Откровение

Проявление Высшего Существа в нашем мире, с целью сообщить нам более или менее полную истину о себе и о том, чего оно от нас требует. В О. совмещаются, таким образом: 1) факт богоявления (теофании), посредством которого открывается нам Божество, и 2) религиозно-нравственное содержание этого факта, т. е. то, что в нем открывается. Присутствием первого элемента О. отличается от чисто человеческих учений и систем, а присутствием второго — от тех иррациональных проявлений предполагаемых божественных или демонических сил, какими полна история всех религий. Различение О. личного от всенародного не может быть выдержано, так как вообще О. получается отдельными лицами, но не для них исключительно, а для более или менее широкого распространения. Более определенным образом различается в учении церкви О. в собственном смысле, формально признанное вселенским церковным авторитетом и обязательное для всякого верующего, от частных О., не имеющих такого обязательного характера, но допускаемых или даже рекомендуемых по причине их назидательности (таковы, напр., популярные во всем христианском Востоке О. св. Феодоры относительно будущей жизни). Как историческое явление, О. ограничивается областью религий Моисея и христианства и, как продукта совместного влияния обоих — ислама. В других религиях понятие высшего существа таково, что не допускает действительного О. или по своей излишней отвлеченности (браманизм, буддизм, даосизм), или, напротив, по своей излишней материальности (все религии натуралистические или мифологические). Исключение, представляемое маздеизмом или парсизмом — только кажущееся, ибо о первоначальном виде этой религии (во времена Ахеменидов) нам почти ничего положительного неизвестно, а позднейший или восстановленный парсизм (времен Арсакидов и Сассанидов), равно как и его обособившаяся отрасль — манихейство, образовались несомненно под влиянием еврейских и христианских идей. Во всяком случае, самый ясный и полный тип О. представляет нам развитие еврейско-христианской религии. Здесь (с христианской точки зрения) различаются три главные степени или фазиса: подготовительное О., памятник которого есть Ветхий Завет, центральное, содержащееся в Новом Завете, и окончательное, имеющее совпасть с исходом мирового процесса. В христианстве открылась совершенная истина о Боге и дана совершенная нравственная заповедь или норма жизни, но о будущих судьбах человечества даны только предварительные общие указания. "Не открылось, что мы будем", говорит ап. Иоанн, а ап. Павел указывает на будущее "О. славы сынов Божиих", которого с томлением ожидает вся тварь. Новый Завет оканчивается пророческой книгой, которая под именем О. (Апокалипсис) содержит символические картины будущего. В средние века нетерпеливое ожидание конца мира породило, при произвольных толкованиях Апокалипсиса, ложное учение о наступлении третьего окончательного О., относящегося к Новому Завету так же, как тот относится к Ветхому. Это лжеучение, первоначально связанное с именем южно-италийского аббата Иоахима De Floris (XIII в.) и с мифическим "Вечным Евангелием", продержалось, в разных видоизменениях, до начала новых времен и далее (см. Спиритуалы).

Вл. С.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ОТКРОВЕНИЕ — ОТКРОВЕНИЕ – в представлениях монотеистических религий непосредственное волеизъявление трансцендентного божества или исходящая от него информация как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕИ ОТКРОВЕНИЯ. Новая философская энциклопедия
  2. откровение — -я, ср. 1. устар. Изъявление, сообщение кому-л., согласно христианским догматам, божественной воли. 2. О чем-л. неведомом до сих пор, открывающем новое, неизвестное, дающем новое толкование, объяснение чему-л. и т. Малый академический словарь
  3. ОТКРОВЕНИЕ — ОТКРОВЕНИЕ — англ. revelation; нем. Offenbarung. Согласно религиозным представлениям, непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий познания и человеческого поведения. Социологический словарь
  4. откровение — Открове́н/и/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  5. откровение — орф. откровение, -я и богосл.) Откровение, -я Орфографический словарь Лопатина
  6. откровение — • настоящее ~ Словарь русской идиоматики
  7. откровение — Откров’ение — явление Бога в слове (Пс.18:8 ; Ис.8:16) или в видении (Рим.33:15 ,16), Его свидетельство о Самом Себе. Откровением для человека может служить его собственная совесть (Рим.2:15) и вся окружающая его природа (Пс.18:2 -3; Рим.1:19). Библейский словарь Вихлянцева
  8. откровение — (иноск.) — просветление свыше (т.е. открытие того, что не по силам человеческому уму), вдохновение, наитие Ср. История царствования незабвенного царя Александра II представилась не как внешняя цель событий, а как откровение общечеловеческих идей. А.Ф. Фразеологический словарь Михельсона
  9. откровение — Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является суф. производным от отъкровенъ «открытый, откровенный». См. крыть. Ср. сокровенный. Этимологический словарь Шанского
  10. откровение — ОТКРОВЕНИЕ, ОТКРОВЕНЬЕ, -я; ср. 1. только: откровение. Религ. Духовное видение. О. пророков. Вера в Бога дана нам откровением. О. святого Иоанна Богослова (одна из книг Ветхого Завета — Апокалипсис). Толковый словарь Кузнецова
  11. откровение — ОТКРОВЕНИЕ, я, ср. (книжн.). 1. см. открыть. 2. То, что неожиданно открывает истину, вносит ясность, понимание. Эта новость полное о. для всех. • Божественное откровение (высок.) весть от ангела о предстоящем конце света, ниспосланная Богом Иоанну Богослову. Толковый словарь Ожегова
  12. откровение — ОТКРОВ’ЕНИЕ, откровения, ср. (·книж. ). 1. Сообщение, открывающее тайну (·ритор. ). «Не требуй от меня опасных откровений.» Пушкин. 2. То, что внезапно объясняет остававшееся непонятным, открывает какую-нибудь истину, дает новое понимание чего-нибудь. Толковый словарь Ушакова
  13. откровение — ОТКРОВЕНИЕ и пр. см. открывать. Толковый словарь Даля
  14. ОТКРОВЕНИЕ — ОТКРОВЕНИЕ — в монотеистических религиях непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. Большой энциклопедический словарь
  15. Откровение — ☼ в представлениях монотеистических религий непосредственное волеизъявление трансцендентного Божества или исходящая от него информация как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. Становление идеи О. Первой предпосылкой концепции... Словарь по культурологии
  16. откровение — 1. откровение ср. 1. Сообщение, открывающее тайну. 2. То, что внезапно объясняет остававшееся непонятным, открывает какую-либо истину, дает новое понимание чего-либо. 2. Откровение ср. Толковый словарь Ефремовой
  17. ОТКРОВЕНИЕ — ОТКРОВЕНИЕ — центральное понятие теистической мистики, выражающее акт непосредственного волеизъявления трансцендентного миру персонифицированного Бога, открывающего себя субъекту как абсолютную истину. Новейший философский словарь