Джаз

(англ. jazz)

род профессионального музыкального искусства. Сложился на рубеже 19 и 20 вв. в результате синтеза элементов двух музыкальных культур — европейской и африканской, осуществлённого неграми США. Африканские элементы — полиритмичность, многократная повторяемость основного мотива, исполнение по схеме «зов и ответ», вокальная экспрессивность, импровизационность — вошли в джаз вместе с распространёнными формами негритянского музыкального фольклора — обрядовыми плясками, рабочими песнями, спиричуэлс и блюзами. Слово «Д.» первоначально в сочетании «джаз-банд» стало применяться в середине 1-го десятилетия 20 в. в Южных штатах для обозначения музыки, создаваемой небольшими нью-орлеанскими ансамблями (в составе трубы, кларнета, тромбона, банджо, тубы или контрабаса, ударных и фортепиано) в процессе коллективной импровизации на темы блюзов, рэгтаймов и популярных европейских песен и танцев. Среди основателей Д., принадлежащих к нью-орлеанскому стилю: трубач и певец Л. Армстронг, трубач Кинг Оливер, кларнетист Дж. Додс, тромбонист К. Ори, пианист Джелли Ролл Мортон и др. Вслед за этим стали возникать ансамбли белых музыкантов, так называемые диксиленды, перенимавшие манеру исполнения негритянского Д. Развитие диксиленд-ансамблей во многом способствовало распространению Д. за пределы Южных штатов. В 20-е гг. Д. получает широкую популярность в США, проникает в Европу. Центр развития Д. перемещается в Чикаго, возникает так называемый чикагский стиль, отличающийся более строгой композиционной организацией и усилением роли солирующих голосов. Превращение Д. в объект коммерческой эксплуатации снижало его художественную ценность. Пытаясь преодолеть сложившиеся эстрадные штампы, негритянские исполнители ищут новые пути развития Д. В 30-е гг. возникает стиль свинг (перекличка 3 групп духовых инструментов — саксофонов, труб и тромбонов, создающая эффект ритмической раскачки, английское swing) с типичными для него большим составом оркестра (15—17 исполнителей), полным отказом от коллективной импровизации в пользу сольной, значительным усилением роли композитора-аранжировщика.

Среди крупнейших представителей свинга — оркестры Дюка Эллингтона, Ф. Хендерсона, У. Бейзи, У. Уэбба, Дж. Лансфорда. Достижения негритянских музыкантов заимствовали Б. Гудмен, Т. Дорси, Г. Миллер и др. В тот же период пианист Т. Уилсон, вибрафонист Л. Хэмптон, тенор-саксофонисты К. Хокинс и Л. Янг, выступая с малыми ансамблями, развивают жанр камерного джаза. В начале 40-х гг. альт-саксофонист Ч. Паркер, трубач Дж. Гиллеспи, пианист Т. Монк, ударники К. Кларк и М. Роуч радикально изменили саму концепцию Д., отказавшись от танцевальности, мелодической симметрии, живописных эффектов свинга. Новый стиль, названный звукоподражательным словом «би-боп», принёс угловатые, насыщенные диссонансами темы, аскетически сухое звучание, свободную, не связанную с исходной мелодией импровизацию, опирающуюся на сложную последовательность аккордов. Развитие современного Д. происходит в борьбе разных течений — так называемого коммерческого, составляющего часть буржуазной развлекательной индустрии, и творческого, направленного на поиск новых художественных средств. Прогрессивные музыканты стремятся сохранить связь Д. с народными истоками и традициями, одновременно используя различные элементы классической и современной музыки. К крупным мастерам современного Д. принадлежат Дюк Эллингтон, Г. Шуллер, Дж. Льюис, Г. Эванс, М. Дейвис, С. Роллинз, Дж. Колтрейн, О. Колмен, Ч. Ллойд, А. Шепп, А. Айлер, С. Тейлор и др. В середине 50-х гг. сплав отдельных элементов джаза, блюза и сельского фольклора белых американцев, получивший название «рок-н-ролл» (англ. rock'n' roll — качайся и катись), затем «биг-бит» (англ. big beat — большой удар), породил течение так называемой поп-музыки (сокращённое от популярная). Несмотря на усиленную эксплуатацию поп-музыки дельцами буржуазной эстрады, отдельным ансамблям («Битлз», «Чикаго» и др.) удалось создать в этом жанре ряд подлинно художественных произведений.

Распространение Д. за пределами США началось с 20-х гг. 20 в., но по-настоящему самобытные коллективы, развивающие Д. на основе национальных традиций, сложились лишь в 40—50-х гг. Таковы оркестры под руководством Дж. Данкворта (Англия), М. Леграна (Франция), К. Влаха и Г. Брома (Чехословакия), К. Эдельхагена (ФРГ), К. Комеды (Польша) и др.

Становление Д. в СССР относится к середине 20-х гг. и связано с коллективами под руководством В. Я. Парнаха, А. Н. Цфасмана, Г. В. Лансберга, Л. Я. Теплицкого. В 1929 был организован Государственный эстрадный оркестр под управлением Л. О. Утёсова, сыгравший важную роль в формировании советского стиля Д., связанного с массовой и эстрадной песнями. В 30—40-е гг. известность завоевали оркестры А. В. Варламова, Я. Б. Скоморовского, Э. И. Рознера, О. Н. Лундстрема. Другое направление советского Д. развивают малые импровизационные ансамбли, практика которых начинает складываться с конца 50-х гг. Они стремятся создавать произведения на материале песенно-танцевального фольклора народов СССР. Наибольший вклад в это направление внесли ансамбли под руководством А. Е. Товмасяна, Н. Н. Громина, А. Н. Зубова, Г. А. Гараняна, Г. К. Лукьянова, Е. Д. Геворгяна, А. Н. Козлова и др. Широкую известность приобрели оркестры, организованные в республиках Советского Союза.

Музыка Д. оказала заметное влияние на развитие музыкального искусства 20 в. Элементы Д. используются в сочинениях многих крупных композиторов — К. Дебюсси, М. Равеля, Дж. Гершвина, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского, Д. Мийо, А. Копленда, М. Блицстайна, Л. Бернстайна и др., а в советской музыке — И. О. Дунаевского, А. Я. Эшпая, К. Караева, Р. К. Щедрина, М. М. Кажлаева, А. П. Петрова и др.

Лит.: Джаз-банд и современная музыка. Сб. статей под ред. С. Гинзбурга, Л., 1926; Мысовский В., Фейертаг В., Джаз, Л., 1960; Утесов Л., С песней по жизни, М., 1961; Конен В., Пути развития американской музыки, 2 изд., М., 1965; Чернов А., Вялик М., О легкой музыке. О джазе. О хорошем вкусе, М. — Л., 1965; Армстронг Л., Моя жизнь в музыке, «Театр», 1965, № 10, 12; 1966, № 2, 3; Переверзев Л., Из истории джаза, «Музыкальная жизнь», 1966, № 3, 5, 9, 12; Feather L., The encyclopedia of jazz in the sixties, N. Y., [1966]; Ojakäär V., Dzäss-musika, Tallinn, 1966.

Л. Б. Переверзев.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Джаз — Термин, относящийся к области джаза Словарь аббревиатур
  2. джаз — -а, м. 1. Род увеселительной, преимущественно танцевальной, музыки. 2. Оркестр или ансамбль, в состав которого входят преимущественно духовые и ударные инструменты и певцы-солисты. Малый академический словарь
  3. Джаз — (англ. jazz) — род профессионального муз. иск-ва. Сложился в юж. штатах США на рубеже 19- 20 вв. в результате синтеза элементов двух муз. культур — европейской и африканской. Музыкальная энциклопедия
  4. джаз — Джаз/. Морфемно-орфографический словарь
  5. джаз — орф. джаз, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. джаз — Впервые джаз прозвучал в Москве 1 октября 1922 в зале только что открытого Государственного института театральных искусств (ГИТИС); играл «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр — джаз-банд», собранный поэтом и танцовщиком В.Я. Москва. Энциклопедический справочник
  7. джаз — Заимств. в 20-е годы XX в. из англ. яз. США, где jazz восходит к уменьшит.-ласкат. форме Chas (произносится — Jazz) — имени знаменитого негритянского музыканта и певца Шарля Александера. Этимологический словарь Шанского
  8. джаз — ДЖАЗ -а; м. [англ. jazz] 1. Вид музыкального искусства, возникший в конце 19 — начале 20 века на основе сочетания черт европейской и африканской культур (полиритмия, тембровое своеобразие, коллективная импровизация и т.п.). Лучшие представители джаза. Толковый словарь Кузнецова
  9. джаз — ДЖАЗ, а, м. 1. Оригинальная импровизационная музыка с неровным ритмом и темпом, сочетающая в себе черты европейской и африканской традиций. Классический д. 2. Оркестр, играющий такую музыку. Играть в джазе, джаз. | прил. джазовый, ая, ое. Джазовая певица. Толковый словарь Ожегова
  10. джаз — Джаза, м. [англ. jazz]. 1. Вид музыкального искусства на основе сочетания черт европейской и африканской культур. 2. Музыкальные произведения, относящиеся к этому виду искусства. 3. Оркестр или ансамбль, исполняющий такие произведения (см. также джаз-банд). Большой словарь иностранных слов
  11. джаз — ДЖАЗ, джаза, и ДЖАЗ-БАНД, джаз-банда, ·муж. (·англ. jazz-band) (неол.). Оркестр, составленный из особого подбора инструментов, преим. ударных и шумовых (первоначально негритянского происхождения). Толковый словарь Ушакова
  12. джаз — Этот вид музыки возник в начале XX в. на юге США. Джаз был музыкой чернокожих, и название свое получил по имени чернокожего музыканта Чарльза. В произношении американских негров это имя преобразовалось в jazz и в таком виде было заимствовано другими языками. Этимологический словарь Крылова
  13. джаз — джаз м. 1. Вид профессионального музыкального искусства, сложившегося в конце XIX — начале XX в. на основе сочетания черт европейской и африканской культуры (ритм, мелодические акценты, импровизация и т.п.). Толковый словарь Ефремовой
  14. ДЖАЗ — ДЖАЗ (англ. jazz) — вид музыки, возникший на рубеже 19 и 20 вв. в среде негритянского населения юга США в результате взаимодействия западно-африканской и европейской музыкальных культур. Большой энциклопедический словарь
  15. джаз — Также джазба́нд, позднее заимствование из англ. jazz, jazzband (впервые с 1912 г.). От имени негра-музыканта Jaz=Charles; см. Клюге-Гётце 267; Ушаков I, 703. Этимологический словарь Макса Фасмера