Эстрада

Эстра́да

Вид сценического искусства. Соединяет в представлении (концерте) разнообразные жанры в номерах, являющихся отдельными законченными выступлениями одного или нескольких артистов. Для Э. характерно прямое обращение артистов к зрительному залу, часто от собственного лица. В тех случаях, когда артист трансформируется, он делает это главным образом тут же на эстраде, в некоторых случаях используя парики, детали костюма и др. Эстрадному исполнителю присущи обнажённость чувств, открытость мастерства. Учитывая краткость выступления, артисты Э. широко применяют средства молниеносного воздействия на зал, приёмы гротеска, буффонады. Они, как правило, отказываются от глубокой психологической разработки образа, стремятся создать определённую маску. В искусстве Э. преобладают элементы юмора, сатиры и публицистики. Оно преимущественно строится на современном, более того, злободневном материале, использует свои специфические жанры: куплет, романс, монолог, мини-пьесу, акробатический танец, манипуляцию и др.

Истоки Э. — в выступлениях бродячих артистов (скоморохов (См. Скоморохи), Жонглёров, Шпильманов и др.) главным образом на народных гуляньях, а с середины 18 в. и в балаганах. Среди них выделялись деды-раёшники, зазывавшие публику с балкона, выстроенного над входом в балаган. Ярмарочные зазывалы для привлечения посетителей исполняли сатирические монологи и шутки, акробатические трюки. В балаганах выступали звукоподражатели, акробаты, фокусники, трансформаторы, а со 2-й половины 19 в. также рассказчики, куплетисты, исполнители фарсовых сценок.

Другим источником Э. стали Дивертисменты концерты после основного оперно-балетного или драматического спектакля, в которых исполнялись арии из опер, отрывки из балетов, народные песни и танцы. С середины 19 в. в дивертисментах участвовали музыканты-солисты, рассказчики, исполнители куплетов, позже арий и дуэтов из оперетт.

Искусство Э. развивалось и в Мюзик-холлах, которые выросли из народных таверн (особенно распространённых в Англии). Для привлечения посетителей туда приглашались оркестры, хоры, артисты. Исполнялись злободневные куплеты, бытовые танцы, песни улицы. Первые мюзик-холлы были созданы в Лондоне в середине 19 в. В Кабаре-кафе, где собирались артисты, художники и др., на импровизированной эстраде выступали поэты, актёры. Здесь впервые появился Конферансье. Из кабаре, организованного артистами МХТ, вырос, например, один из первых в России театров миниатюр — «Летучая мышь» (1908). В начале 20 в. искусство Э. обогатилось за счёт джазовой музыки (см. Джаз). Выдвинулся ряд музыкальных коллективов: джаз-оркестры под руководством Б. Гудмена, Л. Армстронга, Дюка Эллингтона (США). Позже распространились вокально-инструментальные ансамбли, соединяющие народные песни с современными ритмами. Популярность завоевала публицистическая, антибуржуазная, прежде всего антимилитаристская, песня: Э. Буш (Германия, позже ГДР), П. Робсон, Д. Рид (США) и др. Получили известность эстрадные певцы: Ж. Беккер, Э. Пиаф, М. Шевалье, Ж. Брель (Франция), X. Белафонте, Э. Фицджералд и др. (США), П. Сигеру, Р. Лоретти (Италия); эксцентрики Грок, Димитрий (Швейцария); пантомимист М. Марсо (Франция).

В эстрадном танце стали использоваться современные ритмы, акробатические трюки, достижения бытового танца. Утвердились новые формы эстрадной хореографии: степ, салонно-бытовой и акробатический групповой ритмический танец «гёрлс». Особое место заняли представления «Балета на льду». В рабочих и студенческих эстрадных театрах и коллективах, руководимых прогрессивными организациями, получили распространение сатирические произведения различных жанров, направленные против буржуазного образа жизни. С первых дней Советской власти в России передовые артисты отдавали своё искусство победившему народу, они выступали на фронтах Гражданской войны 1918—20, в рабочих клубах, в деревнях. На эстрадных подмостках звучали публицистические злободневные монологи, куплеты, сатирические сцены, выдающиеся произведения классики и советских писателей.

В 1919 был создан Театр революционной сатиры (Теревсат) в Витебске, в 1920 — в Москве, Петрограде, Томске, Баку, Киеве и других городах. Теревсаты, объединившие артистов разных жанров, ставили современные революционные произведения. Эта традиция была продолжена «Синей блузой» (См. Синяя блуза).

Открытые в различные годы театры миниатюр (Ленинградский под руководством А. И. Райкина, Московский, Саратовский «Микро» и др.) постоянно обращались и обращаются к современным произведениям. Идейность, политическая устремлённость утверждались в борьбе с буржуазной идеологией, пошлостью, низкопробным искусством — наследием дореволюционного прошлого. Свой путь советская Э. нашла в сближении с революционной действительностью, в овладении коммунистической партийностью. Ныне Э. в СССР стала одним из самых массовых искусств.

Большое распространение на Э. получила песня — русских и других народов СССР, бытовая, публицистическая и лирическая, исполняемая ансамблями и отдельными певцами. Не менее популярны танцы — народные, бытовые, акробатические, эксцентрические и др. Широко представлены эстрадные оркестры, вокально-инструментальные ансамбли, музыканты-солисты. Ведущее место занимают артисты, обращающиеся к злободневному публицистическому и сатирическому репертуару,— конферансье, исполнители куплетов, фельетонов, юмористических рассказов, кукольных представлений. Всенародное признание получили: певцы — Л. А. Русланова, К. И. Шульженко, Л. Г. Зыкина, М. И. Бернес, М. М. Магомаев; артисты сатирических жанров — В. Я. Хенкин, Н. П. Смирнов-Сокольский, А. И. Райкин, Л. Б. Миров и М. В. Новицкий, М. В. Миронова и А. С. Менакер, Ю. Т. Тимошенко и Е. И. Березин, Государственный эстрадный оркестр под руководством Л. О. Утесова и многие др. В Москве и Ленинграде имеются стационарные эстрадные театры. Мюзик-холлы работают в Москве, Ленинграде, Киеве, Ташкенте. Имеются Московский, Ленинградский и Украинский балеты на льду (см. раздел Эстрада в ст. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика и «СССР»).

Значительное развитие получила Э. и в других социалистических странах. В столице ГДР Берлине работают самый большой в Европе эстрадный театр «Фридрихштадт-паласт», театр сатирических миниатюр «Дистль»; в Чехословакии — театр «Пантомима на Забрадли» во главе с Л. Фиалкой, театр-аттракцион «Латерна магика»; несколько театров миниатюр имеется в Польше. Много талантливых эстрадных артистов различных жанров работают в Венгрии, Болгарии, Румынии, Монголии, Югославии.

Ю. А. Дмитриев.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. эстрада — -ы, ж. 1. Возвышение, помост, площадка для выступления перед публикой артистов (музыкантов, чтецов и т. п.). Тихон Павлович увидел эстраду, на ней играл военный оркестр, перед эстрадой — лавочки, на них какие-то темные фигуры. М. Горький, Тоска. Малый академический словарь
  2. эстрада — орф. эстрада, -ы Орфографический словарь Лопатина
  3. эстрада — Эстра́д/а. Морфемно-орфографический словарь
  4. эстрада — ЭСТРАДА ы, ж. estrade f. 1. Возвышение, помост для артистов, чтецов и т. п., выступающих перед публикой. БАС-1. Театральный зал Большого театра .. важный недостаток: отсутствие резонанса, в ложах расположенных напротив эстрады, голоса актеров едва слышны. Словарь галлицизмов русского языка
  5. эстрада — Унитаз Словарь воровского жаргона
  6. эстрада — см. >> театр Словарь синонимов Абрамова
  7. эстрада — Подмостки Ср. Его безжалостно освистали, так что он тут же, публично, не сойдя с эстрады, расплакался. Достоевский. 1, 1, 6. Ср. Strasse (нем.), street (англ.) — улица. Estrade (фр.) — дорога, strato (ит.). Ср. Strata (лат.) — улица (stratum, мостовая, постель). Ср. Sterno (στρώνυμι) — расстилать. Фразеологический словарь Михельсона
  8. эстрада — ЭСТРАДА -ы; ж. [франц. estrade] 1. Возвышение, площадка для выступления перед публикой артистов (музыкантов, чтецов и т.п.). Выйти на эстраду. Открытая, закрытая э. Бросить на эстраду цветы. Э. с микрофоном. Выступать на эстраде. Толковый словарь Кузнецова
  9. ЭСТРАДА — ЭСТРАДА (франц. estrade) — .. 1) вид искусства. Включает т. н. малые формы драматургии, драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка и др. Большой энциклопедический словарь
  10. эстрада — Эстрады, ж. [фр. estrade с исп.]. 1. Помост, подмостки, площадка, возвышающаяся над уровнем земли или поля, для выступающих перед публикой исполнителей чего-н. (оркестра, хора, музыканта, чтеца и т. п.). 2. только ед. Искусство малых форм (см. Большой словарь иностранных слов
  11. эстрада — эстра́да Через нем. Estrade – то же или прямо из франц. estrade "возвышение" от прованс. estrada "дорога", лат. strātа (см. Гамильшег, ЕW 387; Шульц I, 180). Этимологический словарь Макса Фасмера
  12. эстрада — эстрада I ж. Помост, сценическая площадка, возвышающаяся над полом и предназначенная для выступления перед публикой оркестра, артистов, чтецов и т.п. II... Толковый словарь Ефремовой
  13. эстрада — ЭСТР’АДА, эстрады, ·жен. (·франц. estrade с исп.). 1. Помост, подмостки, площадка, возвышающаяся над уровнем земли или поля, для выступающих перед публикой исполнителей чего-нибудь (оркестра, хора, музыканта, чтеца и т.п.). Выйти на эстраду. Толковый словарь Ушакова
  14. эстрада — ЭСТРАДА ж. итал. помост, возвышенье, и пр. для музыки. Толковый словарь Даля
  15. эстрада — ЭСТРАДА, ы, ж. 1. Возвышение для исполнителей (оркестра, чтеца), выступающих перед публикой. Выйти на эстраду. 2. Вид исполнительского искусства представление на сцене небольших драматических, музыкальных, хореографических, цирковых номеров... Толковый словарь Ожегова
  16. Эстрада — Возвышение над полом в каком-либо внутреннем помещении, устраиваемое, например, в тронных залах дворцов для царского кресла, в концертных залах — для оркестра и певцов, в залах заседаний суда — для его членов и т. п. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона