Стилизация

I

Стилиза́ция (франц. stylisation, от style — стиль)

в литературе и искусстве, целенаправленное воспроизведение чужого стиля как определённой эстетической и идеологической позиции в новом художественном контексте. Применительно к С. в литературе сов. исследователь М. М. Бахтин писал, что «...стилизатору важна совокупность приёмов чужой речи именно как выражение особой точки зрения» («Проблемы поэтики Достоевского», 3 изд., 1972, с. 324). Содержательность С. зависит от функции, в которой чужой стиль используется в произведении. С. может служить одним из средств для изображения атмосферы и психологии какой-либо эпохи прошлого (исторический роман), воспроизведения «местного колорита» или выражения народного сознания (фольклорная С. у романтиков, в сказках А. С. Пушкина) и т.д. Объектом С. оказываются обычно стилевые системы, удалённые во времени и в пространстве, притом не столько индивидуальные стили, сколько обобщённо воспринимаемые стили целых эпох и национальных культур. Нужно отличать С. от подражания, традиционализма, восприятия наследия как всеобщей нормы, которые возникают в те периоды развития искусства, когда оно испытывает потребность в авторитетной системе ранее выработанных эстетических и идеологических оценок (например, Классицизм). Широкое распространение С. совпадает с возникновением историзма (в предромантической и романтической эстетике). В кризисные эпохи С. бывает связана с бегством от современности или от собственной сложности (например, обращение к «наивным» внеэстетическим формам восприятия мира — Примитивизм). Литературная С. родственна таким явлениям, как Сказ (имитация речевой манеры персонажа) и Пародия (ироническое переосмысление чужого стиля).

С. как намеренное использование в новых целях стилистических особенностей искусства какой-либо исторической эпохи или народного творчества возникает в пластических искусствах, музыке, театре, кино вместе со стремлением освоить и поставить себе на службу элементы более или менее отдалённых культур. С. часто была способом ухода в вымышленный, идеализированный мир прошлого или признаком неудовлетворённости обычным, общепринятым, недовольства традиционными идеологическими и художественными нормами. С. бывает связана со свободным истолкованием содержания и стиля искусства, послужившего прототипом: таковы, например, С. древнерусской архитектуры в предреволюционных постройках А. В. Щусева и В. А. Покровского, С. изысканного искусства 17—18 вв. в живописи и графике А. Н. Бенуа, К. А. Сомова, С. Ю. Судейкина, в балете «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина либо, напротив, обращение к «грубому», «варварскому» началу, к фольклорной стихии в картинах М. Ф. Ларионова, «Скифской сюите» С. С. Прокофьева, балете «Петрушка» И. Ф. Стравинского. Иногда обращение к прошлому оказывается органичным обновлением образной системы («Классическая симфония» С. С. Прокофьева, «Одиссей и Навзикая» В. А. Серова); во многих случаях С. является важным приёмом книжной графики, театрально-декорационного искусства, мультипликационного кино и т.д., помогающим воссоздать атмосферу др. стран и эпох, фольклора разных народов. Декоративно-прикладное искусство часто обращается к С. старинных или экзотических образцов мебели, фарфора.

Особую роль сыграла С. в театральной режиссуре начала 20 в.: она часто использовалась здесь как средство преодолеть бесстильность и обыденность буржуазного театра, приобщиться к яркому стилевому единству и органической «театральности» народного и старинного театра (балаган и Комедия дель арте с их импровизационностью, староиспанский и шекспировский театр и др.). Это приводило, однако, к эстетизации приёма, к созданию статичных масок и утрате жизненной основы стилизуемых театральных систем и побудило режиссёров (В. Э. Мейерхольд в России, Ж. Коно, Ш. Дюллен во Франции) к преодолению прямой С. и к поискам путей жизненно полнокровного творческого освоения наследия.

Лит.: Эйхенбаум Б., Литература, Л., 1927; Долинин К. А., Принципы стилизации в творчестве Анатоля Франса, «Учёные записки ЛГПИ им. Герцена», 1958, т. 127; Троицкий В. Ю., Стилизация, в сб.: Слово и образ, М., 1964; Мейерхольд В. Э., О театре, в его кн.: Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1, 1891—1917, М., 1968.

С. М. Александров (литература), Т. М. Родина (театр), А. М. Кантор.

II

Стилиза́ция

в изобразительных искусствах, декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приёмов, упрощения рисунка и формы, объёмных и цветовых соотношений. С. — закономерный метод ритмической организации целого в декоративном искусстве (См. Декоративное искусство), где особенно важно подчинение каждого изобразительного элемента общему ансамблю. Наиболее характерна С. для Орнамента, в котором благодаря ей объект изображения становится мотивом узора. В истории Дизайна важную роль сыграла С. объёмной формы (например, «обтекаемые» формы промышленных изделий 1930—40-х гг.). В Станковое искусство С. вносит черты декоративности.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. стилизация — -и, ж. 1. Придание произведению искусства характерных черт какого-л. стиля, подражание с целью воспроизведения форм какого-л. стиля. Стилизация под миниатюры 18 в. || Воссоздание колорита какой-л. Малый академический словарь
  2. Стилизация — СТИЛИЗАЦИЯ — нарочито подчеркнутая имитация оригинальных особенностей определенного стиля или особенностей языка определенной социальной среды, исторической эпохи в художественном произведении. Понятие... Литературная энциклопедия
  3. СТИЛИЗАЦИЯ — СТИЛИЗАЦИЯ (от фр. stylisation — стиль) — англ. stylization; нем. Stilisierung. 1. Подражание внешним формам и особенностям определенного стиля. 2. Намеренная имитация к.-л. стиля. Социологический словарь
  4. Стилизация — (нем. Stilisierung, франц. stylisation, от лат. stylus, греч. stulos — палочка для письма на вощёных дощечках, писание, слог) — преднамеренное воссоздание специфич. особенностей музыки к.-л. народа, творч. эпохи, художеств. Музыкальная энциклопедия
  5. стилизация — орф. стилизация, -и Орфографический словарь Лопатина
  6. стилизация — Стил/из/а́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  7. стилизация — 1. Прием использования историзмов, нацеленный на воссоздание языка эпохи, уподобление стилю эпохи: Освежила пыльную кольчугу на моем плече. 2. Одна из функций архаизмов, нацеленная на воссоздание языка эпохи: Есть зело хочется (А.Н. Толстой). Словарь лингвистических терминов Жеребило
  8. стилизация — СТИЛИЗАЦИЯ и, ж. stylisation f. 1. Приданию произведению искусства характерных черт какого-л. стиля, подражание, с целью воспроизведения форм какого-л. стиля. Стилизация под русские народные песни. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  9. стилизация — Подражание стилю речи, типичному для какой-либо эпохи или социальной среды, манере повествования, характерной для того или иного жанра, приемам литературного мастерства, свойственным отдельным авторам и т. Словарь лингвистических терминов Розенталя
  10. Стилизация — СТИЛИЗАЦИЯ. Произведение сознательно написанное по какому-нибудь примеру или образцу и повторяющее до мельчайших подробностей его приемы, главным образом, в словесном искусстве, определяется, как стилизация. Словарь литературных терминов
  11. Стилизация — (франц. stylisation, от style — стиль), намеренная имитация формальных признаков и образной системы того или иного стиля в новом, необычном для него художественном контексте. Художественная энциклопедия
  12. стилизация — СТИЛИЗАЦИЯ -и; ж. 1. к Стилизовать. С. под миниатюры. С. под русские народные песни. С. под лубок. С. в декоративно-прикладном искусстве. 2. Воссоздание колорита какой-л. эпохи в образах стилевых особенностях литературного произведения. Историческая... Толковый словарь Кузнецова
  13. стилизация — СТИЛИЗАЦИЯ, и, ж. 1. см. стилизовать. 2. Художественное произведение, представляющие собой стилистическое, жанровое или другое подражание чему-н. Толковый словарь Ожегова
  14. стилизация — СТИЛИЗ’АЦИЯ, стилизации, ·жен. 1. только ед. Придание произведению искусства характерных черт какого-нибудь определенного стиля, подражание с целью воспроизведения форм какого-нибудь стиля. Заниматься стилизацией. Толковый словарь Ушакова
  15. стилизация — [греч. stylos] – 1) в изобразительных искусствах – преобладание в изображении условных, декоративных форм над реалистической передачей действительности; 2) подражание чужому стилю. Большой словарь иностранных слов
  16. СТИЛИЗАЦИЯ — СТИЛИЗАЦИЯ ,1) намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Большой энциклопедический словарь
  17. стилизация — стилизация ж. 1. Придание произведению искусства характерных черт какого-либо стиля. || Воссоздание колорита какой-либо эпохи в образах и стилевых особенностях литературного произведения. 2. Произведение, по форме представляющее собою подражание какому-либо стилю. Толковый словарь Ефремовой