Отрицание

Логический акт, противоположный утверждению. Цель мыслительной деятельности — познание истины — заключается, в образовании таких утвердительных суждений, в которых отражалась бы связь и строение реальности; но достижение этой цели возможно только благодаря участию в мышлении О. Отрицание так тесно связано с утверждением, что всякое О. заключает в себе неопределенное утверждение, а во всяком утверждении заключен целый ряд О. Путем О. можно достигнуть совершенно точно определенного утвердительного суждения в том случае, ежели все возможные решения какого-либо вопроса известны, и относительно всех их, за исключением одного, может быть показано, что они не соответствуют действительности; в таком случае получится вполне доказанное утверждение, что остающееся решение и есть истинное. Закон исключенного третьего гласит, что из двух противоречащих суждений, т. е. двух суждений различных по качеству и количеству, но одинаковых по содержанию, одно непременно должно быть истинным, а другое ложным; таким образом, между утвердительным и отрицательным суждением одинакового содержания, но различного количества и качества, полагается полное различие, полная непримиримость. Однако, не должно думать, что между утверждением и О. нет посредствующих звеньев, по крайней в сфере психологической. Целый ряд психических состояний, занимающих посредствующее положение между уверенностью в существовании или отсутствии какого-либо факта, выражается соответственными суждениями, различной логической ценности: напр. состояния неполной уверенности, различной степени вероятности, сомнения, допущения возможности нескольких решений известного вопроса находят себе выражение в суждениях условных и разделительных, отличающихся от категорических тем, что в них можно указать некоторый элемент О. По существу всякое О. есть ничто иное, как утверждение небытия, отсутствия чего бы то ни было; поэтому оно должно выражаться в суждении, а так как нерв суждения заключается в связке (есть, не-есть), то О. должно заключаться в связке или глагольной форме (сказуемом), заменяющей связку. Однако, есть суждения, в которых О., по-видимому, находится в подлежащем (определяемом) или же в дополнении (напр. не он зовет меня; он зовет не меня) — но в этих случаях мы имеем дело с суждениями, имеющими лишь форму отрицательных, а по существу представляющие утвердительные суждения неопределенного содержания; эти суждения могут быть, без ущерба для выраженной в них мысли, преобразованы в утвердительные суждения. Подобно тому, как некоторые суждения только по форме отрицательные, в действительности же выражают собой лишь утверждение неопределенного вида, так и некоторые понятия, несмотря на отрицательную форму, указывающую на историю возникновения понятия, имеют положительное содержание. Напр. в понятии неорганического мыслится не только отсутствие жизни, но и положительное содержание. Форма этого понятия указывает лишь на то, что оно возникло путем сравнения с организмом, благодаря которому найден признак, отсутствующий в неорганическом мире. Часто, однако, действительно отрицательное понятие замещает собой положительное; им пользуются как принципом объяснения реальных явлений, забывая его отрицательный характер, и таким образом впадают в ошибки. Напр. в понятии бессознательного мыслится только отсутствие сознания; тем не менее, некоторые психологи пользуются бессознательным, как принципом объяснения явлений, а Гартман сделал это понятие даже основой своей философской системы. В некоторых случаях отсутствие какого-либо условия принимают за действующую причину (напр. отсутствие ухода за больным считают причиной его смерти и т. д.); такая ошибка легко устранима. Понятия однородного содержания, но представляющие как бы два противоположных полюса, часто выражаются одно — утвердительным, другое — соответственным отрицательным, причем второе иногда и считается отрицательным, тогда как в действительности оно обозначает столь же реальное явление (например, счастье и несчастье, добро и зло и т. д.). Насколько произвольно это обозначение, видно из того, что Шопенгауэр старался в сфере нравственных явлений придать положительному понятию значение отрицательного, и наоборот: он полагал, что наслаждение есть только отсутствие страданий и обозначает собой, таким образом, отрицательное понятие (психологически это, несомненно, ошибочно). О. в философских системах играло весьма разнообразную роль. Гераклит, напр., видел в О., в борьбе сущность бытия; такое же важное значение имеет О. и в диалектическом развитии понятий, ибо благодаря ему одно понятие переходит в ему противоположное (бытие — в небытие). Самый процесс О., будучи объективирован, дает понятие небытия, роль и значение которого в философских системах чрезвычайно разнообразны. Демокрит, напр., считает небытие столь же реальным, как и бытие, подразумевая под небытием пустое пространство, нереальность которого была впоследствии показана Декартом. Платон называет не существующим (ούκόν) мир явлений, в отличие от реально существующих идей. В этом случае понятие небытия обозначает собой лишь низшую степень реальности — видимость, имеющую свое местопребывание лишь в сознании человека, а не в объективном мире. Для Канта, наоборот, мир действительного бытия, мир предметов самих по себе, представляет собой как бы небытие или низшую степень бытия, ибо о нем мы можем сказать только, что он существует, но знать о нем ничего более не можем.

Э. Р.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Отрицание — Логическая операция, в результате к-рой из данного высказывания Аполучается новое высказывание "не А". В формализованных языках высказывание, получающееся в результате О. высказывания А, обозначается (читается: "не А","неверно, что А","Ане имеет места"). Математическая энциклопедия
  2. Отрицание — I Отрица́ние философская категория, выражающая определённый тип отношения между двумя последовательными стадиями, состояниями развивающегося объекта, процесса. О. является необходимым моментом процесса развития, борьбы противоположностей. Диалектика в «.. Большая советская энциклопедия
  3. ОТРИЦАНИЕ — ОТРИЦАНИЕ. 1. В естественном языке в зависимости от местоположения различают внешнее и внутреннее отрицание. Внешнее (пропозициональное) служит для образования сложного высказывания из другого (не обязательно простого) высказывания. Новая философская энциклопедия
  4. отрицание — -я, ср. 1. Действие по знач. глаг. отрицать. Отрицание своей вины. □ Я и теперь еще сознаю, что крепостное право играло громадную роль в моей жизни и что, только пережив все его фазисы, я мог прийти к полному, сознательному и страстному отрицанию его. Малый академический словарь
  5. отрицание — Отрица́/ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  6. отрицание — орф. отрицание, -я Орфографический словарь Лопатина
  7. отрицание — Выражение при помощи лексических, фразеологических, синтаксических средств того, что связь между членами предложения мыслится как реально не существующая. Отрицание выражается: 1) при помощи частицы не. Словарь лингвистических терминов Розенталя
  8. отрицание — ОТРИЦАНИЕ (в логике) — специальная логическая операция. В зависимости от местоположения различают внешнее и внутреннее О., свойства и роли которых существенно различаются. 1. Внешнее... Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  9. отрицание — Отречение, запирательство, отпирательство, отказ, отнекивание <�Формулы отрицания: нет, никак нет, отнюдь нет, ничуть, ничуть не бывало; полноте; что вы? Извините! Нельзя! Как можно! Как бы не так! Не тут-то было! Черта с два! Дудки! Врешь! Шалишь!... Словарь синонимов Абрамова
  10. отрицание — ПРИЗНАНИЕ — ОТРИЦАНИЕ Признание вины — отрицание вины. ○ Если отрицание подсудимого не приемлется в доказательство его невиновности, то признание его того менее должно быть доказательством его виновности. Пушкин. Капитанская дочка. Словарь антонимов русского языка
  11. отрицание — ОТРИЦАНИЕ -я; ср. 1. к Отрицать. Прийти к отрицанию искусства. О. доводов оппонента. Настаивать на отрицании человеческого бессмертия. 2. Филос. Связь двух последовательных состояний развивающегося объекта. О. старого новым. Толковый словарь Кузнецова
  12. отрицание — ОТРИЦАНИЕ, я, ср. 1. см. отрицать. 2. В философии: стадия в развитии объекта, сменяющая собой предыдущую и вбирающая в себя из неё всё положительное. Толковый словарь Ожегова
  13. отрицание — ОТРИЦ’АНИЕ, отрицания, ср. 1. Действие по гл. отрицать. «Дух отрицанья, дух сомненья на духа чистого взирал.» Пушкин. | отрицательный ответ. Отвечать отрицаниями. 2. только ед. То, что отрицает собою, своим существованием что-нибудь (·книж. ). Толковый словарь Ушакова
  14. ОТРИЦАНИЕ — ОТРИЦАНИЕ — логический эквивалент оборота "неверно, что..." или просто частицы "не"; операция, формализующая логические свойства этих слов. Большой энциклопедический словарь
  15. отрицание — отрицание I ср. 1. Процесс действия по гл. отрицать 2. Результат такого действия; отрицательный ответ. 3. То, что фактом своего существования исключает возможность наличия чего-либо другого. II ср. Слово, придающее отрицательный смысл речи (в лингвистике). Толковый словарь Ефремовой