Пародия

Паро́дия

(греч. parodía, буквально — пение наизнанку)

в литературе и (реже) в музыкальном и изобразительном искусстве комическое подражание художественному произведению или группе произведений. Обычно П. строится на нарочитом несоответствии стилистических и тематических планов художественной формы; два классических типа П. (иногда выделяемые в особые жанры) — Бурлеска, низкий предмет, излагаемый высоким стилем («Похищенное ведро» А. Тассони, «Елисей...» В. И. Майкова), и травестия, высокий предмет, излагаемый низким стилем («Морганте» Л. Пульчи, «Вергилиева Энеида, вывороченная наизнанку» Н. П. Осипова). Осмеяние может сосредоточиться как на стиле, так и на тематике — высмеиваются как заштампованные, отставшие от жизни приёмы поэзии, так и пошлые, недостойные поэзии явления действительности; разделить то и другое иногда очень трудно (например, в русской юмористической поэзии 1850—1860-х гг., обличавшей действительность с помощью «перепевов» из А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова). Пародироваться может поэтика конкретного произведения автора, жанра, целого литературного направления, целого идейного миросозерцания (все примеры можно найти в произведениях Козьмы Пруткова (См. Козьма Прутков)). По характеру комизма П. может быть юмористической и сатирической, со многими переходными ступенями. По объёму П. обычно невелики, но элементы П. могут обильно присутствовать и в больших произведениях («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Орлеанская девственница» Вольтера, «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Улисс» Дж. Джойса). Первые образцы П. появились ещё в античности («Батрахомиомахия», 6 в. до н. э.); в средние века широко бытовала П. библейских и литургических текстов; в дальнейшем почти каждая смена литературных эпох и направлений (Возрождения, барокко, классицизма, романтизма, реализма, модернизма) обычно сопровождалась волной П. с обеих сторон. В русской литературе наиболее характерные для различных эпох образцы П. принадлежат А. П. Сумарокову, А. А. Шаховскому, Н. А. Полевому, И. И. Панаеву, В. С. Курочкину, Д. Д. Минаеву, В. С. Соловьеву, А. А. Измайлову; в советской литературе известны пародии А. Г. Архангельского, А. М. Арго, А. Б. Раскина и др. К П. близки случаи несоответствия стилистики и тематики, не имеющие прямой комической окраски, например аналогии в сюжетной схеме «южных поэм» и «Евгения Онегина» Пушкина; но такие случаи изучены недостаточно и редко называются П.

В театре, цирке и на эстраде П. также обязательно предполагает узнавание пародируемого предмета. Существовали специальные театры П., например «Кривое зеркало» и др. Созданы оперные П. («Опера нищего» Дж. Гея и др.); яркая пародийно-сатирическая направленность отличала оперетту 19 в. (композиторы Ф. Эрве и Ж. Оффенбах). На современной эстраде с П. выступают А. И. Райкин, С. В. Образцов, Г. М. Дудник, Е. А. Арнольдова и др. Среди виднейших исполнителей П. в русском и советском цирке —В. Е. Лазаренко, С. С. Альперов и Бернарде, Б. П. Вяткин, Д. С. Альперов и М. П. Калядин, Эйжен и Лепом, Карандаш и др. Снимаются фильмы-П. («Лимонадный Джо», 1964, ЧССР, и др.).

Тексты: Русская литературная пародия, ред. Б. Бегак, Н. Кравцов, А. Морозов, М. — Л., 1930 (есть лит.); Мнимая поэзия, ред. и предисл. Ю. Н. Тынянова, М. — Л., 1931; Русская стихотворная пародия, вступ. ст. и прим. А. А. Морозова, Л., 1960.

Лит.: Тынянов Ю. Н., Гоголь и Достоевский. (К теории пародии), П., 1921; Томашевский Б. В., Теория литературы. Поэтика, 6 изд., М. — Л., 1931; Берков П. Н., Из истории русской пародии 18—20 вв., в сборнике: Вопросы советской литературы, т. 5, М. —Л., 1957; Морозов А. А., Пародия как литературный жанр, «Русская литература», 1960, №1; Рассадин Ст., Законы жанра, «Вопросы литературы», 1967, № 10; Фрейденберг О. М., Происхождение пародии, в сборнике: Труды по знаковым системам, т. 6, в. 308, Тарту, 1973.

М. Л. Гаспаров (П. в литературе).

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Пародия — ПАРОДИЯ — вид лит-ой сатиры, сатира на литературный стиль, при помощи к-рой ведется нападение на классово враждебную идеологию. Формы П. и ее роль разнообразны. Литературная энциклопедия
  2. пародия — -и, ж. 1. Сатирическое или комическое подражание кому-, чему-л. с целью осмеяния слабых сторон, произведение, сатирически или комически имитирующее другое произведение. Литературные пародии. Музыкальные пародии. □ Комедия... Малый академический словарь
  3. пародия — Паро́ди/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  4. пародия — орф. пародия, -и Орфографический словарь Лопатина
  5. пародия — Н а ч т о. Пародия на роман. Пародия на справедливость. Здешние брички — это аляповатая пародия на наши брички (Чехов). Управление в русском языке
  6. пародия — ПАРОДИЯ и, ж. parodie f. гр. parodia пение наизнанку. 1. Сатирическое литературное, музыкальное и т. п. произведение, комически имитирующее какие-л. черты других произведений, а также использующее их форму для создания какой-л. сатиры. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  7. Пародия — ПАРОДИЯ — Жанр (см. это слово), в котором известное произведение, взятое в качестве образца, служит объектом подражания в другом произведении, но таким образом, что подражание касается только внешней стороны «образца» — его ритмики, синтаксиса... Словарь литературных терминов
  8. пародия — см. >> насмешка, повторение, подражание Словарь синонимов Абрамова
  9. Пародия — • Parodĭa, Παρωδία переделка общеизвестных и замечательных стихотворений, состоящая в перемене нескольких слов, отчего является другой смысл; вместо возвышенного выходит нечто обыкновенное и смешное. Для этой цели чаще всего служили песни Гомера. Словарь классических древностей
  10. пародия — (иноск.) — представление чего-либо в смешном, извращенном виде (намек на пародии — произведения, подражающие в смешном виде серьезным сочинениям) Ср. "При глупом голове — дума не дума, а пародия на нее". *** Афоризмы. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  11. пародия — Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где parodie < греч. parōdia является сложением para «против» и ōdē «песня, стихотворение». См. парашют, ода. Этимологический словарь Шанского
  12. Пародия — (греч. parodia, от para — против, вопреки и odn — песнь). 1) Утрированное, комич. подражание какому-либо муз. стилю, жанру, отдельному муз. произведению. Подобного рода П. формируется с... Музыкальная энциклопедия
  13. пародия — ПАРОДИЯ -и; ж. [греч. parōdia] 1. Имитация в сатирических, иронических, юмористических целях индивидуальной манеры, стиля, направления, жанра или стереотипов речи, поведения. Литературные пародии. Музыкальные пародии. Театральные пародии. 2. на кого-что. Толковый словарь Кузнецова
  14. пародия — Пародии, ж. [греч. parodia, букв. песня напротив, наоборот]. 1. Сатирическое произведение в прозе или в стихах, комически имитирующее, высмеивающее какие-н. черты других литературных произведений (лит.). Пародии Козьмы Пруткова. Большой словарь иностранных слов
  15. пародия — ПАР’ОДИЯ, пародии, ·жен. (·греч. parodia, ·букв. песня напротив, наоборот). 1. Сатирическое произведение в прозе или в стихах, комически имитирующее, высмеивающее какие-нибудь черты других литературных произведений (лит.). Пародии Козьмы Пруткова. Толковый словарь Ушакова
  16. пародия — Это заимствование из французского (parodie) восходит к греческому parodia, образованному из элементов para – "против" (как в парашют и парадокс, см.) и ode – "песнь" (вспомним слово ода, восходящее к тому же греческому источнику), что по-гречески имело значение "пение наизнанку". Этимологический словарь Крылова
  17. пародия — ПАРОДИЯ ж. греч. забавная переделка важного сочиненья, смешное или насмешливое подражанье; перелицовка, сочиненье или представленье наизнанку. Пародировать что, представлять, изображать в смешном, превратном виде; перелицевать, вывернуть наизнанку; представить важное смешным. Толковый словарь Даля
  18. Пародия — (от греческого слова παρωδή — припев, куплет) — род сатирической поэзии, состояний в том, что автор осмеивает какое-нибудь серьезное поэтическое произведение, подражая форме и тону последнего... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  19. ПАРОДИЯ — ПАРОДИЯ (греч. parodia) — 1) жанр в литературе, театре, музыке, на эстраде, сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальной манеры, стиля, направления, жанра или стереотипов речи, игры и поведения (см., напр. Большой энциклопедический словарь
  20. пародия — пародия ж. 1. Сатирическое литературное, музыкальное и т.п. произведение, комически имитирующее какие-либо черты других произведений, а также использующее их форму для создания какой-либо сатиры. 2. перен. Толковый словарь Ефремовой
  21. пародия — паро́дия Книжное заимствование через польск. раrоdjа или прямо из лат. parōdia от греч. παρῳδία "пение наизнанку". Этимологический словарь Макса Фасмера
  22. пародия — ПАРОДИЯ, и, ж. 1. Комическое или сатирическое подражание кому-чему-н. П. на стихотворение. 2. перен. Неудачное, вызывающее насмешку подобие чего-н., карикатура (во 2 знач.) на что-н. Жалкая п. | прил. пародический, ая, ое (к 1 знач. Толковый словарь Ожегова