Проторенессанс

Проторенесса́нс

(от Прото... и франц. Renaissance — Возрождение)

этап в истории итальянской культуры, во многом подготовивший почву для искусства Возрождения (См. Возрождение); термин «П.» был впервые употреблен швейцарским историком Я. Буркхардтом. Расцвет П. относится к 13 — началу 14 вв.; его становление, приходящееся на эпоху Дученто, было связано с подъёмом свободных итальянских городов (особенно тосканских), где бурно развивались ремесло и торговля, был проведён ряд антифеодальных реформ. Для искусства П. становятся характерными тенденция к чувственно-наглядному отражению реальности, светское начало и острый интерес к античному наследию. Некоторые исследователи видят наиболее раннее проявление новых веяний в тосканской архитектуре 11—13 вв., где полихромная мраморная облицовка, тонкие пропорциональные членения стен, использование античных деталей помогли преодолеть тяжеловесность романского стиля (См. Романский стиль). Формам готики (См. Готика) зодчие П. (Арнольфо ди Камбио и др.) придавали уравновешенность и спокойствие. Пластическая мощь, влияния позднеантичного искусства присущи скульптуре П. (Никколо Пизано и др.); живописцы П. (римлянин П. Каваллини и в особенности флорентиец Джотто) добивались особой осязательности и материальной убедительности форм. Аналогичные явления (усиление чувственного правдоподобия образов) наблюдаются и в итальянской литературе этого периода (поэзия школы «Дольче стиль нуово», Данте). Проторенессансные тенденции, сосуществовавшие на протяжении Треченто с распространившимися готическими течениями, были восприняты художниками Раннего Возрождения (Ф. Брунеллески, Донателло, Мазаччо).

Лит.: Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М. — Л., 1939; Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 1 — Искусство Проторенессанса, М., 1956.

Проторенессанс

Джотто. «Аллегория Непостоянства».Фреска капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе. 1304—06.

Проторенессанс. Рис. 2

Мастер Римской школы. «Явление Франциска Ассизкого во время проповеди Антония Падуанского в Арле». Фреска в верхней церкви Сен-Франческо в Ассизи.Около 1300—04.

Проторенессанс. Рис. 3

Арнольфо ди Камбио. Фигурка дьякона. Деталь гробницы кардинала де Брей в церкви сан-Доменико в Орвието.Мрамор.Около 1282.

Проторенессанс. Рис. 4

Джотто. «Смерть Франциска Ассизкого». Деталь фрески капеллы Барди в церкви Санта-Кроче во Флоренции. 1320—25.

Проторенессанс. Рис. 5

Джотто. «Мадонна во славе». 1310—20. Галлерея Уффици.Флоренция.

Проторенессанс. Рис. 6

Джованни Пизано. «Сивилла». Угловая фигура кафедры церкви Сант-Андреа в Пистое. Мрамор. Окончена в 1301.

Проторенессанс. Рис. 7

Пьетро Каваллини. «Апостолы».Фрагмент фрески «Страшный суд» в церкви Санта-Чечилия ин Трастевере в Риме. Около 1293.

Проторенессанс. Рис. 8

Никколо Пизано. «Распятие». Рельеф кафедры собора в Сиене. Мрамор. 1265—68.

Проторенессанс. Рис. 9

Никколо Пизано. «Аллегория Любви». Угловая фигура кафедры баптистерия в Пизе. Мрамор. 1260.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Проторенессанс — (от греч. protos — первый и франц. Renaissance — Возрождение), этап в истории итальянской культуры (XIII — начало XIV вв.), подготовивший почву для искусства Возрождения; термин "Проторенессанс" был впервые употреблён швейцарским историком Я. Буркхардтом. Художественная энциклопедия
  2. Проторенессанс — орф. Проторенессанс, -а Орфографический словарь Лопатина
  3. ПРОТОРЕНЕССАНС — ПРОТОРЕНЕССАНС (от прото... и Ренессанс) — период истории итальянского искусства (13 — нач. 14 вв.) — ознаменовавшийся ростом светских реалистических тенденций, обращением к античной традиции. Большой энциклопедический словарь
  4. Проторенессанс — Период истории итальянского искусства ХIII – нач. ХIV вв. Период подготовил почву для искусства Возрождения. Словарь по культурологии