Рёйсдал

I

(Ruysdael, Ruijsdael)

Саломон ван (1600 или 1603, Нарден, Северная Голландия, — похоронен 3.11.1670 в Харлеме), голландский живописец-пейзажист. В раннем творчестве был близок Э. ван де Велде. В 1630-х гг., подобно Я. ван Гойену, писал серебристо-серые по тону пейзажи с высоким облачным небом. В пейзажах зрелого периода (с 1640-х гг.), изображающих равнины, реки с городами на их берегах, сельские местности с домами, виднеющимися сквозь деревья, использует более разнообразную гамму, построенную на сочетании коричневых, красновато-жёлтых и зелёных тонов.

Лит.: Stechow W., Salomon van Ruysdael, В. ,1938.

Рёйсдал

С. Ван Рёйсдал. «Переправа на пароме». 1651. Эрмитаж. Ленинград.

II

(Ruysdael, Ruijsdael)

Якоб ван [1628 или 1629, Харлем, — 1682, Амстердам (похоронен 14.3 в Харлеме)], голландский живописец и график. Учился, вероятно, у своего дяди С. ван Рёйсдала; испытал влияние П. Поттера, Я. ван Гойена, Х. Сегерса. Мастер в Харлеме с 1648. Ранние произведения Р. изображают скромные виды окрестностей Харлема («Домик в роще», 1646, Эрмитаж, Ленинград). Около 1650—55 Р. путешествовал по Восточным Нидерландам и Западной Германии, создавая полные драматизма монументальные пейзажи («Еврейское кладбище», Картинная галерея, Дрезден; вариант — в институте искусств, Детройт). Около 1656 Р. поселился в Амстердаме. В зрелый период творчества он пишет разнообразные городские, сельские, речные и морские виды («Вид деревни Эгмонд», «Пейзаж с водяной мельницей», 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), сумрачные чащи возле болот и лесных рек («Болото», Эрмитаж, Ленинград), а также (по примеру А. Эвердингена) горные норвежские ландшафты («Водопад», Маурицхёйс, Гаага). Чёткий рисунок, осязаемость форм сочетаются в работах этого периода с тончайшей передачей воздушной перспективы, движений света и тени, а богатый оттенками колорит строится чаще всего на сопоставлении пепельно-серой и блёкло-зелёной листвы с буро-коричневой почвой и голубизной выдающегося между облаками неба. Особая эмоциональная напряжённость, присущая многим пейзажам Р., приобретает в позднем его творчестве субъективный, мрачный характер («Горы в Норвегии», Эрмитаж, Ленинград).

Лит.: Фехнер Е. Ю., Якоб ван Рейсдаль и его картины в Государственном Эрмитаже, Л., 1958; Rosenberg J., Jacob van Ruisdael, B., [1928]; Wiegand W., Ruisdael-Studien, Hamb., 1968 (Diss.).

Рёйсдал. Рис. 2

Я. ван Рёйсдал. «Вид деревни Эгмонд». Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Рёйсдал. Рис. 3

Я. ван Рейсдал (Голландия). «Морской берег». Фрагмент. Эрмитаж. Ленинград.

Рёйсдал. Рис. 4

Я. Ван Рёйсдал. «Еврейское кладбище». Около 1650—55. Картинная галлерея. Дрезден.

Рёйсдал. Рис. 5

Я. ван Рёйсдал. «Болото». Эрмитаж. Ленинград.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me