Поп-арт

(«Поп-арт»)

неоавангардистское направление в изобразительном искусстве. Явившись своеобразной реакцией на Абстрактное искусство и вместе с тем обнаружив связь с Дадаизмом (особенно с творчеством М. Дюшана) и Сюрреализмом, «П.-а.» получил распространение со 2-й половины 1950-х гг. в США (основоположник направления — Р. Раушенберг; К. Олденберг, Дж. Розенквист, Дж. Джонс, Р. Лихтенстайн, Дж. Дайн), Великобритании (П. Блейк, Р. Гамильтон) и др. странах. Своими целями представители «П.-а.» провозгласили «возвращение к реальности», «раскрытие эстетической ценности» образцов массовой продукции, языка средств массовой коммуникации (См. Массовая коммуникация) (реклама, фото, репродукция, комикс и т.п.), всей окружающей человека искусств. материальной среды. Они буквально воспроизводят (часто с помощью Коллажа или иных подобных техник) типичные предметы современного урбанизированного быта (вещи домашнего обихода, упаковка товаров, фрагменты интерьеров, детали машин и т.д.), популярные печатные изображения каких-либо известных личностей и событий или даже включают эти предметы и изображения в композиции в натуральном виде. Подменяя реальность алогичной комбинацией разнохарактерных муляжей, «П.-а.», как и исторически предшествующие ему течения Модернизма, остаётся замкнутым в круге самодовлеющих формальных экспериментов; он так же далёк от реалистически последовательного изображения действительности, как, например, абстракционизм, являясь, по существу, антиискусством. Известное влияние «П.-а.» на рекламу, плакат, журнальную графику свидетельствует о его ориентированности на «массовую культуру» (См. Массовая культура) капиталистического общества с её девальвацией духовных ценностей.

Лит.: Лифшиц Мих., Феноменология консервной банки, в кн.: Лифшиц Мих,, Рейнгардт Д., Кризис безобразия. От кубизма к поп-арт, М., 1968; Сибиряков В., Поп-арт и парадоксы модернизма, М., [1969]; Кузьмина М., Поп-арт, в сборнике: Модернизм, М., 1973; RuЬlowsky J., Pop art, N. Y., 1965; Lippard L. R., Pop art, 3 ed., L., [1970].

Поп-арт

«Поп-арт». Дж. Розенквист. «Живей!». 1961. Частное собрание. Париж.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. поп-арт — -а, м. Направление авангардистского изобразительного искусства 20 в., представители которого изображают мир с помощью случайных предметов, как сочетание разнохарактерных муляжей, рекламы и т. Малый академический словарь
  2. ПОП-АРТ — ПОП-АРТ (сокр. от англ. popular art — общедоступное искусство) — англ. pop-art; нем. Pop-Art. Направление в современном изобразительном авангардистском искусстве, использующее реальные предметы, изображения, рекламу и т. Социологический словарь
  3. поп-арт — Поп/-а́рт/. Морфемно-орфографический словарь
  4. поп-арт — орф. поп-арт, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. Поп-арт — (англ. pop art, сокращение от popular art — популярное, общедоступное искусство; термин объясняется также значением звукоподражательного англ. Художественная энциклопедия
  6. поп-арт — ПОП-АРТ, а, м. Модернистское направление в искусстве, рассчитанное на популярность, использующее в живописи и скульптуре элементы техники, рекламы, муляжа, произвольные комбинации отдельных бытовых предметов. Толковый словарь Ожегова
  7. поп-арт — ПОП-АРТ -а; м. [англ. pop art — популярное общедоступное искусство] Направление авангардистского изобразительного искусства 20 в., представители которого изображают мир в художественных композициях с помощью предметов быта... Толковый словарь Кузнецова
  8. ПОП-АРТ — ПОП-АРТ (англ. pop art, сокр. от popular art — общедоступное искусство) — модернистское художественное течение, возникшее во 2-й пол. 1950-х гг. в США и Великобритании. Большой энциклопедический словарь
  9. Поп-арт — (англ. pop art, сокр. popular art – общедоступное искусство) – крайне модернистское художественное течение, возникшее во 2-й половине ХХ в. в США и Великобритании. Словарь по культурологии
  10. поп-арт — поп-арт м. Модернистское направление в искусстве, рассчитанное на популярность, использующее в живописи и скульптуре элементы техники, рекламы, муляжа, произвольные комбинации отдельных бытовых предметов; поп-искусство. Толковый словарь Ефремовой