Самуил

Самуил

(в миру Степан) — монах, дьячок одной из тамбовских церквей, как человек чуткий к вопросам жизни и неспособный удовлетворяться одним разглагольствием о них, представляет собою характерное явление для культурной истории Петровской эпохи. Какой-то монах Савва преподал ему распространенное в то время учение об антихристе, который воцарился в лице Петра Великого, "потому что владеет сам один, и патриарха нет, а то его печать, что бороды брить и у драгунов раскаты". Вследствие этого Степан перестал ходить в церковь. Духовник его еще более усилил его сомнения, рассказав такой случай: "как мы бывали на Воронеже в певчих, то певали пред государем и в компании, проклинали изменников кой-каких; однажды дошел разговор до Талицкого, и государь говорил: “какой он вор Талицкий! Уж и я по его антихрист! О Господи! уже и я антихрист пред Тобою”". Передавая этот эпизод, духовник выражался неопределенно, так что Петр действительно мог представляться антихристом. Те же впечатления вынес Степан из чтения Кирилловой книги и из разговора с какой-то бабой, видевшей царицу Евдокию, которая будто бы говорила о Петре: "это не мой царь, иной выше". Под влиянием этих рассказов Степан постригся под именем Самуила в Трегуляевском Тамбовском монастыре. Ожидая гонения на монастыри, он собирался "уйти в горы". А между тем монах Филарет сообщил ему, что Петр сын Лефорта, а монах Никодим подтвердил, что Петр предтеча антихристов. Находясь в Воронеже, С. подбросил в неизвестный двор письмо, что Петр антихрист; а после этого услыхал, что царь сидит в заточенье в Стокгольме. Запрещение читать Ефремову книгу и Соборник и некоторые распоряжения Духовного регламента о монахах окончательно привели С. в отчаяние: он бежал, но был пойман и посажен на цепь. Во время вторичного побега к казакам он встретился с каким-то попом, который называл Петра "имперетером": "людей-де перетерли". Но здесь же, у казаков, чтение Увета Духовного и Пращицы оказало такое действие на С., что он возвратился в православие. По указу Синода, как молодой монах, С. был отправлен для ученья в Богоявленский монастырь в Москве. Тягости этого школьного обучения, а также известие, что бывшая его жена вышла за кого-то замуж, снова возбуждают ропот С. Он порицает Духовный регламент, и в бессильной ярости, чтобы как-нибудь облегчить себя, стал писать на клочках бумаги бранные слова против преобразователя, когда того уже не было в живых. Одну такую бумажку нашли, признали руку С. и взяли его в Тайную канцелярию. С. откровенно изложил дело, клялся, что писал не для того, чтобы пустить в народ, но ради покоя совести. Его казнили смертью.

Соловьев, История России, т. ХVIII, гл. 3. — Его же, статья в Православном Обозрении, 1860 г., № 7.

{Половцов}

Источник: Большая биографическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Самуил — (год рождения неизвестен — 1014, Прилеп) царь Западно-Болгарского царства (997—1014). При С. укрепилось внутреннее положение царства, значительно расширилась его территория. Большая советская энциклопедия
  2. САМУИЛ — 1. (г. рожд. не уст. — ум. 1014) — царь Западно-Болгарского царства (997-1014). Укрепил внутр. положение Зап.-Болг. царства и значительно расширил его терр. 2. полулегендарный израильский жрец, пророк и "судья", последний вождь израильского плем. Советская историческая энциклопедия
  3. САМУИЛ — (еврейск. Šìmû'çl, «имя бога»?) в ветхозаветных преданиях великий пророк, последний из «судей израилевых». Рождение С. у Елканы и Анны описывается как чудо: Анна, будучи бездетной... Мифологическая энциклопедия
  4. Самуил — Самуил (евр. Шемуэл, вероятно, это слово образовано в результате стяжения гласных в словах шемуа-эл, «услышанный Богом», 1Цар 1:20): 1) сын Елканы (см. Елкана) (4) и Анны, левит. Мать... Библейская энциклопедия Брокгауза
  5. Самуил — (испрошенный от Бога) — имя трех лиц: Чис 34:20 — сын Аммиуда. Он был назначен представлять колено Симеоново, к которому принадлежал при разделе земли Обетованной при Моисее. 1 Пар 7:2 — сын Фолы и князь колена Иссахарова. 1 Цар 1:20, 2:11, Деян 3:24, Евр 11:32 и др. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  6. Самуил — Саму’ил (имя Бога) — а) (Чис.34:20) — сын (потомок) Аммиуда, представитель колена Симеонова среди участников раздела земли; б) сын Елканы, левита из рода Каафа, и Анны... Библейский словарь Вихлянцева
  7. Самуил — орф. Самуил, муж. имя (Самуилович, Самуиловна) Орфографический словарь Лопатина
  8. Самуил — А, муж.; разг. Самойла, -ы; стар. разг. Самойло, -ы. Отч.: Самуилович, Самуиловна; разг. Самуилыч. Производные: Самуилка; Самуня; Самуха; Саня; Самойлушка; Самоня; Самоха; Самоша. Происхождение: (Др.-евр. имя Semu’el — имя божье или бог услышал.) Именины: 1 марта, 22 авг., 2 сент. Словарь личных имен
  9. САМУИЛ — САМУИЛ (? — 1014) — с 997 царь Зап. Болгарского царства. Укрепил его внутреннее положение, расширил территорию. Большой энциклопедический словарь