Манн

I

(Mann)

Генрих (27.3.1871, Любек, — 12. 3. 1950, Санта-Моника, Калифорния), немецкий писатель и общественный деятель. Брат Т. Манна. Родился в старинной бюргерской семье, учился в Берлинском университете. При Веймарской республике был членом (с 1926), затем председателем отделения литературы прусской Академии искусств. В 1933—40 в эмиграции во Франции. С 1936 председатель Комитета германского Народного фронта, созданного в Париже. С 1940 жил в США (Лос-Анджелес). Ранние произведения М. несут на себе следы разноречивых влияний классических традиций немецкой, французской литератур, модернистских течений конца века. Проблема искусства, художника рассматривается М. сквозь призму социальных контрастов и противоречий современного общества. В романе «Земля обетованная» (1900) собирательный образ буржуазного мира дан в тонах сатирического гротеска. Индивидуалистические, декадентские увлечения М. сказались в трилогии «Богини» (1903). В последующих романах М. реалистическое начало укрепляется. Роман «Учитель Гнус» (1905) — обличение прусской муштры, пронизавшей систему воспитания молодёжи и весь правопорядок вильгельмовской Германии. Роман «Маленький город» (1909) в духе весёлой иронии и трагикомической буффонады изображает демократическую общественность итальянского городка. С начала 10-х годов 20 века развёртывается публицистическая и литературно-критическая деятельность М. (статьи «Дух и действие», «Вольтер и Гёте», обе — 1910; памфлет «Рейхстаг», 1911; очерк «Золя», 1915). За месяц до начала 1-й мировой войны 1914—18 М. закончил одно из самых значительных своих произведений — роман «Верноподданный» (1914, русский перевод с рукописи 1915; первое издание в Германии 1918). В нём дано глубоко реалистическое и одновременно символически-гротескное изображение нравов кайзеровской империи. Герой Дидерих Геслинг — буржуазный делец, оголтелый шовинист — многими чертами предвосхищает тип гитлеровца. «Верноподданным» открывается трилогия «Империя», продолженная в романах «Бедные» (1917) и «Голова» (1925), в которой подводится итог целому историческому периоду в жизни различных слоев немецкого общества накануне войны. Эти и другие романы М., созданные до начала 30-х годов, по реалистической ясности и глубине уступают «Верноподданному», однако все они отмечены резкой критикой хищнической сущности капитализма. В этом же русле развивается публицистика М. 20 — начала 30-х годов. Разочарование М. в способности буржуазной республики изменить общественную жизнь в духе подлинной демократии постепенно приводит его к пониманию исторической роли социализма. В практике совместной антифашистской борьбы М. в эмиграции сближается с деятелями КПГ, утверждается на позициях воинствующего гуманизма, по-новому осознаёт историческую роль пролетариата (статья «Путь германских рабочих»); против гитлеризма направлены сборники статей М. «Ненависть» (1933), «Настанет день» (1936), «Мужество» (1939). Созданная в эти годы дилогия о Генрихе IV — «Юность Генриха IV» (1935) и «Зрелость Генриха IV» (1938) — вершина позднего художественного творчества М. Исторический фон дилогии — французское Возрождение; герой Генрих IV, «гуманист на коне, с мечом в руке», раскрывается как носитель исторического прогресса. В романе много прямых параллелей с современностью. Последние книги М. и романы «Лидице» (1943), «Дыхание» (1949),«Приём в свете» (опубликован 1956), «Печальная история Фридриха Великого» (фрагменты опубликованы в ГДР в 1958—1960) отмечены большой остротой социального критицизма и вместе с тем резкой усложнённостью литературной манеры. Итог публицистики М. — книга «Обзор века» (1946), сочетающая в себе жанры мемуарной литературы, политической хроники, автобиографии. В книге, дающей критическую оценку эпохи, доминирует мысль о решающем воздействии СССР на мировые события. В послевоенные годы М. поддерживал тесные связи с ГДР, был избран первым президентом Германской академии искусств в Берлине. Переезду М. в ГДР помешала его смерть. Национальная премия ГДР (1949).

Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1—4, 6, 7, 10—12, 14—15, B. — Weimar, 1965—72; Empfang bei der Welt, В. — Weimar, 1967; Der Atem, В. — Weimar, 1970; Verteidigung der Kultur..., B. — Weimar, 1971; в русском переводе — Полное собрание сочинений, т. 1—9, М., 1909—12; Сочинения [Вступительная статья И. Миримского], т. 1—8, М., 1957—58.

Лит.: Фриче В., Сатира на германский милитаризм, в книге: Германский империализм в литературе, М., 1916; Анисимов И., Генрих Манн, в его книге: Мастера культуры, 2 изд., М., 1971; Серебров Н. Н., Генрих Манн. Очерк творческого пути, М., 1964; Знаменская Г., Генрих Манн, М., 1971; Pieck W., Ein unermüdlicher Kämpfer für den Fortschritt, «Neues Deutschland», B., 1950, 15 März, № 63; Abusch A., Über Heinrich Mann, в его книге: Literatur im Zeitalter des Sozialismus, B. — Weimar, 1967; Heinrich Mann 1871—1950, Werk und Leben in Dokumenten und Bildern, B. — Weimar, 1971; Herden W., Geistund Macht. Heinrich Manns Weg an die Seite der Arbeiterklasse, В. Weimar, 1971; Zenker E., Heinrich Mann — Bibliographie. Werke, B. — Weimar, 1967.

Н. Н. Серебров.

Манн. Рис. 5

Г. Манн. «Верноподданный» (Берлин, 1949). Илл. М. Хёниша.

Манн

Г. Манн.

II

(Mann)

Том (15.4.1856, Фолсхилл, графство Уорикшир, — 13.3.1941, Грассингтон, графство Йоркшир), деятель рабочего движения Великобритании. В 1866—70 работал в шахтах, с 1870 рабочий-металлист. Активный деятель Социал-демократической федерации (основана в 1884). Один из организаторов стачки лондонских докеров (в 1889), в 1890—93 председатель союза докеров. В 1893 участвовал в создании Независимой рабочей партии, в 1894—97 был секретарём партии. В 1901—10 жил в Австралии и Новой Зеландии; активно содействовал созданию тред-юнионов и распространению социалистических идей в этих странах. В годы 1-й мировой войны 1914—18 занимал интернационалистские позиции. В 1916 вступил в Британскую социалистическую партию. В 1920 был одним из основателей компартии Великобритании. В 1924—32 почётный председатель «Движения меньшинства» (См. Движение меньшинства).

Соч. в русском переводе: Воспоминания, М. — Л., 1924.

Манн. Рис. 2

Том Манн.

III

(Mann)

Томас (6.6. 1875, Любек, — 12.8.1955, Цюрих), немецкий писатель. Брат Г. Манна. Родился в старинной бюргерской семье. Известность принёс М. уже первый роман «Будденброки» (т. 1—2, 1901) — обширное повествование о судьбе четырёх поколений любекского патрицианского рода. Подзаголовок романа — «Упадок одной семьи» — осмысляется как проявление неких общих биологически-метафизических закономерностей, но получает и социальную характеристику: несовместимость духовно утончённых людей с грубой, агрессивной действительностью Германии, вступавшей в эпоху империализма. В более широком плане «Будденброки» говорят об общем закате буржуазного общества, пронизаны чувством исчерпанности прежних форм жизни. В «Будденброках» ярко проявилось своеобразие М.-художника: неторопливость и детализованность описаний, сочетание остро аналитического и иронического начала с эмоциональной теплотой. В романе заметно влияние немецких реалистов 19 века, скандинавских и французских писателей, а также значительное воздействие русской литературы (прежде всего Л. Н. Толстого). К лучшим произведениям М. относятся новеллы («Тристан», 1903, «Тонио Крегер», 1903, и другие), в которых с большой психологической глубиной нарисованы взаимоотношения людей искусства с миром буржуазной практики, в них сочетается ирония с проникновенной лиричностью. В 1924 вышел роман М. «Волшебная гора», в нём дана картина идейной жизни буржуазного общества в канун 1-й мировой войны 1914—18. Действие развёртывается в высокогорном швейцарском санатории, куда на 7 лет попадает молодой инженер Ганс Касторп. Соприкасаясь с обитателями санатория, воплощающими разные стороны современного буржуазного сознания, Ганс Касторп проходит ряд этапов внутреннего развития, приближаясь к углублённому гуманистическому постижению мира. В этом смысле «Волшебная гора» продолжает традиции немецкого воспитательного романа, являясь также одним из важнейших философских романов 20 века. Замедленное повествование проникнуто внутренним напряжением, в структуре фразы отражается самый процесс постижения действительности — поиски наиболее точного, исчерпывающего слова. Для романа характерна «симфоничность» — своеобразный ритм ведения и смены тем, возвращения к множеству намеченных мотивов. Роман завоевал мировое признание. В 1929 М. была присуждена Нобелевская премия.

Во 2-й половине 20-х годов М. активно выступает как критик и публицист. Преодолев консервативные взгляды, выраженные в книге «Размышления аполитичного» (1918), он борется против возрастающей опасности гитлеризма (статьи «Немецкая речь. Обращение к разуму», 1930, и другие). Антифашистскими идеями проникнута новелла «Марио и волшебник» (1930), а также историческая тетралогия на библейскую тему — «Иосиф и его братья» (1933—43, русский перевод, т. 1—2, 1968). Гуманизируя миф и показывая его конкретные социально-исторические истоки, М. выступил здесь против характерных для фашизма попыток возвеличить миф и вообще интуитивный иррационализм за счёт рационального человеческого мышления.

Переход к широкому изображению исторической и современной действительности и выдвижение масштабных, репрезентативных героев позволили М. более непосредственно и полно выразить существенную проблематику эпохи.

С 1933, после прихода к власти нацистов, М. жил в эмиграции в Швейцарии, с 1938 в США. Гуманистические заветы классической немецкой литературы, противопоставленные фашистскому варварству, утверждаются в романе об И. В. Гёте «Лотта в Веймаре» (1939) — итоге многолетних раздумий М. над творчеством Гёте. В романе глубоко трактуется соотношение между искусством и действительностью, между гениальным художником и окружающей его средой.

В 1943 М. начал работу над романом «Доктор Фаустус» (1947) — самым значительным произведением последнего периода. Это роман о духовных истоках всего отсталого и реакционного, что привело к возникновению германского фашизма, — вообще о глубоком кризисе капиталистического мира и его культуры. В романе ощущается сильное влияние Ф. М. Достоевского. Последние годы жизни М. провёл в Швейцарии, в Цюрихе. В 1955, во время шиллеровских юбилейных торжеств, М. выступал с речами в ГДР и ФРГ. 80-летие писателя в июне 1955 отмечалось во всём мире.

Художественное наследие М. остаётся в центре мировой литературной жизни. Он классик романа 20 века, сумевший раздвинуть рамки жанра и насытить его новым социально-философским содержанием. Используя традиционные формы романа, М. углублял и преображал их. М. придал повествованию особую гармоническую многослойность, синтезируя авторскую речь и речь персонажей, современность и прошлое, различные пласты действительности, различные формы её восприятия, наконец, конкретность изображения и философскую глубину проблематики. В России М. становится широко известен с 1910, когда на русском языке начали издавать его первое собрание сочинений.

Соч.: Gesammelte Werke (in Einzelausgaben), Bd 1—14, B. — W., 1922—37; Stockholmer Gesamtausgabe der Werke, Bd 1—15, Stockh. — Arnst. — W. — Fr./M., 1938—58; Gesammelte Werke, Bd 1—12, В., 1955; Briefe, 1889—1936, Fr./M., 1961; Briefe, 1937—1947, R.-Weimar, 1965; Briefe, 1948—1955, Fr./M., 1965; Autobiographisches. — Das letzte Jahr. Bericht uber meinen Vater. Von Erika Mann, Fr./M., 1968; в русском переводе — Собрание сочинений, вступительная статья Б. Л. Сучкова, т. 1—10, М., 1959—61.

Лит.: Адмони В. Г., Сильман Т. И., Томас Манн. Очерк творчества, Л., 1960; Днепров В., Черты романа XX века, М. — Л., 1965; Вильмонт Н., Великие спутники, М., 1966; Сучков Б., Лики времени, М., 1969; Русакова А. В., Томас Манн в поисках нового гуманизма, Л., 1969; Апт С., Томас Манн, М., 1972; Языковый стиль Томаса Манна, Сборник, под редакцией Т. И. Сильман. ч. 1—2, Л., 1973; Мотылева Т., Достояние современного реализма, М., 1973; Томас Манн. Библиографический указатель, М., 1956; Havenstein М., Thomas Mann, der Dichterund Schriftsteller, B., 1927; Lukacs G., Thomas Mann, B., 1949; Mann E., Das letzte Jahr, Fr./M., 1956; Diersen I., Untersuchungen zu Thomas Mann, [3 Aufl.], B., 1960; Hilscher E., Th. Mann, Leben und Werk, B., 1965; Das Th. Mann-Buch, Fr./M. — Hamb.,1965; Bürgin H. und Mayer H. O., Th. Mann. Eine Chronik seines Lebens, Fr./M., 1965; Berendsohn W. A., Thomas Mann — Künstler und Kämpfer in bewegter Zeit, Lübeck, 1965; Hermsdorf K., Thomas Manns Schelme, B., [1968]; Matter H., Literatur über Thomas Mann, B. — Weimar, 1972.

Т. И. Сильман, В. Г. Адмони.

Манн. Рис. 3

Т. Манн. «Маленький господин Фридеман» (1898). Обложка.

Манн. Рис. 6

Т. Манн. «Фамарь». Илл. Г. Бэмера (1956).

Манн. Рис. 4

Томас Манн.

IV

(Mann)

Хорас (4.5.1796, Франклин, штат Массачусетс, — 2.8.1859, Иеллоу-Спрингс, штат Огайо), американский педагог и общественный деятель. В 1823—1837 занимался адвокатской практикой. В 1837—48 возглавлял созданное по его инициативе Бюро по делам образования штата Массачусетс, в 1848—53 был членом конгресса США от этого штата. М. отстаивал право человека на свободу и всестороннее развитие независимо от расы, национальности, религиозной принадлежности и имущественного положения. В 1838 организовал журнал «Common School Journal» (выходил в Бостоне до 1852). Широко известны 12 годовых отчётов М. о состоянии народного образования в штате Массачусетс, каждый из которых посвящен группе каких-либо конкретных педагогических проблем (7-й содержит характеристики европейских школ). М. многое сделал для улучшения подготовки учителей в так называемых нормальных школах.

Лит.: Пискунов А. И., Деятельность и педагогические взгляды Гораса Манна, «Советская педагогика», 1955, № 8; Morgan J. E., Horace Mann, his ideas and ideals, Wash., 1936; McCluskey N. G., Public schools and moral education. The influence of Horace Mann, William Torrey Harris and John Dewey, N. Y., 1958; The Republic and the School. Horace Mann on the education of Free Men. Ed. by Lawrence A. Cremin. Fifth Printing, N. Y., 1960.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МАНН — (Mann), Том (15.IV.1856 — 13.III.1941) — деятель англ. рабочего движения. Род. в Шотландии в семье мелкого клерка угольной компании. С 1866 работал на угольной шахте, с 1870 — металлист на разл. заводах Бирмингема и Лондона. Советская историческая энциклопедия
  2. МАНН — В германской мифологии первый человек, сын Туисто, отец родоначальников трех племенных групп германцев — ингевонов, истевонов и герминонов (упоминаемых Тацитом). E. М. Мифологическая энциклопедия
  3. МАНН — МАНН — в германской мифологии первый человек, родоначальник трех племен германцев — ингевонов, истевонов и герминонов, упоминаемых римским историком Тацитом. МАНН (Mann) Генрих (1871-1950) — немецкий писатель. Брат Т. Манна. Большой энциклопедический словарь
  4. Манн — Томас Манн (Mann) (1875-1955) нем. писатель и мыслитель, автор многочисл. эссе по философии и истории культуры. Путь М. как мыслителя, начавшийся под сильным влиянием Шопенгауэра, Ницше, Вагнера и общей культурной ситуации нем. Словарь по культурологии