Самуил

Самуил (евр. Шемуэл, вероятно, это слово образовано в результате стяжения гласных в словах шемуа-эл, «услышанный Богом», 1Цар 1:20):

1) сын Елканы (см. Елкана) (4) и Анны, левит. Мать С. посвятила его Господу и привела в Силом к первосвященнику Илию (1Цар 1). Здесь, в святилище, под присмотром Илии С. жил и служил Богу (1Цар 2:18,21). Однажды Господь воззвал к С. и объявил ему о суде, к-рый Он произведет над домом Илия за нечестие сыновей священника (1Цар 3). Так С. был призван в пророки (см. Пророк) в то время, когда слово от Господа было редкостью (ст. 1). Вместе с тем С. стал последним судьей Израиля (см. Судьи), и именно он через 20 лет после великого поражения при Авен-Езере и утраты ковчега завета (см. Ковчег завета) (1Цар 4) освободил израильтян от ига филистимлян (1Цар 7:2-14). Он жил в Раме (ст. 15-17), но судейские обязанности заставляли его ежегодно обходить Вефиль, Галгал и Массифу. Состарившись, С. назначил судьями своих сыновей Иоиля и Авию, но они оказались продажными и судили нечестно (1Цар 8:1-3). Поэтому к С. пришли старейшины Израиля с просьбой дать им царя (см. Царь), как у других народов (ст. 4 и след.). Несмотря на то, что, выдвигая эту просьбу, израильтяне отвергали Бога как Царя Израиля, Господь повелел С. удовлетворить их желание и помазать в цари см. Саула (1Цар 8:6 — 10:27). Однако непослушание Саула привело к тому, что Господь отверг его (1Цар 15:10 и след.). После этого С. получил повеление тайно помазать в цари см. Давида (1Цар 16:1-23). Хотя С. и опечалился из-за Саула (1Цар 15:11, 35 и след.), но остался послушен воле Господа. Нелицеприятный (1Цар 15:26) и неподкупный (1Цар 12:3-5), С. призывал народ вернуться под Божью опеку (ст. 14 и след.,20-25). С. и его пророчеств боялись (см. 1Цар 16:4), потому что он возвещал суд Божий (1Цар 13:13 и след.; 15:10 и след.) и потому что каждое его слово сбывалось (1Цар 3:19). Его имя упоминается в одном ряду с именами Моисея и Аарона (Пс 98:6; Иер 15:1), он считается первым в длинной череде ветхозаветных (Деян 3:24; Евр 11:32). С. умер в период, когда Давид скрывался от Саула. Пророк был погребен в Раме (1Цар 25:1);

2) сын Аммиуда, князь из колена Симеона (Чис 34:20), к-рый должен был участвовать в разделе Ханаана.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Самуил — (год рождения неизвестен — 1014, Прилеп) царь Западно-Болгарского царства (997—1014). При С. укрепилось внутреннее положение царства, значительно расширилась его территория. Большая советская энциклопедия
  2. САМУИЛ — 1. (г. рожд. не уст. — ум. 1014) — царь Западно-Болгарского царства (997-1014). Укрепил внутр. положение Зап.-Болг. царства и значительно расширил его терр. 2. полулегендарный израильский жрец, пророк и "судья", последний вождь израильского плем. Советская историческая энциклопедия
  3. САМУИЛ — (еврейск. Šìmû'çl, «имя бога»?) в ветхозаветных преданиях великий пророк, последний из «судей израилевых». Рождение С. у Елканы и Анны описывается как чудо: Анна, будучи бездетной... Мифологическая энциклопедия
  4. Самуил — (испрошенный от Бога) — имя трех лиц: Чис 34:20 — сын Аммиуда. Он был назначен представлять колено Симеоново, к которому принадлежал при разделе земли Обетованной при Моисее. 1 Пар 7:2 — сын Фолы и князь колена Иссахарова. 1 Цар 1:20, 2:11, Деян 3:24, Евр 11:32 и др. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  5. Самуил — Саму’ил (имя Бога) — а) (Чис.34:20) — сын (потомок) Аммиуда, представитель колена Симеонова среди участников раздела земли; б) сын Елканы, левита из рода Каафа, и Анны... Библейский словарь Вихлянцева
  6. Самуил — орф. Самуил, муж. имя (Самуилович, Самуиловна) Орфографический словарь Лопатина
  7. Самуил — А, муж.; разг. Самойла, -ы; стар. разг. Самойло, -ы. Отч.: Самуилович, Самуиловна; разг. Самуилыч. Производные: Самуилка; Самуня; Самуха; Саня; Самойлушка; Самоня; Самоха; Самоша. Происхождение: (Др.-евр. имя Semu’el — имя божье или бог услышал.) Именины: 1 марта, 22 авг., 2 сент. Словарь личных имен
  8. САМУИЛ — САМУИЛ (? — 1014) — с 997 царь Зап. Болгарского царства. Укрепил его внутреннее положение, расширил территорию. Большой энциклопедический словарь
  9. Самуил — Самуил (в миру Степан) — монах, дьячок одной из тамбовских церквей, как человек чуткий к вопросам жизни и неспособный удовлетворяться одним разглагольствием о них, представляет собою характерное явление для культурной истории Петровской эпохи. Большая биографическая энциклопедия