хлеб, употребляемый в православной церкви для совершения таинства евхаристии. Согласно учению церкви, литургические хлеб и вино преосуществляются в тело и кровь Христа. Краткий религиозный словарь
  15. агнец — а́гнец "ягненок", церк., а также ст.-слав., русск.-цслав. агньць – то же и часть просфоры – символ жертвенного агнца в христианской литургии. Заимств. из цслав. Ср. нар. ягненок. Этимологический словарь Макса Фасмера
  16. агнец — ’АГНЕЦ, агнца, ·муж. (·книж. ). Ягненок, жертвенное животное (церк.). | перен. Кроткий, невинный человек. «Агнец мой послушный.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова
  17. агнец — АГНЕЦ, нца, м. (стар.). Ягнёнок (обычно как жертвенное животное). Принести агнца на заклание. Кроток как а. (ирон.). Прикинуться агнцем (очень кротким; ирон.). Толковый словарь Ожегова