Материя

Мате́рия

(лат. materia — вещество)

«...философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 131). М. — это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. М. включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся М. в её бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми её свойствами, связями и отношениями. Марксистско-ленинское понимание М. органически связано с диалектико-материалистическим решением основного вопроса философии (См. Основной вопрос философии); оно исходит из принципа материального единства мира, первичности М. по отношению к человеческому сознанию и принципа познаваемости мира на основе последовательного изучения конкретных свойств, связей и форм движения М. (см. Материализм).

В домарксистской философии и естествознании М. как философская категория часто отождествлялась с определенными конкретными её видами, например с веществом, атомами химических соединений, либо с таким свойством М., как Масса, которая рассматривалась как мера количества М. В действительности же вещество охватывает не всю М., а только те объекты и системы, которые обладают ненулевой массой покоя. В мире существуют и такие виды М., которые не обладают массой покоя: Электромагнитное поле и его кванты — фотоны, гравитационное поле (поле тяготения (См. Тяготение)), Нейтрино.

Сведение М. как объективной реальности к некоторым частным её состояниям и свойствам вызывало кризисные ситуации в истории науки. Так было в конце 19 — начале 20 веков, когда обнаружилась неправомерность отождествления М. с неделимыми атомами, веществом и в связи с этим некоторыми идеалистически настроенными физиками был сделан вывод, что «материя исчезла», «материализм отныне опровергнут» и так далее. Эти выводы были ошибочными, но преодоление методологического кризиса физики потребовало дальнейшей разработки диалектико-материалистического понимания М. и её основных свойств.

В литературе часто встречается термин «антиматерия», которым обозначают различные Античастицы — антипротоны, антинейтроны, позитроны и другие, составленные из них микро- и макросистемы. Этот термин не точен, в действительности все указанные объекты — особые виды М., античастицы вещества, или Антивещество. В мире может существовать и множество других, неизвестных ещё нам видов М. с необычными специфическими свойствами, но все они — элементы объективной реальности, существующей независимо от нашего сознания.

В рамках домарксистского материализма М. часто определялась как Субстанция (основа) всех вещей и явлений в мире, и этот взгляд противостоял религиозно-идеалистическому пониманию мира, принимавшему в качестве субстанции божественную волю, абсолютный дух, человеческое сознание, которое отрывалось от мозга, подвергалось абсолютизации и обожествлению. Вместе с тем материальная субстанция часто понималась как первоматерия, сводилась к первичным и бесструктурным элементам, которые отождествлялись с неделимыми атомами. Считалось, что в то время как различные предметы и материальные образования могут возникать и исчезать, субстанция несотворима и неуничтожима, всегда стабильна в своей сущности; меняются лишь конкретные формы её бытия, количественного сочетания и взаимное расположение элементов и т. д.

В современной науке понятие субстанции претерпело радикальные изменения. Диалектический материализм признаёт субстанциальность М., но только во вполне определённом смысле: в плане материалистического решения основного вопроса философии и раскрытия природы различных свойств и форм движения тел. Именно М., а не сознание или воображаемый божеств, дух является субстанцией всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения, конечной основой всех духовных явлений. Никакое свойство и форма движения не могут существовать сами по себе, они всегда присущи определённым материальным образованиям, которые являются их субстратом. Понятие субстанции в этом смысле оказывается эквивалентно также понятию материального субстрата различных процессов и явлений в мире. Признание субстанциальности и абсолютности М. эквивалентно также принципу материального единства мира, который подтверждается всем историческим развитием науки и практики. Однако при этом важно учитывать, что сама М. существует лишь в виде бесконечного многообразия конкретных образований и систем. В структуре каждой из этих конкретных форм М. не существует какой-либо первичной, бесструктурной и неизменной субстанции, которая лежала бы в основе всех свойств М. Каждый материальный объект обладает неисчерпаемым многообразием структурных связей, способен к внутренним изменениям, превращениям в качественно иные формы М. «„Сущность” вещей или „субстанция”, — писал В. И. Ленин, — тоже относительны; они выражают только углубление человеческого познания объектов, и если вчера это углубление не шло дальше атома, сегодня — дальше электрона и эфира, то диалектический материализм настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека. Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна ...» (там же, с. 277). Вместе с тем для прогресса научного знания и опровержения различных идеалистических концепций всегда важно выявление того материального субстрата, который лежит в основе исследуемых в данный период явлений, свойств и форм движения объективного мира. Так, исторически представляло огромное значение выявление субстрата тепловых, электрических, магнитных, оптических процессов, различных химических реакций и др. Это привело к развитию теории атомного строения вещества, теории электромагнитного поля, квантовой механики. Перед современной наукой стоит задача раскрытия структуры элементарных частиц, углублённого изучения материальных основ наследственности, природы сознания и др. Решение этих задач продвинет человеческое познание на новые, более глубокие структурные уровни М. «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца» (там же, т. 29, с. 227).

Материальные объекты всегда обладают внутренней упорядоченностью и системной организацией. Упорядоченность проявляется в закономерном движении и взаимодействии (См. Взаимодействие) всех элементов материи, благодаря которому они объединяются в системы. Система — это внутренне упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Связь между элементами в системе является более прочной, существенной и внутренне необходимой, чем связь каждого из элементов с окружающей средой, с элементами других систем. Человеческое познание структурной организации М. относительно и изменчиво, зависит от постоянно расширяющихся возможностей эксперимента, наблюдений и научных теорий. Но оно конкретизирует и дополняет философское понимание М. как объективной реальности. Современной науке известны следующие типы материальных систем и соответствующие им структурные уровни М.: элементарные частицы и поля (электромагнитное, гравитационное и другие); атомы, молекулы, макроскопические тела различных размеров, геологические системы, Земля и другие планеты, звёзды, внутригалактические системы (диффузные туманности, звёздные скопления и другие), Галактика, системы галактик, Метагалактика, границы и структура которой пока ещё не установлены. Современные границы познания структуры М. простираются от 10-14 см до 1028 см (примерно 13 млрд. световых лет); но и внутри этого диапазона может существовать множество ещё неизвестных видов материи. В 60-х годах были открыты такие объекты, как Квазары, Пульсары и другие.

Живая М. и социально-организованная М. известны пока лишь на Земле. Их возникновение — результат естественного и закономерного саморазвития М., столь же неотделимого от её существования, как движение, структурность и другие свойства. Живая М. — вся совокупность организмов, способных к самовоспроизводству с передачей и накоплением в процессе эволюции генетической информации (См. Генетическая информация). Социально-организованная М. — высшая форма развития жизни, совокупность мыслящих и сознательно преобразующих действительность индивидуумов и сообществ различных уровней. Все эти виды М. также обладают системной организацией. В структуру социальных систем входят также и различные технические материальные системы, созданные людьми для реализации поставленных целей.

На каждом этапе познания было бы неправильно отождествлять философское понимание М. как объективной реальности с конкретными естественнонаучными представлениями о её структуре и формах. Тогда все другие ещё неизвестные, но реально существующие объекты и системы исключались бы из структуры М., что неверно, противоречит принципу материального единства мира. Это единство имеет множество конкретных форм проявления, последовательно раскрываемых наукой и практикой. Оно проявляется во всеобщей связи и взаимной обусловленности предметов и явлений в мире, в возможности взаимных превращений одних форм движущейся М. в другие, в связи и взаимных превращениях видов движения и энергии, в историческом развитии природы и возникновении более сложных форм М. и движения на основе относительно менее сложных форм. Материальное единство мира проявляется также во взаимной связи всех структурных уровней М., во взаимозависимости явлений микро- и мегамира (см. Космос). Оно находит своё выражение также в наличии у М. комплекса универсальных свойств и диалектических законов структурной организации, изменения и развития. К числу универсальных свойств М. относятся её несотворимость и неуничтожимость, вечность существования во времени и бесконечность в пространстве, неисчерпаемость её структуры. М. всегда присущи движение и изменение, закономерное саморазвитие, проявляющиеся в различных формах, превращение одних состояний в другие.

Всеобщими формами бытия М. являются Пространство и время, которые не существуют вне М., как не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно — временными свойствами. Универсальное свойство М. — детерминированность всех явлений, их зависимость от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий (см. Причинность). Взаимодействие приводит к взаимному изменению тел (или их состояний) и отражению (См. Отражение) друг друга. Отражение, проявляющееся во всех процессах, зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит с прогрессом живой природы и общества к появлению высшей его формы — абстрактного и постоянно совершенствующегося мышления (См. Мышление), через посредство которого М. как бы приходит к осознанию законов своего бытия и к своему собственному целенаправленному изменению. Универсальные свойства М. проявляются также во всеобщих законах её существования и развития: законе единства и борьбы противоположностей, взаимных переходов количественных и качественных изменений, законе причинности и других важнейших сторонах материального бытия, раскрываемых диалектическим материализмом и всей современной наукой.

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отд. первый, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18; его же, Карл Маркс, там же, т. 26; Архипцев Ф. Т., Материя как философская категория, М., 1961; Диалектика в науках о неживой природе, М., 1964, раздел 2; Философские проблемы физики элементарных частиц, М., 1963; Мелюхин С. Т., Материя в её единстве, бесконечности и развитии, М., 1966; его же, Материальное единство мира в свете современной науки, М., 1967; Структура и формы материи, М., 1967; Кедров Б. М., Ленин и революция в естествознании XX века, М., 1969; Исследования по общей теории систем, М., 1969; Ленин и современное естествознание, М., 1969; Готт В. С., Философские вопросы современной физики, М., 1972.

С. Т. Мелюхин.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Материя — (разг.) — ткань, текстильный материал, полотно. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) Энциклопедия моды и одежды
  2. МАТЕРИЯ — МАТЕРИЯ – понятие древнегреческой, затем всей европейской философии. Играет важную роль в онтологии, натурфилософии, теории познания. Имеется во многих, но не во всех системах европейской философии. Новая философская энциклопедия
  3. материя — -и, ж. 1. филос. Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания. Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется... Малый академический словарь
  4. МАТЕРИЯ — МАТЕРИЯ (от лат. materia — субстанция, вещество) — англ. matter; нем. Materie. Основа единичных вещей; принцип бытия; протяженная субстанция; то, что дано в чувственном восприятии; М. несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, Социологический словарь
  5. материя — Мате́ри/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  6. материя — орф. материя, -и Орфографический словарь Лопатина
  7. материя — Польское – materia. Немецкое – Materie. Латинское – materia (строительный лес, материал, ткань), mater (мать). Слово «материя» пришло в русский язык в конце XVII в. из латинского через польский или немецкий. Производное: материальчик. Этимологический словарь Семёнова
  8. материя — МАТЕРИЯ и, ж. matière f., нем. Materie <, лат. materia. 1. мед. Гной. Сл. 18. Тогда имел великой жар в лице и многие прыщи с материею. 1718. АК 3 231. Словарь галлицизмов русского языка
  9. материя — см. >> вещество, вещь, материал, содержание Словарь синонимов Абрамова
  10. материя — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? материи, чему? материи, (вижу) что? материю, чем? материей, о чём? о материи; мн. что? материи, (нет) чего? материй, чему? материям, (вижу) что? материи, чем? материями, о чём? о материях... Толковый словарь Дмитриева
  11. материя — Заимств. в XVII в. из лат. яз., где materia «материя, ткань» < «строительный лес» — суф. производного от mater «мать». Ствол дерева понимался как «мать» веток. Философское значение в лат. яз. — семантическая калька греч. hylē «лес, дерево, материя» (в рус. яз. известно с XV в.). Этимологический словарь Шанского
  12. МАТЕРИЯ — МАТЕРИЯ, в разговорном языке — наименование ТЕКСТИЛЬНЫХ тканей. В физике и др. науках — см. ВЕЩЕСТВО. Научно-технический словарь
  13. материя — ДУХ — ТЕЛО Духовный — телесный Бакунин был все тот же, он состарился только телом, дух его был молод и восторжен. Герцен. Былое и думы. Мир весь во зле лежит; тело есть гроб и темница для духа; общество есть гроб для мудрости и правды. В. Соловьев. Словарь антонимов русского языка
  14. материя — МАТЕРИЯ -и; ж. [лат. māteria] 1. Вещество, из которого состоят все тела. Строение материи. Закон сохранения материи. 2. Филос. То, что существует вне и независимо от человеческого сознания. 3. Разг. Ткань, материал. Два метра материи. М. на пальто. Толковый словарь Кузнецова
  15. материя — МАТЕРИЯ, и, ж. 1. Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания. Формы существования материи. Живая м. Неживая м. 2. Основа (субстрат), из к-рой состоят физические тела. Строение материи. 3. То же, что материал (в 4 знач. Толковый словарь Ожегова
  16. материя — Материи, ж. [латин. materia]. 1. только ед. Объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им (филос.) || То, из чего состоят физические тела, вещество (науч.). Закон постоянства материи. 2. Ткань. Большой словарь иностранных слов
  17. материя — МАТ’ЕРИЯ, материи, ·жен. (·лат. materia). 1. только ед. Объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им (филос.). «...Материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущение...» Ленин. Толковый словарь Ушакова
  18. Материя — (хим.) — см. Вещество. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  19. материя — материя I ж. 1. Философская категория, обозначающая объективную реальность, отражаемую человеческими ощущениями. 2. Вещество, из которого состоят физические тела. 3. перен. разг. Предмет речи, разговора. II... Толковый словарь Ефремовой
  20. МАТЕРИЯ — МАТЕРИЯ (лат. materia) — вещество; субстрат, субстанция; содержание. В латинский философский язык термин введен Цицероном как перевод греч. hyle. Большой энциклопедический словарь
  21. материя — мате́рия начиная с Петра I; см. Смирнов 190. Через польск. materia (Христиани 22, 49) или нем. Маtеriе (ХVI в.; см. Шульц–Баслер 2, 88) из лат. māteria. Этимологический словарь Макса Фасмера
  22. материя — МАТЕРИЯ ж. вещество; все весомое, все занимающее пространство или все земное (камень, дерево, воздух и пр.); общее отвлеченное понятие вещественности, телесности, всего, что подлежит чувствам: противоположность духовному (умственному и нравственному). Толковый словарь Даля
  23. МАТЕРИЯ — МАТЕРИЯ (лат. materia — вещество) — философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Новейший философский словарь