Августин

Августи́н

Блаженный Аврелий (Augustinus Sanctus) (13.11.354, Тагаст, Северная Африка, Нумидия, — 28.8.430, Гиппон, Северная Африка), христианский теолог, виднейший представитель западной патристики (См. Патристика). Прошёл через увлечения Манихейством и Скептицизмом, в 387 принял крещение. С 395 епископ Гиппона. Духовному миру А. свойствен ряд противоречий: уникальная умственная восприимчивость и устремление к связующей догме, развитое индивидуалистическое самосознание и мистика сверхличной церковности. Онтология А. и его учение о боге как абсолютном бытии следуют Неоплатонизму, но А. пытался заново продумать старые идеи, исходя не из объекта, а из субъекта, из самоочевидности человеческого мышления (предвосхищение основной идеи Декарта). Бытие бога, по А., можно непосредственно вывести из самосознания человека, а бытие вещей — нет (ход мысли, близкий Ансельму Кентерберийскому и противоположный подходу Фомы Аквинского (См. Фома Аквинский)). Психологизм А. выявляется в его учении о времени как корелляте помнящей, созерцающей и ожидающей души. Новой чертой мышления А. было внимание к двум проблемам, мимо которых прошла античная мысль: динамики человеческой личности и динамики общечеловеческой истории. Первой из них посвящена «Исповедь» — лирическая автобиография, рисующая внутреннее развитие А. от младенчества до окончательного утверждения в ортодоксальном христианстве. С недостижимым для античной литературы и философии психологическим самоанализом А. сумел показать противоречивость становления личности. При этом личностные тенденции философии А. сочетаются с теологической доктриной предопределения; от констатации тёмных «бездн» души А. пришёл к выводу о необходимости божественной благодати, которая выводит личность из тождества себе и тем самым «спасает». Проблема мистически осмысленной диалектики истории поставлена в трактате «О граде божием», который написан под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410. А. усматривал два противоположных вида человеческой общности: «град земной», т. е. государственность, которая основана «на любви к себе, доведённой до презрения к богу», и «град божий» — духовную общность, которая основана «на любви к богу, доведённой до презрения к себе». «Град божий» никак не тождествен идеалу теократии (См. Теократия), в духе которого истолковывали в средние века идеологи католицизма учение А. (он подчёркивал «бездомность» «града божьего», невозможность его приспособления к политической реальности). А. находил меткие слова для критики «каиновского» духа империи, потребительски организованной позднеантичной цивилизации, бездумности римлян, завоевавших чужие города и жалующихся, когда то же самое сделали с их собственным городом. Однако всякое насилие — от насилия над ребёнком в школе, выразительно описанного в «Исповеди», до государственного насилия — для А. есть следствие греховной испорченности человека и постольку достойно презрения, но неизбежно. Поэтому А. признавал необходимость государственной власти, им же охарактеризованной как «большая разбойничья шайка».

Влияние А. было чрезвычайно многосторонне. Для средневековья А. был непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, вплоть до Фомы Аквинского не имеющим себе равного; от него исходит платоническая ориентация ранней схоластики (См. Схоластика). Возрождение оценило его остроту в передаче индивидуальной эмоции, ранний Протестантизм переживание им благодати. Мотивы «исповеди» в литературе сентиментализма (Руссо и др.) переводили в мирской план опыт самонаблюдения А. В современной католической неосхоластике (См. Неосхоластика) к А. апеллируют мыслители, не удовлетворяющиеся рассудочностью Томизма, экзистенциалисты видят в А. одного из своих предшественников.

Соч.: Opera omnia, t. 1—11, P., 1864—65 (Patrologiae cursus compl., ser. latina..., accur., J.-P. Migne, t. 32—47); в рус. пер. — Творения Блаженного Августина, 2 изд., ч. 1—7, К., 1901—12.

Лит.: Трубецкой Е., Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке, ч. 1, М., 1892; Герье В., Бл. Августин, М., 1910; Попов И. В., Личность и учение Бл. Августина, т. 1, ч. 1—2, Сергиев Посад, 1916; Баскин М., Августин как теоретик католицизма, «Тр. Моск. ин-та истории, философии и литературы», 1937, т. 1; История философии, т. 1, М., 1940, с. 391— 96; Maier F. G., Augustin und das antike Rom, [Stuttg. — Kоln], 1955; Jaspers K., Die groβen Philosophen, Bd I, Münch., 1957; Hessen J., Augustins Metaphysik der Erkenntnis, Leiden, 1960; Deane H. A., The political and social ideas of St. Augustine, N. Y.—L., 1963.

С. С.Аверинцев.

Августин

А. Августин.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Августин — А, муж.; разг. Август, -а. Отч.: Августинович, Августиновна; разг. Августиныч. Производные: Августинка; Августа; Густа (Густя); Устя; Гуся; Тина. Происхождение: (От лат. augustus — величественный, священный.) Именины: 28 июня Словарь личных имен
  2. Августин — АВГУСТИН (Аврелий) (354–430) — один из видных деятелей христианской церкви в эпоху ее огосударствления — так наз. «отцов церкви»... Литературная энциклопедия
  3. АВГУСТИН — АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич) (1766-1819) — русский духовный писатель и проповедник, архиепископ Московский и Коломенский (1818). "Сочинения" изданы в 1856. АВГУСТИН (ум. Большой энциклопедический словарь
  4. АВГУСТИН — АВГУСТИН (Augustinus) Аврелий (13 ноября 354, Тагаста, Сев. Африка – 28 сентября 430, Гиппон, Сев. Африка) – христианский богослов и философ, отец Церкви, одна из ключевых фигур в истории европейской философии. БИОГРАФИЯ. Новая философская энциклопедия
  5. Августин — Аврелий (Augustinus Aurelius), Августин Гиппóнский (Иппóнский), св. — епископ, Учитель Церкви, богослов и философ эпохи патристики, один из четырех зап. Отцов Церкви; род. 13.11.354, Тагаста (совр. Сук-Ахрас, Алжир), ум. 28.08.430, Гиппон Регий (совр. Католическая энциклопедия
  6. Августин — (Augustinus) Аврелий (13.11.354, Тагаст, Сев. Африка, — 28.8.430, Гиппон, Сев. Африка), христианский философ и теолог, представитель латинской патристики. Словарь по культурологии
  7. АВГУСТИН — Аврелий (Aurelius Augustinus), Августин Блаженный (Sanctus) (13.XI.354-28.VIII.430), — епископ (с 395) Гиппона (Сев. Африка), богослов, один из крупнейших представителей патристики на З. Выходец из среды рабовладельцев, был воспитан на антич. Советская историческая энциклопедия