Мур

I

(Moore)

Генри (Хенри) (р. 30.7.1898, Каслфорд, Йоркшир), английский скульптор. Учился в художественном колледже в Лидсе (1919—21) и Королевском колледже искусства в Лондоне (1921—25), в котором преподавал до 1933; позднее преподавал в художественных школах Челси и Слейда. Испытал влияние примитивного искусства (главным образом древнемексиканской пластики) и скульптуры Проторенессанса. Разрабатывая с начала 20-х гг. немногие постоянные мотивы (например, «Мать и дитя», «Лежащая фигура»), М. создаёт как достаточно конкретные («Семейная группа»; см. илл.), так и отвлечённые, абстрактные или фантастически изощрённые образы. Произведениям М. присущи мощная пластика и монументальность форм, их акцентированное взаимопроникновение, сложная, остро-напряжённая архитектоника композиции, ритмическая выразительность силуэта, органическая связь с окружающей средой («Лежащая фигура», мрамор, 1957—58, дом ЮНЕСКО, Париж; «Лежащая мать и дитя», бронза, 1961, Центр искусств, Миннеаполис). М. известен также как рисовальщик (серия рисунков 1-й половины 40-х гг., посвященная военным будням Лондона).

Соч.: Heads, figures and ideas, L. — N. Y., 1958.

Лит.: Валериус С., Прогрессивная скульптура XX века, М., 1973, с. 268—274: Read H., H. Moore v. 1—2, L., 1955—57.

Мур

Г. Мур. «Король и королева». Скульптурная группа близ Дамфриса. Камень. 1952—53.

Мур. Рис. 2

Х. Мур. «Семейная группа». Бронза. 1945—49. Музей современного искусства. Нью-Йорк.

II

(Moore)

Джордж (24.2.1852, графство Мейо, Западная Ирландия, — 21.1.1933, Лондон), ирландский писатель. Родился в семье помещика. В Лондоне и Париже учился живописи. Первые романы «Современный любовник» (1883), «Жена комедианта» (1885), автобиографическая повесть «Исповедь молодого человека» (1888) написаны в натуралистической манере. В центре романов «Кисейная драма» (1886, рус. пер. 1887), «Эстер Уотерс» (1894, рус. пер. 1895) — социальная проблематика. Сборник рассказов «Невспаханное поле» (1903), роман «Озеро» (1905), автобиографическая трилогия «Приветствие и прощание» (1911—14) созданы на сюжеты ирландской действительности. В рассказах М. заметно влияние И. С. Тургенева, с которым он был знаком.

Соч.: Works, [v. 1—20], L., 1936—37; Letters to lady Cunard. 1895—1933, L., 1957; в рус. пер. — Потусторонние искания, М. 1904.

Лит.: История английской литературы, т. 3, М., 1958; Hone J., The life of G. Moore, N. Y., 1936; Brown M., G. Moore. A reconsideration, Seattle 1955; Cunard N., Memories of G. Moore L., 1956; Williams I. A., G. Moore. A bibliography, L., 1921; Noёl J. С., G. Moore..., P., 1966 (лит. с. 553—647); Gilcher E., A bibliography of G. Moore Dekalb (Ill.), 1970.

А. П. Саруханян.

III

(Moore)

Джордж Эдуард (4.11.1873 Лондон, — 24.10.1958, Кембридж), английский философ-идеалист. Профессор Кембриджского университета (1925—39), член Британской АН, главный редактор журнала «Майнд» («Mind», 1921—47). В ст. «Опровержение идеализма» (1903) выступил против субъективного идеализма и английского неогегельянства (См. Неогегельянство), которые, по М., отождествляют «реальность» и «опыт», и дал анализ ощущений, который привёл его к обоснованию Неореализма. Согласно М., ощущения включают в себя два элемента — объединяющее их «сознание» и отличающий их одно от другого «объект». Основываясь на положениях «здравого смысла» шотландской школы (См. Шотландская школа), М. считал необходимым признать независимое от сознания существование объекта; «здравый смысл», однако, не исключал возможности веры в духовный характер бытия, потусторонний мир и т. д. Понятие объекта носит в философии М. двойственный характер: это и физическая вещь, и «нейтральное» — в духе австрийского философа и физика Э. Маха — «чувственно данное», которое выступает как часть внешних проявлений физических вещей. Сознание рассматривается как особая активность субъекта, заключающаяся в непосредственном схватывании «чувственных данных»; входя в сознание, они приобретают психический характер, а выходя из познавательного отношения — физический. Т. о., сами по себе физические вещи в философии М. оказываются практически недоступными познанию. Большое внимание М. уделил анализу обыденного языка; его идеи позднее легли в основу лингвистической философии (См. Лингвистическая философия).

В этике М. стоит на позициях Интуитивизма. Он считал, что предшествующие философы совершали «натуралистическую ошибку», отождествляя добро с каким-либо др. объектом или качеством (Утилитаризм — с пользой, Гедонизм — с удовольствием и т. д.). С точки зрения М., добро есть самостоятельное качество бытия, схватываемое интуитивно и не поддающееся никакому определению; долг человека — следовать этому интуитивно воспринятому добру.

Соч.: Principia ethica, Camb., 1903; Ethics, L., 1912; Philosophical studies, L., 1920; Some main problems of philosophy L. — N. Y., 1958; Philosophical papers, L.— N. Y., 1959.

Лит.: Богомолов А. С., Философия англо-американского неореализма, М., 1962; Хилл Т. И., Современные теории познания, М., 1965, гл. 6; The philosophy of G. E. Moore, ed. by P. A. Schilpp, Evanston — Chi., 1942; White A. R., C. E. Moore. A critical exposition, Oxf., 1958.

Д. М. Луканов.

IV

(Moore)

Станфорд (р. 4.9.1913, Чикаго), американский биохимик, член Национальной АН США и Американской академии наук и искусств. В 1935 окончил университет Вандербилта. С 1939 в Рокфеллеровском институте медицинских исследований (Нью-Йорк), с 1952 профессор этого института; в 1950—51 читал курс лекций в Брюссельском (Бельгия) университете, в 1951 работал в Кембриджском (Великобритания) университете. Исследовал строение ряда белков, главным образом фермента рибонуклеазы; разрабатывал хроматографические методы химического анализа; совместно с У. Стайном предложил автоматическую аппаратуру для хроматографического разделения и количественного определения аминокислот. Нобелевская премия (1972) за основополагающий вклад в химию ферментов (совместно с К. Анфинсеном и У. Стайном).

V

(Moore)

Сэмюэл (около 1830 — 1912), английский юрист, член 1-го Интернационала: друг К. Маркса и Ф. Энгельса. Владел небольшой фабрикой в Манчестере. Разорившись, стал заниматься юриспруденцией. Перевёл на английский язык бо́льшую часть 1-го тома «Капитала» Маркса (перевод вышел в 1887) и «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса (перевод вышел в 1888); оба перевода изданы под редакцией Энгельса.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, 23, 31—39 (см. Указат. имён).

VI

(Moore)

Томас (28.5.1779, Дублин, — 25.2.1852, Лондон), английский поэт. По происхождению ирландец. Сын бакалейщика; учился в Дублинском университете. Широкую известность в России приобрели романтическая «восточная» поэма «Лалла Рук» (1817) и «Ирландские мелодии» (1807—34) М., воспевающие борьбу и страдания народа Ирландии. В русский раздел цикла стихов М. «Песни народов» (1818—27) входит известная песня «Вечерний звон» (рус. пер. И. Козлова). Сатиры М. (особенно «Басни для Священного союза», 1823) направлены против реакционной политики английских и др. европейских правителей. М. опубликовал также «Письма и дневники лорда Байрона с замечаниями о его жизни» (1830), «Историю Ирландии» (1835—46) и биографию Р. Б. Шеридана (1825).

Соч.: The poetical works, L. — N. Y., 1910; The letters, v. 1—2, Oxf., 1964; в рус. пер, — [Стихотворения], в кн.: Английские поэты в биографиях и образцах. Сост. Н. Гербель, СПБ, 1875.

Лит.: История английской литературы, т. 2, в. 1, М., 1953; Jones H. M., The harp that once — a chronicle of the life of Thomas Moore, N. Y., 1937; De Ford М. A., Thomas Moore, N. Y., [1967] (лит. с. 119—23).

Мур. Рис. 3

Т. Мур.

VII

(Moore)

Эдуард (22.3.1712, Абингдон, Беркшир, — 1.3.1757, Лондон), английский писатель. Жил и умер в бедности. В 1753—56 редактор журнала «Уорлд» («World»). Литературную известность М. принесли «Басни для прекрасного пола» (1744). Драмы «Найдёныш» (1748), «Жиль Блаз» (1751) и трагедия «Игрок» (1753) — яркий образец так называемой мещанской драмы. Переведённая с французской обработки трагедия М. получила распространение в России под названием «Беверлей» (1773; по имени героя).

Соч.: Poems, fables and plays, L., 1756.

Лит.: История английской литературы, т 1 в. 2, М., 1945; Caskey J. Н., The life and works of Edward Moore, New Haven, 1927.

VIII

Мура (Mur, Mura), река в Австрии и Югославии, в нижнем течении по М. проходит участок границы между Югославией и Венгрией; левый приток Дравы (бассейн Дуная). Длина 434 км, площадь бассейна около 15 тыс. км2. В верховьях течёт в узкой долине, ниже г. Грац — по равнине. Средний расход воды в устье 166 м3/сек. Сплавная. ГЭС. Судоходна ниже г. Грац (Австрия).

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МУР — МУР (Moore) Джордж Эдвард (4 ноября 1873, Лондон – 24 октября 1958, Кембридж) – британский философ, один из основоположников англо-американского неореализма [НЕОРЕАЛИЗМ], современного философского анализа языка и метаэтических исследований. Новая философская энциклопедия
  2. МУР — м. Московский уголовный розыск. Малый академический словарь
  3. МУР — (Moore), Самюэл (ок. 1830-1912) — англ. юрист, друг К. Маркса и Ф. Энгельса, разделявший их материалистич. воззрения и социалистич. убеждения, чл. 1-го Интернационала. Советская историческая энциклопедия
  4. МУР — • Московский уголовный розыск Сокращения, применяемые в СССР
  5. МУР — МУР (Moore) Стенфорд (1913-82), американский биохимик. В 1972 г. разделил с Кристианом АНФИНСЕНОМ и Уильямом СТАЙНОМ Нобелевскую премию за исследование функционирования и состава ФЕРМЕНТА рибонуклеазы. Анфинсен открыл состав рибонуклеазы в 1950-х гг. Научно-технический словарь
  6. мур — I I "каменная стена", зап., южн. (Даль), уже у Триф. Коробейн. (1584 г.), стр. 106, Куракина, Петра I, 1704 г.; см. Христиани 45. Через польск. mur – то же из ср.-в.-н. mûr – то же от лат. mūrus; см. Брюкнер 348. См. мурова́ть. Ср. мурья́. Этимологический словарь Макса Фасмера
  7. МУР — МУР (Moore) Генри (1898-1986) — английский скульптор. Работам Мура, как жизненно конкретным ("Мать и дитя", 1943-44) — так и более абстрактным, иногда фантастически причудливым ("Король и королева", 1952-53) — присущи пластическая мощь... Большой энциклопедический словарь
  8. мур — 1. мур I нескл. ср. разг. Звук, издаваемый мурлычащей кошкой (обычно с повторением). II предик. разг. Обозначение мурлыкания кошки как действия. III межд. разг. Употребляется при обозначении, при передаче мурлыкания кошки (обычно с повторением). 2. МУР м. Московский уголовный розыск. Толковый словарь Ефремовой
  9. мур — МУР, см. мурава и муровать. Также см.: 1. мурава 2. муром Толковый словарь Даля
  10. МУР — МУР (Moore) Джордж Эдуард (1873-1958) — британский философ, представитель неореализма. Преподавал философию в Кембридже (1911-1939) и в университетах США (1940-1944). Главный редактор журнала «Mind» (1921-1947). Новейший философский словарь