Литография

(от греч. lithos — камень и grбpho — пишу, рисую), специфический вид тиражной графики, способ плоской печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; также произведение, выполненное литографским способом. Печатной формой в литографии служит гладкая (для воспроизведения перовой графики) или зернистая (для воспроизведения карандашного рисунка) поверхность камня (известняка), на которую наносится изображение жирной тушью (кистью или пером) или жирным литографским карандашом. Нередко изображение переводится на камень с рисунка, выполненного на специальной литографской бумаге — корнпапире (см. Автолитография). Вслед за травлением камня кислотой, воздействующей на непокрытую жиром поверхность, рисунок смывают; взамен наносится типографская краска, которая пристаёт лишь к непротравленным частицам камня. Печатание производят на специальном станке.

Литография изобретена между 1796-98 в Германии А. Зенефельдером. В XIX в. она широко применялась для воспроизведения картин, исполнения чёрно-белых и многоцветных эстампов (печатаемых с нескольких камней), книжных иллюстраций, географических карт, этикеток, плакатов и тому подобного. В 1930-х гг. литография стала интенсивно вытесняться из сферы полиграфии более современной офсетной печатью. Потеряв своё промышленное значение, литография остаётся широко распространённой станковой техникой создания художественных эстампов, привлекательной для художников большой свободой авторского исполнения, широким диапазоном художественных графических средств, большой точностью воспроизведения оригинала. Специфический язык художественной литографии оформился в 1820-х гг. во Франции под влиянием романтизма. К литографии обратились жившие здесь испанец Ф. Гойя и англичанин Р. П. Бонингтон, анималистические и жанровые серии исполнял Т. Жерико, художники Н. Т. Шарле, О. Раффе посвятили свои листы эпизодам наполеоновских войн, появились литографы-портретисты (А. Девериа) и авторы историко-жанровых сцен (Э. Изабе). Широкое распространение во Франции, а также в Великобритании получила видовая литография. Крупнейшим мастером романтической литографии был Э. Делакруа, выполнивший несколько иллюстративных серий по мотивам произведений И. В. Гёте и У. Шекспира. Наиболее распространённым жанром раннего периода истории литографии была карикатура нравов (А. Монье, Л. Буальи), которая после Июльской революции 1830 сменилась политической и социальной карикатурой (Гранвиль, Ш. Ж. Травьес, А. Г. Декан). Публицистическая заострённость образов, виртуозное использование особенностей техники отличают литографические серии О. Домье, крупнейшего мастера литографии XIX в., оказавшего огромное воздействие на её дальнейшее развитие. В области бытовой карикатуры выделяются произведения П. Гаварни и А. Шама. В Германии особенная жизненная убедительность характерна для листов А. фон Менцеля. Литография занимала большое место в творчестве многих латиноамериканских художников первой половины XIX в. — представителей костумбризма. В России в первой половине XIX в. техника литографии привлекла крупных графиков и живописцев — А. О. Орловского, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова и его учеников, К. П. Брюллова и др. В 1820-30-х гг. интерес русских художников был обращён преимущественно к пейзажу (С. Ф. Галактионов, Брюллов, А. Е. Мартынов, К. П. Беггров). В середине XIX в. появились жанровые литографии (И. С. Щедровский) и сатирические листы (М. Л. Невахович и В. Ф. Тимм); их традиции продолжили во второй половине XIX в. мастера иллюстрации и бытовой карикатуры П. М. Шмельков, П. М. Боклевский, А. И. Лебедев и др.

С 1840-х гг. в западноевропейском искусстве заметен известный упадок литографии, связанный с вытеснением её из сферы журнальной графики торцовой ксилографией. Новый подъём искусства литографии произошёл с конце 1860-х гг. Во Франции Э. Мане открыл новые художественные возможности литографии, полнее выявляя фактуру материала; к литографии часто обращались импрессионисты О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро. Импрессионизм своеобразно проявился также в немецкой (Л. Коринт, М. Либерман, М. Слефогт) и американской (Дж. Уистлер) литографии. В конце XIX в. заметный след в литографии оставили символизм и стиль "модерн" (О. Редон, Э. Карьер во Франции, Ф. Ропс в Бельгии, Э. Мунк в Норвегии). Особое место в литографии на рубеже XIX-XX вв. занял цветной эстамп, часто используемый в афише (А. де Тулуз-Лотрек, М. Дени, П. Боннар, Э. Вюйяр во Франции). Возрождается роль литографии в иллюстри- ровании журналов (злободневные, часто политически острые рисунки Ж. Л. Форена и Ш. Л. Леандра во Франции, Т. Т. Хейне и Г. Цилле в Германии и др.). Традиции Домье продолжились в социально-критических листах Т. Стейнлена во Франции, Ф. Брэнгвина в Великобритании, К. Кольвиц в Германии. В России в последней трети XIX в. новый интерес к литографии проявился в основном в пейзажах И. И. Шишкина, иллюстрациях и жанровых сценах И. Е. Репина, портретах В. А. Серова. С конца 1900-х гг. в области литографического пейзажа работали К. Ф. Юон, К. Ф. Богаевский, В. И. Соколов, в 1910-х гг. с литографиями и литографированными книгами выступили Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов.

После Первой мировой войны 1914-18 ряд серий и отдельных листов, выражавших резкий социальный протест, создали немецкие экспрессионисты М. Бекман, Ж. Грос, Э. Барлах; в 30-х гг. активная антифашистская направленность характерна для литографий Кольвиц. В XX в. литография становится очень разнообразной в своих выразительных возможностях. Она включает в себя всю широту интонаций — от тонкого лиризма и глубоко философских образов до публицистической страстности в пропаганде освободительных идей. К литографии обращаются крупные мастера XX в.: А. Матисс, П. Пикассо и М. Шагал во Франции, О. Кокошка в Австрии, Х. Эрни в Швейцарии, Х. Т. Рихтер в ГДР, О. Дикс в ФРГ, Ф. Топольский в Великобритании, М. Швабинский в Чехословакии, Г. Мукки в Италии, Д. Сикейрос, П. О'Хиггинс в Мексике и др. Советская литография представлена творчеством М. В. Добужинского (образы Петрограда), В. A. Ватагина (анималистические сюжеты), Г. С. Верейского, М. С. Родионова (портреты), А. П. Остроумовой-Лебедевой, П. В. Кузнецова (пейзажи), В. В. Лебедева (обнажённая натура), Б. М. Кустодиева, Е. И. Чарушина, К. И. Рудакова, Е. А. Кибрика и В. М. Конашевича (книжные иллюстрации) и др.

Литография

Т. Стейнлен. "Стачка". 1898.

Литература: В. В. Воинов, Литография в России, в кн.: М. Фридлендер, Литография, пер. с нем. С приложением очерка, Л., 1925; А. Ф. Коростин, Начало литографии в России, М., 1943, его же. Русская литография XIX в., М., 1953; П. И. Суворов, Искусство литографии, 4 изд., М., 1964; Mayer R., Die Lithographie. Eine Einfьhrung, Dresden, (1955); Weber W., Histoire de la lithography, P., 1967; Loche R., Lithographie, Gen., 1971; Faux I., Modern lithography, L., 1973.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. литография — -и, ж. 1. Старейший способ печати, печатание с плоской поверхности камня, на которой сделан рисунок. 2. Полученный таким способом оттиск. Художественная литография. 3. Предприятие или цех, где печатают таким способом. [От греч. λίθος — камень и γράφω — пишу] Малый академический словарь
  2. ЛИТОГРАФИЯ — Один из способов плоской печати. Печатная форма изготовляется из литографического камня. Различаются Л.: перьевая, меловая, гравюра на камне, травление на камне. Ранее широко использ. для печатания почт, марок. Филателистический словарь
  3. литография — Лит/о/гра́ф/и/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  4. Литография — (от Лито... и ...графия способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; произведение, выполненное литографским способом; предприятие... Большая советская энциклопедия
  5. литография — орф. литография, -и Орфографический словарь Лопатина
  6. литография — ЛИТОГРАФИЯ и, ж. lithographie f., нем. Lithographie < lithos камень + grapho пишу. 1. То же, что литология. Ян. 2 574. 2. Рисование на литографском камне; способ печатания с плоской поверхности камня, на которой сделан рисунок; литографирование. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  7. Литография — Оборудование Процесс нанесения рисунка будущей микросхемы на слой фоторезиста с помощью специальных литографических масок.Существует два вида литографии — теневая и проекционная. Словарь компьютерных терминов
  8. ЛИТОГРАФИЯ — ЛИТОГРАФИЯ, метод ПЕЧАТАНИЯ с плоской, покрытой типографской краской поверхности. Этот метод, изобретенный в 1790-х гг., основан на том, что жир и вода не смешиваются. Научно-технический словарь
  9. литография — 1) способ печати с плоского литографского камня-известняка (или близкой по свойству металлической пластины), на который нанесен рисунок жирным специальным веществом; 2) листовое издание, представляющее собой оттиск с изображения... Толковый словарь по полиграфии
  10. литография — ЛИТОГРАФИЯ -и; ж. [от греч. lithos — камень, минерал и graphō — пишу] 1. Способ печати путём перенесения рисунка с плоской поверхности камня на какой-л. материал. Заниматься литографией. Искусство литографии. 2. Полученный таким способом оттиск. Толковый словарь Кузнецова
  11. литография — ЛИТОГРАФИЯ, и, ж. 1. Печатание с поверхности камня, на к-рой сделан рисунок. 2. Предприятие, где печатают таким способом. 3. Рисунок, напечатанный таким способом. | прил. литографский, ая, ое и литографический, ая, ое. Литографский камень. Литографический портрет. Толковый словарь Ожегова
  12. литография — Литографии, ж. [от греч. lithos – камень и grapho – пишу]. 1. только ед. Печатание с камня (а не с набора). 2. Мастерская для печатания с камня. 3. Рисунок, изготовленный посредством печатания с камня. Большой словарь иностранных слов
  13. литография — ЛИТОГР’АФИЯ, литографии, ·жен. (от ·греч. lithos — камень и grapho — пишу). 1. только ед. Печатание с камня (а не с набора). 2. Мастерская для печатания с камня. 3. Рисунок, изготовленный посредством печатания с камня. Толковый словарь Ушакова
  14. Литография — Писание, черчение и художественное рисование на камне чернилами и карандашом особого состава, а также иглою, и производство на бумаге отпечатков написанного, начерченного или нарисованного таким образом [слово... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  15. ЛИТОГРАФИЯ — ЛИТОГРАФИЯ (от лито... и...графия) — способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня (известняка). Изобретена в 1798 А. Зенефельдером. Большой энциклопедический словарь
  16. Литография — Способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня (известняка). Изобретена в 1798 г. Словарь по культурологии
  17. литография — литография ж. 1. Способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня (известняка). 2. Оттиск, полученный таким способом. 3. Предприятие, цех, где печатают таким способом. Толковый словарь Ефремовой
  18. литография — ЛИТОГРАФИЯ ж. греч. искусство писать, рисовать на литографическом камне и печатать с него; камнепечатание. || Заведение, где печатают с камней, камнепечатня. || Писание или картина, этим способом сделанная. Толковый словарь Даля