Сомов

I

Со́мов

Андрей Иванович [15(27).5.1830, Петербург, — 30.5(12.6).1909, там же], русский искусствовед и музейный деятель. Отец К. А. Сомова. Почётный вольный общник петербургской АХ (с 1871). Редактор «Вестника изящных искусств» (См. Вестник изящных искусств), старший хранитель Эрмитажа (с 1886). Член-учредитель Общества русских аквафортистов (См. Общество русских аквафортистов). Автор ценных фактических сведениями каталогов картинной галереи петербургской АХ (т. 1—3, 1872—86), Эрмитажа (т. 1—3, 1889—1908), работ о К. П. Брюллове (1876), П. А. Федотове (1878) и художественно-критических статей.

II

Со́мов

Константин Андреевич [18(30).11.1869, Петербург, — 6.5.1939, Париж], русский живописец и график, один из основателей журнала «Мир искусства». Сын А. И. Сомова. Учился в петербургской АХ (1888—97; с 1894 у И. Е. Репина) и в академии Коларосси в Париже (1897). Действительный член петербургской АХ (1913). Профессор Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских (1918). В 1923 уехал из России и с 1925 жил в Париже. Испытал влияние современных немецких и английских графиков «Модерна», а также искусства Рококо и мастеров венециановской школы (См. Венециановская школа). С. во многом определил сложение характерного для «Мира искусства» неоромантического ретроспективного жанра, проникнутого рефлексией и иронией, основанного на стилизации и гротеске. Обращаясь к дворянскому быту 18 — начала 19 вв., мотивам итальянской комедии дель арте (См. Комедия дель арте), эротическим сюжетам, С. создавал в своих произведениях с их карнавально-игровым строем особый вымышленный «мирок», населённый кукольно-стаффажными персонажами, чья ирреальность нередко подчёркивалась стихийно-живым, пронизанным солнцем пейзажным окружением («Прогулка после дождя», 1896; «Осмеянный поцелуй», 1908, оба — Русский музей, Ленинград; «Вечер», 1902; «Спящая молодая женщина», 1909, оба — Третьяковская галерея). В многочисленных портретных работах С. точность характеристики модели нередко сочетается с типичной для «модерна» идеей портрета-маски («Дама в голубом платье», 1897—1900; портрет А. А. Блока, графитный и цветные карандаши, 1907; оба произведения — в Третьяковской галерее). В целом живописи С. присущи тяготение к акцентировке определённых цветовых тонов при сохранении локальности колорита, линеарность и плоскостность, декоративно-орнаментальное решение композиции, а его графике — рафинированная отточенность манеры (оформление журналов «Мир искусства» и «Jugend»; иллюстрации к «Книге маркизы» Ф. Блей и С., тушь, перо, акварель, 1907—08, 1915—17, Третьяковская галерея и др. собрания).

Лит.: Эрнст С. P., К. А. Сомов, СПБ, 1918: Пружан И. Н., Константин Сомов, М., 1972: К. А. Сомов. (1869—1939). [Альбом, автор вступ. ст. и сост. А. П. Гусарова], М., 1973.

Сомов

К. А. Сомов. «Эхо прошедшего времени». Акварель, гуашь. 1903. Третьяковская галерея. Москва.

Сомов. Рис. 2

К. А. Сомов. «Арлекин и смерть». Гуашь, тушь. Журнал «Золотое руно», 1908, № 11—12.

Сомов. Рис. 3

К. А. Сомов. Обложка журнала «Мир искусства». Тушь, перо. 1900.

Сомов. Рис. 4

К. А. Сомов. Автопортрет. 1909. Третьяковская галерея. Москва.

III

Со́мов

Михаил Михайлович [25.3(7.4).1908, Москва, — 30.12.1973, Ленинград], советский океанолог, полярный исследователь, доктор географических наук (1954), Герой Сов. Союза (1951). Член КПСС с 1952. Окончил Московский гидрометеорологический институт (1937). Старший научный сотрудник Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (с 1939). В 1950—1951 возглавлял дрейфующую станцию «Северный полюс-2», в 1955—57 — первую советскую антарктическую экспедицию. Основные труды посвящены изучению ледового режима полярных морей и обеспечению арктической навигации ледовыми прогнозами и информацией. Награжден 3 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями. В честь С. назван ледник в Восточной Антарктиде, в горном массиве Вольтат (Земля Королевы Мод).

Лит.: Памяти М. М. Сомова (1908—1973), «Проблемы Арктики и Антарктики», 1974, в. 45; Robin G., Mikhail Mikhaylowich Somow, «Polar Record», 1974, v. 17, N 107.

IV

Со́мов

Осип (Иосиф) Иванович [1(13).6.1815, с. Отрада Клинского уезда Московской губернии, — 26.4(8.5).1876, Петербург], русский математик и механик, академик Петербургской АН (1862). В 1835 окончил Московский университет. Профессор Петербургского университета (с 1847); преподавал также в институте корпуса инженеров путей сообщения (1848—69) и в институте корпуса горных инженеров (1849—62). Основные работы относятся к теоретической механике и математическому анализу. Для творчества С. характерно применение результатов, полученных в аналитической механике, к вопросам геометрии; он ввёл понятие об ускорениях высших порядков и применил их к изучению ряда геометрических свойств кривых и поверхностей. Автор исследований по теории эллиптических функций и её приложениям к механике; ему удалось довести до конца решение задачи о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки в случаях Эйлера — Пуансо и Лагранжа — Пуассона. Важны также труды С. по вопросам малых колебаний системы вокруг положения устойчивого равновесия. Автор оригинального курса «Рациональная механика» (ч. 1 — 2, 1872—77), который в 1878 был переведён на нем. язык. Демидовская премия (1838, 1847, 1851).

Лит.: Золотарев Е. И., Об учёных трудах академика О. И. Сомова, «Записки имп. АН», 1878, т. 31, с. 248—66 (лит.); Геронимус Я. Л., Очерки о работах корифеев русской механики, М., 1952 (лит.).

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Сомов — Михаил Михайлович (1908–1973 ), океанолог, исследователь Арктики и Антарктиды. В 1948–49 гг. возглавлял научные группы высокоширотных экспедиций «Север-2» и «Север-3». География. Современная энциклопедия
  2. СОМОВ — Фамилия образована от некрестильного имени или прозвища Сом. Такие «рыбные» имена были популярны в старину и зачастую давались не по внешним признакам а по традиции. В древнем Новгороде, как показали найденные недавно берестяные грамоты, жили братья Линевы с именами Сом, Ерш, Окунь и Судак Словарь русских фамилий