Мальбранш

Мальбра́нш

(Malebranche)

Никола (6.8.1638, Париж, — 13.10.1715, там же), французский философ-идеалист, главный представитель Окказионализма (наряду с А. Гейлинксом). В 1664 принял сан священника. Знакомство с «Трактатом о человеке» Р. Декарта пробудило в М. интерес к философии. М. стремился сочетать Картезианство с августиновской традицией христианской философии (см. Августин). Основные сочинения — «Разыскания истины» (1674—75, русский перевод, т. 1—2, 1903—06).

Исходя из абсолютного разграничения протяжённой материи и мыслящего духа, М. считает, что эти две субстанции не могут сами по себе воздействовать друг на друга в силу различия их природы. Такое воздействие осуществляется в каждом случае лишь при участии божественной воли. М. различает четыре пути познания соответственно его объектам: через посредство самих вещей (познание бытия бога); через идеи вещей (познание материальных тел); через внутреннее чувство (познание собственной души); по аналогии (познание душ других людей и чистых духов). Ясное и отчётливое знание человек может иметь только о материальных телах, лишь в этой области применимы декартовские правила метода. Знания человека о своей душе, душах др. людей и о боге смутны и неопределенны — это область веры, а не разума, В понимании природы идей М. близок к платонизму. Созерцая идеи, человек видит их в боге. В противоположность Б. Спинозе, для М. не бог существует в мире, а мир в боге.

В силу противоречивости философии М. её критиковали с разных сторон. Ж. Б. Боссюэ, Ф. Фенелон и другие упрекали М. в отходе от ортодоксального христианства, что явилось причиной внесения сочинений М. (как и сочинений Декарта) в «Индекс запрещенных книг». Идеализм М. был подвергнут критике с позиций сенсуализма и материализма в трудах Дж. Локка и французских просветителей 18 века; с позиций ортодоксального картезианства учение М. критиковал А. Арно.

Соч.: CEeuvres completes, t. 1—20, P., 1958—68; в русском переводе — Беседа христианского философа с философом китайским, «Православный собеседник», Каз., 1914.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 2, ч. 1, с. 141; Ершов М. Н., Проблема богопознания в философии Мальбранша, Каз., 1914; Olle-Laprune L., La philosophic de Malebranche, t. 1—2, P., 1870; Etudes sur Malebranche, P., 1938; Ducassé P., Malebranche. Sa vie, son oeuvre, 2 éd., P., 1947: Gueroult M., Malebranche, t. 1—3, P., 1955—59; Rodis-Lewis G., N. Malebranche, P., 1963.

В. Н. Кузнецов.

Мальбранш

Н. Мальбранш.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МАЛЬБРАНШ — МАЛЬБРАНШ (Malebranche) Никола (6 августа 1638, Париж – 13 октября 1715, Париж) – французский философ, главный представитель окказионализма [ОККАЗИОНАЛИЗМ]. Получив домашнее образование, изучал затем теологию в Сорбонне. В 1664 принял сан священника. Новая философская энциклопедия
  2. МАЛЬБРАНШ — МАЛЬБРАНШ (Malebranche) Никола (1638-1715) — французский философ, один из главных представителей окказионализма. В противоположность пантеизму Б. Спинозы утверждал, что мир существует в Боге. Основные сочинения "Разыскания истины" (1674-75). Большой энциклопедический словарь
  3. МАЛЬБРАНШ — МАЛЬБРАНШ (Ма1еbrаnсhе) Никола (1638-1715) — французский философ, главный представитель окказионализма. Основные произведения: «О разыскании истины» (1675), «Христианские размышления» (1683), «Беседы о метафизике» (1688) и др. Отправным пунктом учения... Новейший философский словарь