сын

Кроме обычного значения очень часто означает в Писании потомка вообще, являющегося также как бы проявлением и воплощением отца (предка).

Например, в 1Пар.4:1 Фарес, Есром, Харми, Хур и Шовал названы сыновьями Иуды, хотя их родословие протянулось от переселения Иакова в Египет до входа Израиля в обетованную землю (то есть более, чем на 300 лет) (см. схемы ниже).

Иуда (как в 1Пар.4:1)

|

Фарес, Есром, Харми, Хур, Шовал

фактически

| Иуда |

| | |

| Фарес, | Зара --------- | --+ | (в Египет)

| | | | | |

| Есром | | Завдий |

| | | | | |

| Иерахмеил, | | | |

| Арам, Халев | | |

| | | | | |

| | Хур (Ор), | Шовал | | |

| | | | | | |

| | Веселеил | | | | (из Египта)

| | Харми |

| | | |

| | Ахан |

Далее, в 1Пар.9:11 ; Неем.11:11 Садок назван сыном Мераиофа, хотя между ними было еще по крайней мере девять поколений, а Мераиоф назван сыном Ахитува, хотя между ними в другом месте указано еще несколько поколений (см. следующую схему). Аналогичную картину мы видим и во многих других местах (·срн. Быт.10:22 -23 и 1Пар.1:17 ; 1Пар.9:12 и Неем.11:12 ; 1Пар.23:8 и 26.21-22; Езд.5:1 и Зах.1:1).

| 1Пар.6:4 -13 | то же в 1Пар.9:11 ; Неем.11:11 | то же в Езд.7:3

| Авишуй | Ахитув |

| | | | |

| Буккий | | |

| | | | |

| Озия | | |

| | | | |

| Зерахия | | |

| | | | |

| Мераиоф | Мераиоф | Мераиоф

| | | | | |

| Амария | | | |

| | | | | |

| Ахитув | | | |

| | | | | |

| Садок | | | |

| | | | | |

| Ахимаас | | | |

| | | | | |

| Азария | | | |

| | | | | |

| Иоанан | | | |

| | | | | |

| Азария | | | Азария

| | | | | |

| Амария | | | Амария

| | | | |

| Ахитув | | |

| Садок | Садок |

| | | | |

| Селлум | Мешуллам |

| | | | |

| Хелкия | Хелкия |

| | | | |

| Азария | Азария

(Сераия) |

В 1Пар.2:33 сыновьями Иерахмеила названы все его потомки, перечисленные в ·ст. 25-33, а перечисленные в 1Пар.23:7 -11, все названы сынами Лаедана (см. ·ст. 9,11).

В 1Пар.7:23 ,25-27 сыновьями Ефрема названы все последующие поколения до И.Навина включительно (см. Аммиуд,а).

В 1Пар.2:31 ,34-35 сыном Шешана из колена Иудина назван сын его дочери от раба-египтянина (см. Аттай,а), а в Руф.4:17 Овид назван сыном Ноемини. В подобном же смысле в 1Пар.1:50 употреблено даже и слово «дочь» (·срн. Быт.36:39).

Таким образом, понятие «сын» в Священном Писании объединяет как бы в одно тело и отцов и детей (Втор.6:2), и даже больше — символизирует продолжение одного и того же дела (Прит.30:4). Поэтому в Писании сыновья часто называются именами отцов (2Цар.19:24 ; 2Пар.15:8 , относительно курсива см. Библия) (см. тж Авия,в; Матфания,б; Шевуил,а).

Учитывая все изложенное становится понятным, что такое выражение, как напр., «сыны пророческие» (3Цар.20:35 ; 4Цар.2:3 ,5,7) означает не наследников пророков по плоти, а причастников дара пророческого — пророков. «Сын блудницы» (Втор.23:2) означает не сына развратной женщины, а причастника разврата и идолопоклонства — отступника. Также и «сыны священнические» (Неем.12:35) не означает потомков Аарона, но учеников или сослужителей священников.

Подобное же значение несут выражения: сын чужой (Иез.44:9), сыны царства (Мат.8:12), сыны чертога брачного (Мат.9:15), сыны геенны (Мат.23:15), сыны громовы (Мар.3:17), сын мира (Лук.10:6), сыны воскресения (Лук.20:36), сын погибели (Иоан.17:12 ; 2Фес.2:3), сыны противления (Еф.2:2).

Сыном в Священном Писании называются также ближайшие ученики (1Цар.3:6 ; 1Тим.1:2 ,18; 2Тим.2:1 ; Тит.1:4 ; Флм.1:10).

Сыном иногда признают (называют) неродного ребенка (напр., Моисей — сын дочери фараона, Исх.2:10). Сегув, сын дочери Махира (колено Манассиино) и Есрома (колено Иудино) (1Пар.2:21) был, по-видимому, Махиром усыновлен, ибо Иаир, сын Сегува в Чис.32:41 назван сыном Манассии, а не Иуды. И удел Иаир получил среди сынов Манассии. Израиль усыновил Ефрема и Манассию (Быт.48:5) и они оба получили по уделу, как и прочие сыны Израиля. Бог усыновил всего Израиля (Исх.4:22 ; Втор.14:1 ; Рим.9:4) и сделал его Своим уделом (Исх.19:5). Верующих Бог усыновляет через Иисуса Христа (Иоан.1:12 -13; Иак.1:18 ; 1Иоан.3:1 -2; Рим.8:14 -17,29; Гал.4:4 -7; Еф.1:4 -5) и дает им особый удел (1Пет.2:9). (см. тж имя, Махол, родить, родословие)

Источник: Полный и подробный словарь к русской канонической Библии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. сын — орф. сын, -а, мн. сыновья, сыновей и устар. и высок.) сыны, сынов; после собственных имен пишется через дефис, напр.: Дюма-сын Орфографический словарь Лопатина
  2. сын — -а, зват. (устар.) сыне, мн. сыновья, -вей, -вьям и (высок.) сыны, -ов, м. 1. Лицо мужского пола по отношению к своим родителям. [Жена] порадовала его рождением сына, но бедный мальчик жил недолго. Тургенев, Дворянское гнездо. Малый академический словарь
  3. Сын — Единица мер Древнего Востока = 341 кв.м. (половина четверти). Словарь мер и весов
  4. сын — Сын/. Морфемно-орфографический словарь
  5. сын — Сукин сын (сукина дочь, сукины дети; простореч. бран.) — употребляется как ругательство для выражения пренебрежительного, презрительного отношения к кому-н. ► Отстаньте, сукины дети! что я за ришка? А. Пушкин. Фразеологический словарь Волковой
  6. сын — • настоящий ~ Словарь русской идиоматики
  7. Сын — I: 1) рождение С. — это дар Божий, что нередко подчеркивается в Писании (Быт 17:16; 21:2; 30:12-24; Суд 13:2-5; 1Цар 1:11; Лк 1:13-17). Во времена патриархов дети, рожденные от мужа и служанки жены, считались сыновьями жены (Быт 16:1 и след. Библейская энциклопедия Брокгауза
  8. сын — см. >> дитя см. также -> блудный сын Словарь синонимов Абрамова
  9. сын — сущ., м., употр. очень часто (нет) кого? сына, кому? сыну, (вижу) кого? сына, кем? сыном, о ком? о сыне; мн. кто? сыновья и сыны, (нет) кого? сыновей и сынов, кому? сыновьям и сынам, (вижу) кого? сыновей и сынов, кем? сыновьями и сынами, о ком?... Толковый словарь Дмитриева
  10. сын — Общеслав. Родственно лат. sunus, нем. Sohn, тохар. A se и т. д. Является суф. производным от той же основы, что ирл. suth «рождение, плод», авест. hunami «рождаю» и др. Сын буквально — «рожденный, плод». Этимологический словарь Шанского
  11. Сын — орф. Сын, -а (о Христе): Бог Сын, Сын Человеческий Орфографический словарь Лопатина
  12. сын — СЫН, а, мн. сыновья, ей и сыны, ов, м. 1. (мн. сыновья и устар. и обл. сыны). Лицо мужского пола по отношению к своим родителям. Отец с сыном. Мой старший с. Выросли сыновья. 2. (мн. обычно сыны), перен., чего. Толковый словарь Ожегова
  13. сын — СЫН, сына, мн. сыновья, сыновей, и (·ритор.) сыны, сынов, ·муж. 1. (мн. сыновья). Лицо мужского пола по отношению к своим родителям. «Германн был сын обрусевшего немца.» Пушкин. 2. (мн. сыны). Потомок (·ритор. ). «Дух отцов воскрес в сынах.» Жуковский. Толковый словарь Ушакова
  14. сын — СЫН -а, зват. (устар.) сыне; мн. сыновья, -вей и (высок.) сыны, -ов; м. 1. Лицо мужского пола по отношению к своим родителям. Старший, младший с. Взрослый с. Единственный с. Растить, женить сына. Верить в сына. У вас очень хороший... Толковый словарь Кузнецова
  15. сын — Общеславянское слово индоевропейской природы. В древнеиндийском находим suyate – "рождает". Первоначальное – "рожденный, плод". Этимологический словарь Крылова
  16. сын — СЫН м. всякий мужчина отцу и матери сын, а женщина дочь. Сын да дочь красные дети, т. е. двоечка. Один сын не сын (не помощь), два сына не сын, три сына сын. У меня два сынка, сыночка. Это сынишка мой. Неудатный сынища отцу-матери покор. Толковый словарь Даля
  17. сын — сын м. 1. Лицо мужского пола по отношению к своим родителям. || перен. разг. Человек, тесно связанный с кем-либо, чем-либо; питомец. 2. Потомок. 3. перен. Мужчина как носитель характерных черт своей среды, своего народа. Толковый словарь Ефремовой
  18. сын — I I, род. п. -а, мн. сыновья́ (из *сынове по аналогии *bratrь̂ja; см. Дурново, Очерк 285; едва ли из *сынова, как предполагает Соболевский (Лекции 218, 220); укр. син, блр. сын, др.-русск., ст.-слав. сынъ υἱός (Остром., Супр.), болг. синъ́т, сербохорв. Этимологический словарь Макса Фасмера