Поленов

I

Поле́нов

Алексей Яковлевич [1(12).10.1738 — 10(22).7.1816, Петербург], русский историк. Учился в университете при Петербургской АН, в Страсбургском и Гёттингенском университетах. По возвращении в Петербург написал на объявленную Вольным экономическим обществом конкурсную тему сочинение «О крепостном состоянии крестьян в России», в котором критиковал крепостничество (опубликовано 1865). П. предлагал прекратить торговлю крестьянами без земли, запретить продажу членов одной семьи порознь, ввести всеобщее обучение грамоте, обеспечить крестьян лекарями, ограничить барщину одним днём в неделю. В 1768 совместно с С. С. Башиловым издал 2-ю часть Никоновской летописи.

Лит.: Штранге М. М., Демократическая интеллигенция России в XVIII в., М., 1965; Белявский М. Т., Крестьянский вопрос в России накануне восстания Е. И. Пугачева, М., 1965.

II

Поле́нов

Андрей Львович [7(19).4.1871, Москва, — 19.7.1947, Ленинград], один из основоположников нейрохирургии в СССР, академик АМН СССР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1934). В 1896 окончил Военно-медицинскую академию. С 1914 профессор кафедр оперативной хирургии, травматологии и ортопедии Петербургского психоневрологического института. Инициатор создания и директор (1917—24) Петроградского физиохирургического института, где организовал (1921) первое в СССР нейрохирургическое отделение. С 1924 директор организованного им травматологического института. В 1935 создал и возглавил первую в СССР кафедру нейрохирургии в Ленинградском институте для усовершенствования врачей. С 1938 директор Ленинградского нейрохирургического института. Основные труды по хирургическому лечению заболеваний периферических нервов, симпатической нервной системы, хирургии проводящих путей при болях и гиперкинезах. Создал «Атлас операций на головном и спинном мозге» (Государственная премия СССР, 1946). Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Избр. труды, Л., 1956 (лит.).

III

Поле́нов

Василий Дмитриевич [20.5(1.6).1844, Петербург, — 18.7.1927, усадьба Борок, ныне Поленово Тульской области], русский живописец, действительный член петербургской АХ (1893), народный художник РСФСР (1926). Сын Д. В. Поленова. Учился у П. П. Чистякова и в петербургской АХ (1863—71). Пенсионер АХ в Италии и Франции (1872—76). Участвовал в сербо-черногорско-турецкой (1876) и русско-турецкой (1877—78) войнах как художник-корреспондент. С 1878 — передвижник (См. Передвижники). За границей исполнил ряд картин в духе салонного академизма на темы из западно-

европейской истории («Право господина», 1874, Третьяковская галерее); в то же время много работал на пленэре. С конца 1870-х гг. большое место в творчестве П. занимает пейзаж. Продолжая традиции лирического пейзажа А. К. Саврасова и Ф. А. Васильева, П. передавал тихую поэзию, неброскую красоту уголков русской природы, неразрывно связанных с повседневной жизнью человека, одним из первых в русской живописи добивался пленэрной свежести колорита, живой естественности мотива, сочетавшейся в его произведениях с композиционной завершённостью и чёткостью рисунка («Московский дворик», 1878; «Бабушкин сад», 1878; «Заросший пруд», 1879; все — в Третьяковской галерее). Разрабатываемые П. принципы (привнесение в пейзаж жанрового или лирико-ассоциативного начала, понимание этюда как самостоятельные художественные произведения) имели большое значение для дальнейшего развития русской пейзажной живописи. Этюды, выполненные П. на Ближнем Востоке и в Греции (1881—82), послужили материалом к картине «Христос и грешница» (1886—87, Русский музей, Ленинград), попытке разрешить нравственную проблему в духе христианской этики, а в плане художественном — обновить живописную систему академизма. Большую убедительность тяготение П. к гуманистическим темам получает в близкой передвижничеству по замыслу и исполнению картине «Больная» (1886, Третьяковская галерея). Продолжая в дальнейшем обращаться к евангельским сюжетам, П. чаще всего придавал им жанровую или пейзажную окраску. Для пейзажей П., посвященных родной природе, с середины 1880-х гг. характерны нарастание эпического звучания, черт монументальности, своеобразного декоративизма, свободная манера письма («Золотая осень», 1893, Музей-усадьба им. В. Д. Поленова, Поленово). Начиная с 1870-х гг. П. много работал в области театрально-декорационной живописи, в которую внёс новые живописно-образные приёмы. С 1873 оформлял спектакли в доме и позже в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова; в 1910—18 вёл в Москве просветительскую деятельность по организации народного театра. В 1882—95 преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ученики П.: И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и др. В 1905 П. вместе с В. А. Серовым направил в Совет АХ протест против расстрела рабочих 9 января. В усадьбе Борок (с 1931 — Поленово, Тульская область) П. был создан художественный музей (в 1939 передан родственниками П. в дар государству).

Лит.: Сахарова Е. В., В. Д. Поленов. Письма. Дневники. Воспоминания, 2 изд., М. — Л., 1950; Юрова Т. В., В. Д. Поленов, М., 1961; В. Д. Поленов, Е. Д. Поленова. Хроника семьи художников, М., 1964.

В. А. Марков.

Поленов

В. Д. Поленов.

IV

Поле́нов

Дмитрий Васильевич [28.5(9.6).1806, Петербург, — 13(25).10.1878, там же], русский историк и библиограф. Окончив Петербургский университет (1827), служил в МИДе. В 1832—36 секретарь русского посольства в Афинах. С 1851 член, а затем секретарь Русского археологического общества. Принадлежал к историкам государственной школы (См. Государственная школа). Основные труды посвящены истории издания русских летописей и истории Уложенных комиссий 18 в., о деятельности которых П. опубликовал ценные документы.

Соч.: О летописях, изданных от святого Синода, СПБ, 1864; Материалы для истории русского законодательства, в. 1, СПБ. 1865; Исторические сведения о Екатерининской комиссии для сочинения проекта Нового Уложения, ч. 1—3, в кн.: Сб. Русского исторического общества, т. 4, 8, 14, СПБ, 1869—75.

Лит.: Хрущев И., Очерк жизни и деятельности Д. В. Поленова, СПБ, 1879.

V

Поле́нов

Константин Павлович [25.7(6.8).1835 — 13(26).1.1908, Екатеринбург, ныне Свердловск], русский металлург. Родился в Костромской губернии, в семье губернского секретаря. В 1856 окончил Московский университет, в 1858 — Николаевскую академию Генштаба в Петербурге. После ухода в отставку около 40 лет проработал на уральских металлургических заводах — Висимо-Шайтанском (1862—64) и Нижне-Салдинском (с 1864). Предложил и в 1864 осуществил производство упрочнённых железных рельсов (вместо рельсов со стальной головкой). В 1875—76 разработал и внедрил способ бессемерования малокремнистых чугунов с предварительным подогревом их в отражательной печи (т. н. «русское бессемерование»). Впервые в России внедрил кауперовские воздухо-нагревательные аппараты (1882), а также резку горячих рельсов «в меру» по фотометру.

Лит.: Грум-Гржимайло В. Е., Константин Павлович Поленов. [Некролог], «Горный журнал», 1908, т. 3, № 8; его же, Бессемерование на Нижне-Салдинском заводе, в его кн.: Сб. трудов, М. — Л., 1949.

Н. К. Ламан.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ПОЛЕНОВ — 1. Алексей Яковлевич (1.Х.1738 — 10.VII.1816) — рус. юрист, историк. Сын солдата. Окончил Петерб. и Страсбург. (1767) ун-ты. По возвращении в Петербург написал на объявленную Вольным экономич. об-вом конкурсную тему соч. Советская историческая энциклопедия
  2. ПОЛЕНОВ — см. ПОЛЕНКОВ Словарь русских фамилий