Субстанция

Субста́нция

(лат. substantia — сущность, нечто лежащее в основе)

объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства; Материя в аспекте единства всех форм её движения; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. В соответствии с общей направленностью определённой философской концепции вычленяются одна С. (Монизм), две С. (Дуализм) или множество С. (Плюрализм). В истории философии С. интерпретировалась по-разному: как субстрат, как конкретная индивидуальность, как сущностное свойство, как то, что способно к самостоятельному существованию, как основание и центр изменений предмета, как логический субъект. Уже в античной философии вычленялись различные С., которые трактовались как материальный субстрат и первооснова изменений вещей (например, атомы Демокрита, четыре стихии Эмпедокла). Аристотель отождествлял С. с первой сущностью, характеризуя её как основу, неотделимую от вещи, её индивидуальности. Наряду с онтологическими особенностями субстанции Аристотель выявляет и её логические характеристики: С. как субъект, а не как предикат суждения, выразимость С. в виде и роде предмета и др. Трактовка Аристотелем формы как первопричины, обусловливающей определённость предмета, послужила истоком не только различения духовной и телесной С., но и спора о так называемых субстанциальных формах, пронизывающего всю средневековую философию (см. Номинализм, Реализм). В философии нового времени выделяются две линии анализа С. Первая из них, связанная с онтологическим пониманием С. как предельного основания бытия, была начата в эмпиризме Ф. Бэкона на пути качественного описания субстанциальных форм и отождествления С. с формой конкретных вещей. Этой качественной трактовке субстанции Р. Декарт противопоставлял учение о двух С.: материальной (для которой характерны протяжённость и количеств. измеримость) и духовной (мыслительной). Трудности дуализма в объяснении взаимоотношения С. были преодолены Б. Спинозой на основе пантеистического. монизма: для него мышление и протяжённость — не две С., а два атрибута единой субстанции. Г. Лейбниц в своей монадологии вычленял множество простых и неделимых С., обладающих самостоятельностью, активностью и изменчивостью. Вторая линия анализа С. — гносеологическое осмысление понятия С., его возможности и необходимости для научного знания. Она была начата Дж. Локком в его анализе С. как одной из сложных идей и критике эмпирически-индуктивного обоснования идеи субстанции. Дж. Беркли вообще отрицал понятие материальной С., хотя и допускал существование духовной субстанции. Д. Юм, отвергая существование как материальной, так и духовной С., видел в идее С. лишь гипотетическую ассоциацию восприятий в некоторую целостность, присущую обыденному, а не научному знанию. И. Кант, развивая гносеологический анализ понятия С., указывал на необходимость этого понятия для научно-теоретического объяснения явлений. Категория С., по Канту, — «... условие возможности всякого синтетического единства восприятий, то есть опыта...» (Соч., т. 3, М., 1964, с. 254). В отличие от недиалектического понимания С. как неизменного, вещественного субстрата, Кант рассматривал С. как нечто, внутренне изменчивое (см. там же, с. 257). Этот подход был развит Г. Гегелем (См. Гегель), который выделял внутреннюю противоречивость С., её саморазвитие. Однако диалектическая трактовка С. как субъекта, развёртывающего своё содержание, не была последовательно осуществлена Гегелем, ибо для него С. — ступень развития «идеи», а не бытия. Для современной буржуазной философии характерно негативное отношение к категории С. и её роли в познании, что в известной мере связано с усилением в науке внимания к изучению систем, связей и отношений. Вместе с тем в современном естествознании сохраняется тенденция поиска единой С. («первоматерии»). В различных течениях Неопозитивизма понятие С. рассматривается как рудимент обыденного сознания, проникшего в науку, как неоправданный способ удвоения мира и натурализации восприятий. С одной стороны, критика понятия С. смыкается с критикой материализма, а с другой — с отрицанием понятия причинности и причинного объяснения, с попытками заменить их описанием (П. Дюгем) или «функциональным отношением» (Э. Кассирер). В ряде направлений современной буржуазной философии (Экзистенциализме, философии обыденного языка) понятие С. рассматривается как исходный принцип натуралистической метафизики, а его возникновение объясняется специфической структурой европейских языков, для которых характерно противопоставление субъекта и предиката суждения. Наряду с этой линией истолкования понятия С. существует ряд направлений, которые сохраняют традиционную трактовку С. (Неотомизм, неореализм). Некоторые идеалистические течения буржуазной философии 20 в. стремятся выявить С. культуры и человеческого существования — ценности в неокантианстве (См. Неокантианство), жизнедеятельность в философии жизни (См. Философия жизни) и др. Диалектико-материалистическое учение о С. было развито К. Марксом в его анализе капиталистического производства и форм стоимости (в «Капитале» абстрактный труд рассматривается как С. меновой и др. форм стоимости). С точки зрения диалектического материализма, категория С. — одна из универсально-логических характеристик материи как активной причины своих собственных изменений, форма причинного объяснения объективного мира. В противоположность феноменалистскому (см. Феноменализм) отрицанию категории С. марксизм подчёркивает её необходимость для научно-теоретического анализа действительности. Именно это требование выдвигал В. И. Ленин: «С одной стороны, надо углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти причины явлений. С другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 142—43).

Лит.: История марксистской диалектики, М., 1971, гл. 10; Ильенков Э. В., Диалектическая логика, М., 1974; Орынбеков М. С., Проблема субстанции в философии и науке, А.-А., 1975; Heidmann К.., Der Substanzbegriff von Abalard bis Spinoza, B., 1890; Hessen J., Das Substanzproblem in der Philosophie der Neuzeit, B.— Bonn, 1932.

А. П. Огурцов.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. субстанция — -и, ж. 1. филос. Объективная реальность, материя как первооснова, сущность всех вещей и явлений. Материальная субстанция. Духовная субстанция. Познаваемость субстанции вещей. Малый академический словарь
  2. СУБСТАНЦИЯ — СУБСТАНЦИЯ (substantia – под-лежащее, лежащее в основе – латинский перевод греческого ὑπόστασις) – то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций [АКЦИДЕНЦИЯ], или свойств... Новая философская энциклопедия
  3. СУБСТАНЦИЯ — СУБСТАНЦИЯ (от лат. substantia — сущность, лежащее в основе) — англ. substance; нем. Substanz. 1. Первооснова, сущность всех вещей и явлений. Социологический словарь
  4. субстанция — орф. субстанция, -и Орфографический словарь Лопатина
  5. субстанция — Субста́нци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  6. субстанция — Первооснова, сущность всех вещей, явлений. Толковый переводоведческий словарь / Л.Л. Нелюбин. — 3-е изд., перераб. — М.: Флинта: Наука, 2003 Толковый переводоведческий словарь
  7. субстанция — СУБСТАНЦИЯ -и; ж. [лат. substantia — сущность] 1. Филос. Объективная реальность, материя как первооснова, сущность всех вещей и явлений. Материальная с. Духовная с. Абсолютная, всеобщая с. Познаваемость субстанции вещей. 2. Книжн. Основа, сущность чего-л. Толковый словарь Кузнецова
  8. субстанция — СУБСТАНЦИЯ, и, ж. В философии: первооснова, сущность всех вещей и явлений. | прил. субстанциональный, ая, ое и субстанциальный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  9. СУБСТАНЦИЯ — СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — философское понятие для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. Новейший философский словарь
  10. субстанция — СУБСТ’АНЦИЯ, субстанции, ·жен. (·лат. substantia-сущность). 1. Вечно движущаяся и изменяющаяся материя как основа всех явлений (см. материя в 1 ·знач.; филос.). 2. Основа, основное начало явления, суть чего-нибудь (научн.). Толковый словарь Ушакова
  11. субстанция — СУБСТАНЦИЯ лат. тело, материя, вещество. Толковый словарь Даля
  12. субстанция — Субстанции, ж. [латин. substantia – сущность]. 1. Вечно движущаяся и изменяющаяся материя как основа всех явлений (филос.). 2. Основа, основное начало явления, суть чего-н. (науч.). Большой словарь иностранных слов
  13. СУБСТАНЦИЯ — СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого. Большой энциклопедический словарь
  14. субстанция — субстанция I ж. Объективная реальность, материя как первооснова, сущность всех вещей и явлений (в философии). II ж. То, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого. Толковый словарь Ефремовой
  15. Субстанция — Понятие субстанции представляет собою одно из производных понятия бытия, выясняющееся в своем содержании через размышление над этим последним понятием. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона